Люди старого Херсона.
Рубрику ведет Сергей Сухопарое, историк культуры.
Как-то мне довелось побывать в одной херсонской семье, где в потрёпанной коробке из-под детского питания “Бэбимикс” хранятся многочисленные дореволюционные фотографии. На них — разные люди, дамы и господа отнюдь не простого происхождения, снятые в разных городах России и Европы. “Вы не поверите, но всё это родственники моей жены”, — почти буднично пояснил хозяин дома.
“Вы не поверите ”… Отчего ж, в это поверить можно. Труднее понять другое: как из года в год, по разным причинам, часть семейных архивов навсегда исчезает с лица земли. Исчезает Память… Есть много способов бороться с этим прогрессирующим явлением (особенно в наши дни, когда совсем “не до культуры”) , в частности, эффективно научное собирательство. Кое-что могут газеты, журналы, альманахи: пуоликуя материалы о прошлом, они также способствуют сохранению Памяти и, что особенно важно, Памяти о Культуре. И здесь наш славный Херсон — далеко не исключение.
Действительно, если собственно история нашего города исследована более-менее досконально и известна неплохо, то этого никак нельзя сказать об истории его культуры. Она изучена крайне слабо и исчерпывается, в основном, несколькими тенденциозными сборниками документов, которые в советское время подготовили и издали работники областных госудаственного и партийного архивов, и не во всём удачными попытками некоторых энтузиастов уже в “перестроечное” время.
Наша рубрика призвана если и не устранить незнание херсонцами истории культуры своего города, то публиковать тематические блоки материалов, что позволит значительно расширить представления горожан о местных культурных процессах периода от XVIII века и до самого последнего времени. А первый блок посвящается в основном, людям Старого, дореволюционного Херсона, но и не вообще всем, населявшим его в те годы, а только некоторым из них, кто так или иначе оставил свой след в его культуре. Об этом очерки В.Былковой о Викторе Гошкевиче, 3.Орловой о Александре Петражицком, С.Сухопарова о Евгении Горностаеве, который своей личностью, своим трудом краеведа соединил для нас Старый и Новый Херсон, а также очерк и группа текстов о безымянной литературе Старого Херсона. Последний также позволяет говорить о необходимости принципиально иного подхода к пониманию литературной жизни рубежа XIX-XX вв. (да и других периодов) взамен ошибочных представлений о ней как о цепи бесконечных приездов и отъездов именитых и не очень литераторов, чаще “чужих”.