«Гривна» помогла найти могилу летчика-аса времен Великой Отечественной войны
Пожалуй, вряд ли кто мог предположить, что появившаяся в конце августа 2012 года в газете «Гривна» статья о праздновании юбилея райцентра Нижние Серогозы в скором времени будет иметь не совсем обычное продолжение…
Не мог предположить этого и автор, упомянувший вскользь о том, что в центре села в братской могиле был похоронен один из самых результативных советских летчиков периода Великой Отечественной войны капитан Александр Михайлович Бастриков. Погиб он в результате несчастного случая в ноябре 1943 года.
Однако спустя примерно полгода со дня публикации в редакции раздался телефонный звонок из далекого российского города Екатеринбурга. Звонила внучка погибшего летчика, Елена Антушева, разыскивавшая место захоронения своего геройского деда. Она видела его лишь на старых фотографиях да вырезках из фронтовых газет, вот уже 70 лет бережно хранящихся в семье.
А еще Елена много лет по крупицам собрала материалы и любую информацию об Александре Михайловиче. В частности, многое о нем поведала ее бабушка Антонина Ивановна, вдова летчика, которая в июле этого года отпразднует (постучим по дереву!) свой 100-летний юбилей! В результате поисков Елене удалось выявить ряд ошибок и несоответствий вокруг имени летчика, причем даже во вполне официальных источниках. Так, зачастую различно указывают год рождения и дату его смерти. К примеру, в Книге Памяти Украины сказано, что заместитель командира 3-го авиакорпуса, капитан Бастриков (правильно Бастрыков) умер 24 февраля 1943 года в хирургическом полевом подвижном госпитале № 4168. В то время как в донесениях о безвозвратных потерях сообщается, что командир эскадрильи 15-го истребительного авиаполка Бастриков скончался 24 ноября 1943 года. Эта же дата указана в сохранившейся в семье похоронке. Так же сомнительно выглядит информация с номером госпиталя, так как хирургический госпиталь с указанным номером был размещен в Нижних Серогозах только 1 декабря 1943 года, то есть фактически через неделю после смерти летчика.
Там же, в Книге Памяти, местом захоронения капитана Бастрикова названа братская могила в центре Нижних Серогоз. Однако фамилии его среди нескольких сотен похороненных здесь воинов найти не удалось. Этот факт был подтвержден и председателем Нижнесерогозского поссовета Александром Грушко, с которым мы связались по телефону. Не смогли уточнить место захоронения летчика и в Херсонском обществе охраны памятников, куда мы обратились и где хранится паспорт сельского мемориала погибшим воинам.
В то же время в воспоминаниях Героя Советского Союза Александра Ситковского, бившего фашистов вместе с асом Бастриковым, есть упоминание о трагической, нелепой гибели летчика и его могиле на сельском кладбище: «25 ноября 1943 года Александра Бастрикова не стало. Случайный выстрел из пистолета в неумелых руках нанес ему смертельную рану. Все попытки спасти его были безрезультатны. Мы стояли у гроба и смотрели на портрет в черной рамке. Не хотелось верить, что его нет больше в живых. И даже никогда не плакавшие не могли сдержать слезы. Похоронили его на кладбище в Нижних Серогозах…»
Действительно, первоначальным местом упокоения капитана Бастрикова было сельское кладбище. Это уж потом, несколько позже, когда в Нижних Серогозах создавали мемориал, останки воинов из отдельных могил перенесли в единое захоронение. Казалось бы, благое дело, а завершилось, как всегда это у нас бывает, совсем не так, как планировалось – потерей фамилии отважного летчика. Как могло такое случиться? Почему ошибку или чью-то халатность не выявили в течение многих десятилетий? Ведь фактически если бы Елена Антушева не занялась поисками могилы погибшего деда, всё осталось бы по-прежнему, без его фамилии на плитах мемориала.
Впрочем, как уверили нас в Обществе охраны памятников, а затем в областном военкомате, подобные ошибки – довольно частое явление, которое обнаруживают и исправляют поныне, спустя 68 лет со дня окончания войны. Этим и объясняется наличие на многих братских захоронениях дополнительных плит с фамилиями погибших.
Чтобы помочь Елене, редакция газеты обратилась с официальным запросом в областной военный комиссариат и очень скоро получила официальное подтверждение места захоронения летчика. А уже накануне 1 мая председатель Нижнесерогозского поселкового совета Александр Грушко, с которым на протяжении всей этой истории мы поддерживали связь, сообщил, что на мемориале в центре села была установлена временная плита с фамилией капитана Бастрикова (см. фото).
Вполне логичным в заключении нашего повествования будет краткий рассказ о некоторых моментах боевого пути капитана Александра Михайловича Бастрикова в годы войны. Дабы и жители районного центра Нижние Серогозы, и гости, посещающие село, знали его и гордились человеком, чьи останки вместе с останками воинов, погибших в боях, покоятся под серыми плитами мемориала.
В 1942 году в составе авиаполка, охранявшего восточные рубежи страны, в должности заместителя командира авиаэскадрильи Александр Михайлович попал на Северо-Кавказский фронт. Это тот период, когда в поддержку гитлеровцам, рвавшимся к нефтеносным районам Кавказа, была брошена итало-фашистская авиация диктатора Муссолини. Невероятно, но всего лишь в течение двух воздушных боев 8 и 9 мая 1943 года авиазвено Бастрикова полностью уничтожило всю итальянскую авиагруппировку! Четыре «ЯКа» против 24 штурмовиков «Капрони»!
Первый бой, в котором советская авиачетветка сожгла 11 итальянских самолетов, длился всего 6–7 минут, а результатам боя в штабе авиаполка поверили, лишь когда командир полка Исаков, вылетевший в район воздушной схватки, лично убедился в этом. В неравном авиабою на долю тогда еще старшего лейтенанта Бастрикова пришлось 6 (!) сгоревших вражеских штурмовиков. То есть летчик расправился с ними, не тратя более одной минуты на машину!
Едва оказавшийся на фронте Бастриков уже после первых проведенных боев был награжден орденом Александра Невского! Потом в жизни Александра Михайловича было еще множество боевых вылетов и блестящих побед над врагом, однако уж очень мало дней было отпущено ему судьбой…
Менее чем за год боевых действий Бастриков совершил 100 боевых вылетов и провел около 40 воздушных боев, в которых одержал 24 личные победы. На его боевом счету – внушительное число уничтоженной боевой наземной техники и живой силы врага, а также два самолета, сожженные на земле при штурме вражеского аэродрома. Фронтовые газеты писали о нападении авиазвена Александра Михайловича на аэродром: «Четыре истребителя, ведомые опытным командиром – капитаном Бастриковым, вылетели вчера на атаку вражеского аэродрома и нанесли большой урон врагу. К району цели истребители вышли внезапно и вскоре увидели до 50 немецких самолетов ХШ-129 и Ю-88. Они стояли с интервалами 50–100 метров друг от друга. Завидя наши истребители, немецкие зенитки открыли сильный огонь, но летчики, искусно маневрируя, спустились до высоты бреющего полета и прочесали пушечно-пулеметным огнем стоянки вражеских самолетов». Завершив налет, советские пилоты без потерь возвратились на свой аэродром.
По воспоминаниям однополчанина Бастрикова, Героя Советского Союза Александра Ситковского, в одном из тяжелых боев самолет Бастрикова был атакован двумя мессерами-охотниками. Один из снарядов попал в мотор, другой разорвался в кабине… Самолет, оставляя в воздухе шлейф черного дыма, устремился к земле. Буквально в последний момент летчик, получивший около 30 осколочных ранений, сумел выброситься с парашютом из горящей машины и приземлиться в расположении наших войск. К счастью, множественные ранения оказались неопасными и вскоре он снова громил врага в воздухе.
Если же говорить о советских асах периода Второй мировой войны в целом, то большинству из нас в лучшем случае известны имена двух наиболее результативных пилотов – Ивана Кожедуба (62 лично сбитых самолета) и Александра Покрышкина (59 лично сбитых). Вместе с тем результативность того или иного пилота определяется по принятой формуле соотношения числа боевых вылетов к числу сбитых самолетов противника. Согласно этой формуле, капитан Александр Михайлович Бастриков входит в десятку самых результативных советских пилотов времен Великой Отчественной войны и занимает в ней почетное шестое место.
Теги: II мировая война