Одесская площадь
Расположена на берегу у выхода ул. Коммунаров к Днепру. Площадь формировалась на протяжении 20-х — конца 50-х годов. Долго она называлась так — «площади морского и речного вокзалов», и лишь в конце 1967 г. получила современное наименование.
В конце XIX в. в районе нынешней речной пристани находилась пристань Каравадина и К°, а в начале XX в. в данном районе уже функционировало несколько небольших пристаней. В 1907 г. рабочие-конопатчики трех пристаней забастовали, требуя увеличения зарплаты, за что были арестованы.
В течение 1913—1915 гг. сюда была подведена ветка железной дороги, что создало большие транспортные перспективы, осуществлению которых помешала первая мировая война.
…С января по март 1919 г. Херсон оккупировали англо-франко-греческие войска. Подпольный городской комитет КП(б)У создал иностранное бюро, которое вело пропагандистскую работу среди французских солдат и матросов. Она принесла успех — солдаты 176-го французского пехотного полка и моряки линкора «Жюстис» отказались выполнять приказы своего командования.
10 марта под натиском Красной Армии интервенты бежали из Херсона. Покидая город, корабли интервентов по приказу контр-адмирала Легэ открыли артиллерийский огонь зажигательными снарядами по амбарам: сюда было согнано около 1000 мужчин, женщин и детей. Постройки запылали; пытавшихся спастись расстреливали из пулеметов, 500 человек сгорели заживо. На месте амбаров остались развалины.
По окончании гражданской войны центр деятельности порта постепенно переносится на нынешнюю Одесскую площадь, которая, как говорилось выше, только начала формироваться. В 1923 г. зерновой хлеб поступал сюда по железной дороге; тогда же в Херсон прибыло первое итальянское судно, начали осуществляться экспортные и импортные перевозки. В годы предвоенных пятилеток предприятие было реконструировано.
256 работников морского порта сражались на фронтах Bеликой Отечественной войны. Звания Героя Советского Союза удостоены Я. Г. Бреус и В. П. Майборский, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота. Оба героя остались живы.
В память о погибших портовиках возле здания морского вокзала в 1969 г. установлена гранитная стела.
Современный морской порт оборудован мощной техникой, обеспечивающей погрузочно-разгрузочные работы. Через него идут экспортно-импортные перевозки. С 1961 г. между Херсоном и Одессой ходят пассажирские суда на подводных крыльях.
В 1921 г. было создано Нижне-Днепровско-Бугское пароходство, в состав которого вошла речная пристань «Херсон», занимавшаяся перевозками по Днепру и Бугу. После постройки шлюза Днепровской ГЭС им. В. И. Ленина началось сквозное судоходство по Днепру. 1 мая 1933 г. открылось пассажирское пароходное сообщение между Киевом и Херсоном; значительно возросла перевозка народнохозяйственных грузов.
Многие речники сражались на фронтах Великой Отечественной войны. В память о погибших в 1967 г. на главном фасаде речного вокзала (построен в 1951 г.) установлена мемориальная доска с их именами и текстом: «Вечная слава речникам-херсонцам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
В 1946 г. пристань «Херсон» была реорганизована в речной порт, его коренная реконструкция завершилась в 1972 г. Ныне пассажирские перевозки осуществляются теплоходами, судами на подводных крыльях, речными трамваями. И хотя в декабре 1985 г. открылось автомобильное движение по мосту через Днепр в районе пгт Антоновка, многие пассажиры предпочитают ехать в Цюрупинск и Голую Пристань водным транспортом.
Одесская площадь связана с разными районами города троллейбусными и автобусными линиями.
(из книги «Херсон. Улицы помнят» авторы Л. И. Костюк, В. Ф. Ракович, И. Д. Ратнер)