Фантазии на темы будущего
Пока писатели-фантасты, художники и учёные умы фантазировали на темы далекого будущего, простые механики-самоучки, неграмотные изобретатели «от сохи» понемногу делали своё дело и тоже внесли огромный вклад в развитие всемирного прогресса. Но в отличие от фантазёров-теоретиков, фантазёры-практики испытывали свои изобретения непосредственно в деле
Одним из таких людей был Таддеус Кэхилл. Уверен, это имя ничего не говорит современному человеку, а когда-то оно было широко известно. Именно он еще в конце позапрошлого века получил патент на «принцип и устройство для произведения и распространения музыки с помощью электричества». По сути, Кэхилл явился прародителем всех современных электромузыкальных инструментов. В 1906 году он построил первый электромузыкальный агрегат. Язык не поворачивается назвать это «нечто» музыкальным инструментом, так как вес его был порядка 200 тонн и длина около 20 метров! А стоимость его оказалась просто-таки фантастической. Впрочем, даже это ничуть не смутило гения. Основу «музыкального ящичка» составляли 145 электрогенераторов разной частоты с кучей всевозможных переключателей, индукторов и клавиш. Игру на этом агрегате производили «в четыре руки», так как сам музыкант не мог одновременно играть и управляться с рычагами и переключателями. Музыкальный сигнал, издаваемый «динамофоном» или «телармониумом» — так назывался этот аппарат, поступал непосредственно в телефонную линию, что позволяло абонентам телефонной сети, не выходя из дома, прослушивать первые «электронные» концерты, состоявшие из произведений Баха, Шуберта и Моцарта. Интересно, что эта машина удачно имитировала акустические музыкальные инструменты — флейту, барабан, а также воссоздавала доселе неизвестные звуки. По отзывам современников, музыка, воспроизводимая на этом необычном музыкальном аппарате, была мягкой и приятной для слуха. Вскоре изобретатель построил вторую машину и основал «английскую музыкальную компанию». Третья усовершенствованная машина была построена в 1911 году. Мощность ее была настолько велика, что несовершенная и не приспособленная для таких серьезных испытаний телефонная аппаратура выходила из строя. Судебные иски в пользу телефонных компаний окончательно подорвали финансовую базу предприятия Кэхилла, которое закрылось в 1916 году. Сам гениальный изобретатель, оставшийся без средств, влачил жалкое существование и через 18 лет умер в полной нищете.
Нужно отметить, что и херсонские обыватели не оставались в стороне от технического прогресса. Они не только абстрактно фантазировали на темы будущей светлой жизни, но и вносили свою посильную лепту. Причем чаще всего по неведению не регистрировали свои изобретения. Тем не менее известен факт постройки оригинального летательного аппарата херсонцем, студентом Санкт-Петербургского политехнического института А. А. Фальц-Фейном. В глухом селе Херсонской губернии крестьянин Плотников изобрел незаменимые в слякотную пору года «жестяные мокроступы», которые успешно демонстрировал в Москве. Проживающий в селе Богоявленское изобретатель В. А. Мельниченко создал целый ряд сельскохозяйствен-ных машин. Им были придуманы и с успехом использовались: автоматическая мотыга, жатвенная машина, фрезерный плуг, катковый экспиратор для разрыхления почвы и уничтожения сорняков, молотилка для подсолнухов и маслоотделитель. Эти сельскохозяйственные машины получили самую высокую оценку специалистов. Правда, дальше полей Богоявленского дело не пошло. А через несколько лет фрезерный плуг был запатентован в Германии.
Использование электроэнергии в году 2000-м для освещения и обогрева жилищ — вполне обыденная вещь, считал художник начала ХХ века. Ну что ж, тут он угадал. Действительно, нет жизни в нашем современном мире без электричества!
Интересно, что еще в начале прошлого века в воздухе витала идея передачи энергии на расстояние без помощи проводов. Известный изобретатель Маркони в своем интервью одному из технических журналов отмечал: «Не далее чем через два поколения у нас будет не только беспроволочный телеграф и телефон, но и беспроволочная передача энергии индивидуальным и корпоративным пользователям, беспроводное отопление и освещение, а также беспроводное орошение полей». Почти в одно время с интервью Маркони херсонские газеты радовали своих читателей сообщениями о «новом способе уличного освещения, в силе света не уступающем электрическому»: «Газ добывается из городских отбросов и дает яркое освещение, совершенно не коптящее пламя при обыкновенном давлении в газопроводах. Этим способом достигается две цели — дешевизна освещения и полное уничтожение дорогостоящих свалок». Но еще прошло немало лет, прежде чем электричество появилось в Херсоне. А дорогостоящие свалки мы не изжили до сих пор.
Даже в наше «напичканное» автоматикой время не удалось полностью изжить механический процесс в пошиве одежды. Выходит, художник-фантазёр из прошлого века намного опередил и свою, и нашу эпохи. Кстати, один из жителей Херсонской губернии, бездомный крестьянин В. Ф. Балашов, в начале ХХ века тоже опередил своё время, придумав «оригинальный искусственный кожух». Его изготовлялся из просмоленной парусины или брезента. На внутреннюю его асть «настегивали» стриженную овечью шерсть. Этот способ, не требовавший убоя животного, получил высокую оценку писателя Льва Толстого, которому Балашов прислал в дар один из изготовленных им кожухов. Местное земство, закупив у изобретателя несколько образцов, предполагало отправить их на всемирную выставку в Париж. Балашов не озаботился получением патента на своё изобретение, и идею, конечно же, украли.
С того самого момента, когда человек начал использовать первое придуманное им приспособление в своем труде, на планете началась новая эра — бесконечная эра фантазии и изобретательства. Развивающийся и совершенствовавшийся человеческий разум стал являть миру более сложные приспособления и механизмы, облегчающие существование общества. К сожалению, многие технологии в процессе длительной технической эволюции оказались навсегда утеряны. Однако же построенные с их помощью монументальные сооружения пережили века и не перестают восхищать своей величественностью современного человека. Впрочем, даже это было лишь подготовкой к чему-то более серьезному. Века сменялись, происходили события, изменяющие и ускоряющие бег часов истории.
С изобретением парового двигателя, а также двигателя внутреннего сгорания время на планете Земля помчалось бешеным темпом. Резкий промышленно-технический скачок XIX века и появление новых технологий в веке ХХ, дали возможность человеку XXI столетия почти полностью автоматизировать свою жизнь, чего в полной мере не могли и представить себе даже самые отъявленные фантазеры прошлого. Мы пользуемся мобильными телефонами, компьютерами, современной высокоскоростной техникой и прочими достижениями человеческого ума, без которых не представляем свою жизнь. И даже не думаем о том, что это стало возможным лишь благодаря творческому полету мысли изобретателей-фантастов живших и творивших на протяжении многих веков с глубокой древности до наших дней.
В 1900 году херсонская газета «ЮГъ» сообщала: «Киевская полиция обратилась к полиции других крупных городов с просьбой выслать ей списки и фотографические карточки живущих в этих городах воров, чтобы не допустить их оперировать в случае приезда в Киев. Но если бы полиции городов были известны списки и фотографические карточки живущих здесь воров, то их бы просто не допустили ехать в Киев». Этим надо полагать и следует объяснить лаконичный ответ из Херсона: «В подведомственном мне городе воров нет и не проживает». Да, уж, ответ вполне достойный вопроса. На открытке художника-фантаста недремлющее и всевидящее око полиции будущего проникает сквозь стены. Кстати, буквально неделю назад в СМИ промелькнуло сообщение, что ученые и конструкторы Израиля продемонстрировали миру подобное устройство. Так что можно считать, художник-фантаст попал в точку.
Парикмахерская будущего. Аппаратура стрижет и бреет клиентов 2000 года, совершенно не требуя присутствия обслуживающего персонала. Полная автоматизация процесса! Таким виделся художнику 2000 год. Но даже в наше столь «продвинутое» время изобретатели так и не решились доверить опасную бритву бездумной машине.
В то время, когда карандаш художника рисовал картины будущего, херсонские мастера-парикмахеры вели борьбу с конкурентами за клиента. «Первоклассная парикмахерская С. Банщика. Первоклассные мастера, дезинфекция инструментов и вежливое обращение. С почтением С. Банщик» — эта реклама появилась в херсонской газете «ЮГъ» в 1911 году.