Херсонский «Титаник» тонул пять раз!
В июле 1912 года, спустя три месяца после трагедии в Атлантике, где затонуло пассажирское судно «Титаник», в Херсонской губернии произошла крупная катастрофа, ставшая главной темой первых полос российских газет
Около двух часов ночи вблизи острова Березань столкнулись два судна: пароход «Князь Потёмкин» и шедшее из Херсона грузовое судно «Аскольд» с углем на борту. Оба парохода принадлежали «Русскому Обществу Пароходства и Торговли» (РОПиТ).
«Неизвестно, по какой причине “Аскольд” врезался в пароход “Князь Потёмкин”. Раздался сильный треск. Вода хлынула в пароход. Среди пассажиров поднялась неимоверная паника. Многие, а в основном это были женщины и дети, в одном белье стали выскакивать из классов, метались по пароходу и молили о помощи. Слышны были крики: “Наконец и мы дождались участи “Титаника”», – писали газеты.
На борту «Князя Потёмкина» было 278 пассажиров. Среди них – 20 арестантов и 10 конвоиров. Кроме того, пароход перевозил 1500 пудов различного груза и большой автомобиль владельца Одесской табачной фабрики Асвадурова. Через час судно затонуло…
«Князь Потёмкин» (на фото), построенный на Николаевской судоверфи и спущенный на воду в 1892 году, по праву считался одним из красивейших пароходов РОПиТ. Однако судьба судна отнюдь не соответствовала его красоте. Буквально со дня ввода в эксплуатацию злой рок постоянно преследовал его. Незначительное повреждение корпуса, на некоторое время задержавшее первое плавание, пароход получил ещё во время спуска на воду.
Затем, уже в начале ХХ века, перед закрытием навигации «Князь Потёмкин» оказался затёртым льдами Днепро-Бугского лимана. Тогда он получил серьезное повреждение корпуса и рулевых механизмов. Полузатопленный пароход с большим трудом отбуксировали в николаевский док и восстановили уже к следующей навигации.
После этого «Князь Потёмкин» продолжал ходить по прежнему маршруту Херсон–Николаев–Одесса. Однако уже в феврале 1908 года, при прохождении ещё одного ледового поля, он снова потерпел серьёзную аварию, на исправление последствий которой ушло больше года.
Но самая крупная авария судна, повлекшая за собой человеческие жертвы, произошла ровно через три месяца после гибели знаменитого на весь мир «Титаника». По сообщению «Одесских ведомостей», пассажирский пароход «Князь Потёмкин» только что вышел на линию после длительного ремонта. Из-за столкновения с «Аскольдом» за ним прочно закрепилось неофициальное название «Херсонский “Титаник”». Его снова подняли и отремонтировали. Судно продолжало курсировать по прежнему маршруту вплоть до 1918 года, но благодаря славе «неудачника» количество пассажиров на нём резко сократилось…
В 1917 году имя парохода подкорректировали, убрав в связи с требованием времени громкий княжеский титул – он стал просто «Потёмкиным». В1918-м всего лишь за полгода судно несколько раз меняло хозяев. Оно поочередно находилось под контролем немцев, англичан, французов. Наконец, после вывода иностранных войск пароход стал белогвардейским. Однако увести его в Новороссийск белые не успели.
15 мая 1919 года ужасный шторм обрушился на Тендровский залив, где в это время на якорях стояли около 20 судов, ожидавших приказа выйти в море. Ураган выбросил несколько судов на берег, некоторые затонули. В числе последних оказался и «Потёмкин»…
Только через 14 лет черноморская команда ЭПРОНа (экспедиция подводных работ особого назначения) подняла судно и отбуксировала на Одесский судоремонтный завод. Вновь восстановленный пароход под прежним названием «Потёмкин» занял свое место среди судов Черноморского флота.
В августе 1941 года, почти перед самым вторжением фашистской армии в Херсон, пароход успел уйти в Севастополь, а затем в грузинский порт Поти. Зиму и весну 1942 года судно занималось доставкой боеприпасов и продовольствия защитникам Керчи, эвакуировало раненых. Однако в начале мая при погрузке раненых он подвергся атаке немецких бомбардировщиков и, получив несколько прямых попаданий, затонул на небольшой глубине.
В начале 1943 года многострадальный «Потёмкин» был поднят немцами и отведен в Николаев для починки. Ремонт затянулся до осени. Затем пароход, получивший новое название «Sperrbrecher-194», под фашистским флагом ушёл в Румынию – для переоборудования во вспомогательное военное судно- прорыватель минных заграждений. Работы завершились в мае 1944 года. Однако к тому времени для фашистов уже наступили тяжелые дни возмездия. Советская армия уверенно теснила врага к западным границам. Краснозвездные бомбардировщики углублялись во вражескую территорию, уничтожая важные стратегические объекты.
Во время одной из бомбардировок в августе 1944 года на реке Дунай у Систова был подбит и затонул брошенный экипажем «Sperrbrecher-194». А уже в сентябре возвышавшийся над отмелью пароход подняли советские специалисты и отбуксировали его в Одессу. Правда, после ремонта судно стали использовать уже совершенно в ином качестве. Бывший «Князь Потёмкин» превратился в обычную несамоходную баржу,
в качестве которой безо всяких аварий и происшествий добросовестно трудился вплоть до 1953 года. Затем был списан и порезан на металл.
Так закончилась история херсонского «Титаника», погибавшего за свою долгую жизнь пять раз.
Теги: кораблекрушение, пароход