От шулера – до советского генерала
Одесские и московские историки и архивариусы до сих пор спорят о месте рождения этого человека. А вот то, что его детство и юношеские годы прошли в Херсоне, — вне сомнений. Став известным шулером, он сумел дважды уклониться от расстрельной статьи, дослужиться до генеральского звания и многих правительственных наград, с почестями выйти на пенсию и до последних дней жизни почивать на лаврах
Уже в 10-летнем возрасте Нафталий Френкель работал подручным в конторе Льва Гурфинкеля — одной из самых известных строительных контор в Херсоне начала XX века. Отец Нафталия был снабженцем. И мальчишка хорошо знал методы добывания дефицитных материалов. На его глазах совершались всевозможные сделки и операции между предприимчивыми чиновниками. Казалось, что для Френкеля-старшего ничего невозможного нет. Через пять лет уже и Нафталий чувствовал себя в деловых кругах как рыба в воде. 15-летний прораб сумел обрасти новыми знакомствами, переманить под крыло своей конторы лучших специалистов. Через два года он устроился работать в Николаевскую экспортную контору Шнейдера. Интересы Нафталия устремляются за границу. Деньги рекой потекли на счета его фирмы. Однажды побывав в Европе, юноша изъявляет желание получить образование в Германии. Шнейдер финансирует 3-летнее пребывание Френкеля в этой стране и его учебу. А тем временем херсонская и николаевская конторы Гурфинкеля и Шнейдера сливаются в мощную экспортно-строительную структуру с огромным капиталом и представительством в Одессе.
Получив диплом с отличием, насмотревшись разнообразных картинок заграничной жизни и вдоволь надышавшись воздухом Европы, Френкель возвращается на Родину. Он вежливо отклоняет предложение своих бывших хозяев о дальнейшей совместной работе. Масса новых идей и острое коммерческое чутье не дают Нафталию покоя. И он открывает своё дело.
Фраза «Весь импорт делается в Одессе, на Малой Арнаутской», получившая в наши дни вторую жизнь, относится непосредственно к Нафталию Френкелю. Создав массу артелей, он насыщает рынки Одессы, Херсона, Николаева подделками известных зарубежных фирм. Через год Френкель становится самым крупным предпринимателем, руководящим огромными финансовыми потоками. Но в Одессе где деньги — там и Мишка Япончик. В кафе Фанкони происходит их встреча. Япончику молодой коммерсант понравился: ему импонировали ловкость и размах, с которыми тот вел дела. Френкель тоже по достоинству оценил нового знакомого, понимая, что надежней «крыши» ему не найти. И они пожали друг другу руки.
После известных событий 1917 года вся шулерская коммерция резко пошла вниз. За короткое время в Одессе власть менялась более десяти раз. Союз Япончика и Френкеля терпел финансовый крах. Чтобы спасти себя, они решаются на хитрость, предложенную Френкелем. В июне 1919 года всенародно объявляют о своём переходе в ряды Красной Армии. Через месяц Нафталий Френкель в составе 54-го полка под командованием Михаила Винницкого (настоящие имя и фамилия Мишки Япончика) принимает участие в боевых операциях на Южном фронте. В августе 1920 года полк Мишки Япончика освобождает Херсон от петлюровцев. Но даже будучи в форме командира Красной Армии, Френкель не прерывает тесную связь с воровским миром. Вместе с Япончиком они продолжают контролировать одесский порт и проходящие через него грузы. Именно в эти годы авторитет Френкеля среди уголовников резко возрастает.
В период нэпа масштабы коммерции и шулерства Нафталия становятся поистине фантастическими. Контрабандный товар реализуется в Ростове, Воронеже, Астрахани, Киеве… Беспрепятственно одесская контрабанда попадает в Турцию, Грецию, Болгарию.
В московскую ЧК стали поступать донесения, что в Одессе все так запутано, что невозможно разобраться, где чекист, а где бандит. По приказу сверху в «жемчужину у моря» направляются свежие силы. Френкеля арестовывают. Суд приговаривает его к расстрелу. Но в последний момент высшую меру заменяют десятью годами каторги на Соловках. Руководство спецслужбы не согласно с мягким приговором Френкелю и требует пересмотра дела. Новый суд и снова приговор — расстрел. Но… Огромная взятка судье — и Френкелю вновь заменяют смертный приговор на 10 лет каторги. И Нафталий отправляется на Соловки. Для кого-то они и были каторгой, но только не для Френкеля. Он предлагает лагерному начальству свои услуги в строительстве. Лагеря расширялись, строить надо было много. И Френкель с головой уходит в работу.
В мае 1926 года Управление соловецких лагерей сокращает срок Френкеля вдвое. А через год его досрочно освобождают и назначают… начальником производственного отдела Управления соловецких лагерей. Френкель головокружительными темпами делает карьеру. В 1930 году он — руководитель строительства исправительно-трудовых лагерей в республике Коми. В 1931-м — главный прораб Беломорстроя. Позднее — начальник Белбалтлага. Он рвется на самые ответственные участки социалистического строительства. Ему доверяют, и он достойно справляется. В 1932 году Нафталия Ароновича Френкеля награждают орденом Ленина. И только в 1937 году в его карьере происходит осечка. По предъявляемым обвинениям ему снова грозит расстрел. Но Френкель и на этот раз искусно изворачивается. По личному указанию Лаврентия Берии его освобождают до суда. И не просто освобождают, а возносят. Он получает очередное звание и второй орден Ленина!
29 октября 1943 года начавшему жизненные университеты в Херсоне Нафталию Ароновичу Френкелю присваивают звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы и вручают третий орден Ленина.
Р. S. Пенсионер Союзного значения Нафталий Френкель умер в 1960 году.