Площадь Октябрьская
В XVIII веке место, где впоследствии находилась Одесская площадь, было единственным в черте гражданского предместья Херсона, к которому могли приставать корабли. Остальной берег был заболочен. Поэтому, именно здесь была построена первая городская пристань в виде широкого (около 15 метров) деревянного моста, длиной в 140 метров.
К концу XVIII века эта пристань обветшала и была разобрана, а в начале XIX века город Херсон стал губернским центром и пристань была восстановлена. В середине XIX века, когда шли работы по строительству Днепровской набережной, на будущей площади были построены казармы арестантской роты, которая использовалась на работах.
После 1856 году на этом месте обосновалась пристань Р.О.П.иТ. (Русское общество пароходства и торговли), осуществлявшего грузовые и пассажирские перевозки в города Александровск (Запорожье), Николаев и Одессу. Одесское направление было самым популярным. Не случайно уже на плане 1874 года площадь была названа Одесской.
В 1967 году Одесская площадь была переименована в Октябрьскую площадь. Название же Одесская перешло к площади речного и морского вокзалов.
Портовое управление
Управление работ Херсонского порта основано в 1902 году согласно указу Сената от 3 июня 1902 года. Управление руководило строительством портовых сооружений и оснащением Херсонского торгового порта и подчинялось отделу торговых портов Министерства торговли и промышленности.
Здание построено тогда же, в 1902 году, по проекту городского архитектора Антона Ивановича Сварика с использованием необычных для Херсона элементов романской архитектуры. До этого Херсонское портовое управление было размещено в доме Подпалова по Гимназической улице. На участке, отведенном городом в 1901 году, проектировалось еще построить жилые дома, но эта идея осуществилась позже. Управление работ Херсонского порта было ликвидировано в 1920 году. Сейчас в этом здании Управление Херсонского морского торгового порта (пр-т Ушакова, 4).
На втором плане почтовой карточки видны дома, расположенные по улице Гимназической. Слева — дом с шатровой крышей — Александра Петровича Писарева (ул. Красностуденческая, 2), правее — дом с башней на улице Гимназической (ул. Красностуденческая, 6), а рядом с ним виден жилой дом в виде башни (ул. Морская, 5).
(из книги «Улицами старого Херсона», авторы В.Б. Пиворович, С.А. Дяченко)
Расположена у выхода просп. Ушакова к берегу Днепра. Площадь образовалась во второй половине XIX в.
Известно, что уже в 1874 г. она называлась Одесской. Современное наименование получила в 1967 г.
В начале нашего века в центре площади находилось небольшое каменное строение — кухня и деревянный барак, где жили рабочие порта; восточнее размещался пивоваренный завод, а рядом с ним — «машинное отделение водопровода».
Водопровод в Херсоне был проложен в 1887 г. Деньги на его постройку город взял взаймы у местного богача Пастухова и поэтому население говорило: «водопровод Пастухова». К 1895 г. водопроводная сеть длиной 24 версты обеспечивала 418 домов. Рабочие и служащие херсонского водопровода принимали участие в событиях первой российской революции. 16 ноября 1905 г. они провели забастовку и добились увеличения заработной платы.
В довоенное время водопроводная сеть имела протяженность 70 км, а ныне она увеличилась более чем в семь раз. Управление водопроводно-канализационного хозяйства размещается в д. № 9.
На прибрежной части находилась городская пристань Херсонского порта. Росту его торговых операций содействовал спрос на хлеб. В 1902 г. завершилось сооружение судоходного канала, соединившего порт с морем. И уже через три года от пристани херсонского порта отошли в Антверпен, Берген, Венецию, Гамбург, Геную, Глазго, Константинополь, Ливерпуль, Роттердам и другие порты 125 судов с грузом в 22,5 млн. пудов (сравним: в 1902 г. — 35 тыс. пудов). Импорт был незначительным. Наиболее результативным до первой мировой войны стал 1911 г., когда из порта за границу ушло 59,6 млн. пудов зернового хлеба. В связи с Балканскими войнами 1912—1913 гг. и последовавшей за ними первой мировой экспорт прекратился.
Рабочие-портовики участвовали в забастовочном движении. В сентябре 1907 г. бастовали грузчики парохода «Людмила»; в августе 1913 г. — 250 женщин-грузчиц, требовавших увеличения оплаты труда.
В непосредственном соседстве с нынешней площадью, на восток от нее, в конце XVIII — начале XIX вв. находились эллинги Херсонской адмиралтейской верфи — колыбели Черноморского флота. Здесь в 1972 г. был воздвигнут памятник первым херсонским корабелам — трехмачтовый парусник на высоком постаменте (авторы — скульпторы И. Г. Белокур, В. Н. Потребенко, В. Л. Шкуропат, архитекторы Г. П. Сикула, Ю. П. Тарасов). По бокам постамента — барельефные изображения судостроителей XVIII в. и современных.
У одетой в камень набережной имеет «постоянную прописку» учебный барк Херсонского мореходного училища «Товарищ», который отдыхает здесь после дальних рейсов.
Зеленая зона площади дополняет облик этого уютного уголка города, располагает к отдыху.
(из книги «Херсон. Улицы помнят» авторы Л. И. Костюк, В. Ф. Ракович, И. Д. Ратнер)