С днём рождения, херсонский троллейбус!
Ровно 50 лет назад – 10 июня 1960 года – на улицах Херсона впервые появился «рогатый» транспорт
— Какой транспорт самый быстрый?
— Троллейбус.
Он и привязанный как мчится,
а попробуй отвязать!
(народный эпос)
Совсем еще недавно в Херсоне насчитывалось 15 троллейбусных маршрутов, а на улицы города ежедневно выходило более сотни машин. Однако, по всей видимости, лучшие времена херсонского троллейбуса канули в мифическую Лету. Давний кризис, переживаемый коллективом «Херсонэлектротранса», более чем вполовину сократил численность маршрутов и машин. А недавние забастовки на предприятии, заставившие жителей города пересесть в маршрутные автобусы, лишний раз подчеркнули его несостоятельное и нестабильное положение. Вдвойне неприятно и то, что конфликтная ситуация на предприятии происходит в канун 50-летнего юбилея херсонского троллейбуса.
Трамвай для города
Пожалуй, несмотря на официальный полувековой юбилей троллейбуса, историю городского электротранспорта нужно начинать всё же с 1900 года. Именно тогда Городская дума приняла решение «об устройстве в городе Херсоне электрического освещения». Подряд на постройку дизельэлектростанции и городской энергосистемы включал в себя одновременно сооружение городской трамвайной сети и введение ее в эксплуатацию.
Нельзя сказать, что предприятие провалилось, так как не нашлось желающих взять столь выгодный долгосрочный подряд. Напротив – их было достаточно много. Причем многие технические фирмы носили громкие, известные в Европе имена. К примеру, «Сименс и Гальске» или же «Бельгийское анонимное общество электрической тяги и электрического освещения» – главный концессионер итальянских трамвайных линий.
Однако, как всегда у нас бывает, подряд решили отдать «своему» – родственнику одного из «думцев», предпринимателю Максимилиану Рындзюнскому. Получив подряд и оставив в залог 15 тысяч рублей (деньги по тем временам немалые), Рындзюнский исчез из поля зрения херсонцев навсегда.
Когда же спустя 3 года срок контракта истек, дума вновь приступила к поискам подрядчика и почти сделала выбор. Но тут началась русско-японская война, вслед за ней – революционная смута 1905 года. Только к 1907 году, когда порядок в стране был несколько восстановлен, один из гласных думы – Пётр Соколов – предложил городу заем в 250 тысяч рублей для устройства в Херсоне электрического освещения. Теперь местное самоуправление решило не рисковать и обойтись без городского электротранспорта.
Кстати, к электротранспорту, в частности, к трамваю, Херсонщина имеет самое непосредственное отношение. В 1898 году в Алешках (ныне Цюрупинск) был похоронен умерший в крайней нищете здесь же в армейском пансионе изобретатель трамвая на электротяге полковник Пироцкий. Первый электротрамвай Пироцкого начал перевозить пассажиров в Санкт-Петербурге 3 сентября 1880 года. Немцы же, братья Сименс, были лишь вторыми. Их трамвай пустился в путь на год позже, в 1881 году.
Следующая попытка внедрения в Херсоне электротранспорта была предпринята уже в советское время. Однако по каким-то причинам готовое начаться строительство было свернуто, а изготовленные для трамвайной линии железобетонные конструкции использовали при возведении автомобильного моста через реку Кошевую.
Херсонскому троллейбусу быть!
В 1959 году был утвержден новый проект херсонского электротранспорта. Теперь в качестве городского транспортного средства решили использовать бесшумные троллейбусы.
Первую очередь городской троллейбусной линии возводила опытная бригада монтажников, участвовавших в 1959 году в строительстве и пуске сложной троллейбусной магистрали Симферополь–Алушта в Крыму. Одновременно с установкой в Херсоне опор электролинии на маршруте вели работы по устройству современного уличного освещения. 23 апреля 1960 года на участке улицы Перекопской – от проспекта Ушакова до фабрики Войкова – впервые в городе загорелись яркие люминесцентные лампы. А спустя пару дней, 25 апреля, 6 новеньких троллейбусов прибыли в Херсон. К назначенному сроку были закончены все приготовления, испытана электролиния, и 10 июня 1960 года первый херсонский троллейбус маршрута № 1 вышел в свой первый рейс.
Маршрут троллейбуса начинался у железнодорожного вокзала, проходил по проспекту Ушакова, улице Перекопской и заканчивался конечной остановкой у пересечения с улицей Хороводной (ныне Ладычука). Самым первым троллейбусом, вышедшим на линию ровно 50 лет назад, управлял водитель В. А. Ляшенко. Пассажиров обслуживала кондуктор М. Т. Ягоджинская. В первый же день херсонские троллейбусы перевезли 11932 пассажира!
К середине декабря того же года была испытана вторая очередь маршрута № 1, протянувшаяся от улицы Хороводной до хлопчатобумажного комбината. А официально первый городской маршрут № 1 в полном объеме начал действовать с 8 февраля 1961 года.
Затем, в 1962 году, появился маршрут № 2: Железнодорожный вокзал–Кузни. Газета «Наддніпрянська правда» зафиксировала на своих страницах это неординарное событие: «…Ещё только вчера электрики хозяйничали на высоте, что-то проверяли и поправляли на опорах. А вот сегодня – трасса готова. Троллейбус прошел мимо привычного поворота на Перекопскую, мимо улицы Горького и повернул на реконструированную улицу Ленина. На красном полотне, прикрепленном к кабине водителя, блестят слова: “Поздравляем строителей с досрочным окончанием строительства троллейбусного маршрута № 2!” Уверенно ведет машину водитель первого класса, бывший летчик Григорий Иванович Поддубный. Именно ему – лучшему шоферу троллейбусного управления – выпала честь открывать новый троллейбусный маршрут. И он внимательно прислушивается к “поведению” машины на ещё необкатанной трассе… Позади Кошевой спуск. Наконец – кольцо при въезде на мост через Кошевую. Здесь, около конечной остановки, собрались строители, представители общественности. Они приветствуют прибытие троллейбуса-“разведчика”».
Пробный рейс прошел успешно. Это было 10 августа 1962 года. А утром следующего дня состоялось торжественное официальное открытие маршрута № 2. Пять троллейбусов пошли по новой трассе. Парк пополнился тремя машинами марки ЗиУ-5 – комфортабельными, технически совершенными, подобных которым нет ни в одной стране Европы.
Впоследствии почти ежегодно к существующим городским маршрутам прибавлялся новый, да и количество троллейбусов в парке неизменно росло. Хотя, впрочем, даже в этом случае троллейбусники с превеликим трудом справлялись со всё возрастающими объемами пассажироперевозок. Еще бы! К этому времени городской троллейбус прочно завоевал любовь горожан как удобное, экологически чистое и недорогое транспортное средство. Чтобы удовлетворить потребности херсонцев, с 1988 года на городские маршруты вышли троллейбусные поезда, состоявшие из двух машин. Экспериментальный выезд первой парной сцепки состоялся 8 июня 1988 года на маршруте № 12. Проба прошла удачно, и вскоре машины увеличенной пассажировместимости появились почти на всех городских маршрутах.
Теги: транспорт