Привокзальная площадь
…16 октября 1907 г. в жизни Херсона произошло большое событие: открылось железнодорожное сообщение с городом Николаевом. Местная газета «Родной край» писала, что первый поезд прибыл «переполненный пассажирами. Поджидавших у вокзала извозчичьих пролеток и экипажей было 80 шт., и все они были заняты прибывшими».
Через месяц с небольшим — 28 ноября — в окно поезда, везущего новобранцев из Николаева в Херсон, был выставлен красный флаг. Это и подобные выступления обеспокоили местные власти, и в январе 1908 г. они объявили линию Херсон — Николаев на чрезвычайном положении.
В годы Великой Отечественной войны эта линия была разрушена. Движение возобновилось 4 февраля 1957 г., а спустя 10 лет Херсонское отделение железной дороги перешло на тепловую тягу. Ныне грузооборот железнодорожного узла вырос до 12 млн. тонн в год. Вокзал ежегодно обслуживает 1,5 млн. пассажиров.
Еще недавно площадь находилась далеко от городских строений. Даже в первой половине 50-х годов нужно было преодолеть большой пустырь, чтобы попасть на обжитое место. Теперь площадь почти в центре города. Появились в Херсоне троллейбусы, и первый маршрут в 1960 г. связал город с Привокзальной площадью.
Основной акцент площади — здание вокзала с прямоугольной зеленой площадью перед ним. В начале 70-х годов реконструировалась проезжая часть перед вокзалом, с подъездами и развязками. Реконструкция здесь будет продолжаться.
(из книги «Херсон. Улицы помнят» авторы Л. И. Костюк, В. Ф. Ракович, И. Д. Ратнер)