Пески Алешья: факты и легенды
Для Херсонской и Николаевской областей песок – минерал особый. Действительно, если 200 тысяч гектаров территории покрыты песком (а именно такой является площадь Нижнеднепровских песков) – это, как говорится, что-нибудь да значит! Но вот известно о них далеко не всё. Потому время от времени возникают разного рода вопросы и даже легенды. Так что о песках не будет лишним вспомнить еще раз
Где находятся
Алешковские пески имеют общую площадь около 200 тысяч гектаров, состоят из 7 участков (арен) и находятся в Херсонской и Николаевской областях. Самая маленькая арена, Каховская, расположена в Каховском районе. Казачьелагерная – в Каховском и Цюрупинском. Цюрупинская (самая большая), Виноградовская и Чулаковская – в Цюрупинском и Голопристанском районах. Самые западные арены – Ивановская и Кинбурнская. Последняя примечательна тем, что большая ее часть принад-лежит соседям – она находится на территории Очаковского района Николаевщины. И обе омываются морскими волнами: Ягорлыцким заливом и Черным морем.
Откуда пески
В самом деле: откуда, собственно, Днепр (точнее, пра-Днепр) набрал столько песка? Ответ – из Полесья, Украинского и Белорусского.
Именно там, в верхнем течении Днепра, основные типы почв – песчаные и супесчаные. Поэтому пра-Днепр и его притоки захватывали песчаные частицы и несли их вниз по течению. Там, где для этого имелись условия (медленное течение, особенности рельефа дна и так далее), песчинки оседали и откладывались. И если река меняла свое течение, то песок оставался на поверхности почвы и становился частью рельефа.
Кстати, пески были отложены Днепром не только в его низовьях: в среднем течении в нескольких местах также есть участки приречных песков. Кроме того, есть пески, которые были отложены иными реками – Днестром, Доном и Волгой. Но их площадь гораздо меньше, чем песков Нижнеднепровских.
Так что «наши» пески действительно уникальны!
Чем приметен песок Алешья
Действительно – каков он, песок Нижнеднепровских песчаных арен? В общем-то, ничего необычного: не очень крупный, не очень мелкий, светло-жёлтого цвета. Между прочим, этот признак достаточно характерен. Ведь песок является вполне определенным веществом – это оксид кремния. Но чистый оксид кремния прозрачен или белого цвета. Поэтому если песок имеет цвет – значит в нем содержатся примеси.
Желтоватый цвет «наших» песков не случаен: он вызван соединения-ми железа, которые в этих песках содержатся. Правда, в небольших количествах. А вот в других местах Земли в песках примесей больше. Например, кое-где в Сахаре пески имеют ярко-оранжевую, почти красную окраску.
А может, он из моря?
Есть и такое мнение: будто бы не все арены Алешья образовались в результате откладывания наносов пра-Днепром. И что по меньшей мере одна из арен (Кинбурнская) отложена морем. Потому как море рядом, оно эту арену омывает – вот значит море сюда песок и принесло.
Но именно внешние признаки песка Алешья опровергают эту теорию. Ведь и Кинбурнская, и иные арены образованы песками одинакового внешнего вида. И по этим признакам песок Ивановки и Кинбурнского полуострова похож на песок Цюрупинска, а не Скадовска или Железного Порта.
Самый важный признак: «настоящий» морской песок бледнее, так как окислов железа здесь почти нет.
Море и суша: вечная драма
На самом деле туда, где сейчас находятся Ивановская и Кинбурнская арены, море песок не принесло – оно его затопило! Около 2000 лет назад произошло очередное наступление моря на сушу – так называемая Нимфейская трансгрессия. И 2/3 ны-нешних Ивановской и Геройской арен поглотило море. Так что теперь на их месте – Ягорлыцкий залив.
Не было здесь никогда реки!
Да, есть и такое мнение. Кое-кто думает так потому, что сейчас Нижнеднепровские пески – это довольно-таки возвышенные территории. Во всяком случае их высота не меньшая, чем у окружающих степных территорий. Ну а песчаные холмы – знаменитые «кучугуры» – так те вообще иногда достигают высоты около 30 метров.
Что тут скажешь? Всё течет, всё меняется. Во-первых, в разное время происходил подъем этих участков суши. А после того как появились места, где растительность исчезла, действие ветра привело к образованию этих песчаных холмов. Как и в Сахаре и Каракумах: там на огромных территориях пески вообще ничем не закреплены – и неистовые ветры пустыни несут их, выдувая из одних мест и собирая в других. Так и образуются огромные барханы.
Река здесь есть. Под землей
Эту легенду доводилось слышать не раз. Будто бы связь Днепра с теми местами, где он протекал раньше, не утеряна. И что в озёра и подземные водоносные слои Алешковских песков вливаются воды Днепра.
На самом деле всё обстоит не так. Действительно, и Кардашинское болото, и Буркуты – это часть древних дельт Днепра. Но подтверждений тому, что и сейчас водоемы Алешья хотя бы как-то связаны с Днепром, нет.
А вода Буркут и всего Алешья пришла… с неба! Но сберег ее именно песок. Всё довольно просто: вода атмосферных осадков быстро просачивается сквозь песок, доходит до плотных пород (глины, суглинки, лесс) и накапливается там. А если бы она оставалась на поверхности, то быстро испарялась бы. Это и происходит в маловодных и безводных местах Херсонщины – там, где на поверхности находится не песок, а другие породы.
Поэтому все «песчаные» территории мира являются накопителями воды. Под Сахарой, кстати, есть огромные запасы пресной воды! Правда, и глубины залегания этих слоев огромные – 2 километра.
Чего не скажешь о песках Алешья: здесь пресная вода находится совсем неглубоко. Ведь уже на глубине 2 метров во многих местах есть вода, годная для полива. А метрах на 25 – великолепная, свежая, чистая и вкусная вода водоносных слоев Алешья. Наше богатство – дар песков.