Развитие средств вычислительной техники и перспективы “компьютерной революции”
Гришанов Игорь Владимирович — старший преподаватель кафедры философии
Херсонского педагогического института
В настоящее время, благодаря быстрому прогрессу электронно-вычислительной техники, происходит последовательное широкое внедрение компьютеров в производство, науку, быт, и т.д. Это вызывает многочисленные рассуждения о грядущей “компьютерной революции”, способной изменить в близком будущем все виды отношений между людьми. Рассмотрим эти представления и выводы подробнее.
Прежде всего, компьютеризация происходит не сама по себе, а в тесной связи с ростом количества, качества и значимости социальной информации. Социальная информация — одна из важнейших форм социального взаимодействия. Она выполняет коммуникативные, управленческие, познавательные, идеологические, развлекательные и другие важные функции.
В любой социальной системе происходит интенсивный обмен информацией. Правильное использование этой информации — залог гибкости и способности к совершенствованию этой социальной системы.
Не случайно XX век иногда называют “веком информации”. Информация становится важнейшим социальным ресурсом, не менее важным, чем энергетические и минеральные ресурсы. При этом, если неинформационные ресурсы по мере их использования уменьшаются, то информация как ресурс с ростом использования только возрастает.
Обладание социальной информацией является сегодня источником социальной значимости. “В системе современных производительных сил информация и информационная технология приобрели относительно самостоятельное значение одного из самых динамичных факторов развития. От обладания этими ресурсами в немалой степени зависит место того или иного государства в международном разделении труда, его позиции в мировом сообществе. В настоящее время соотношение потоков информационного обмена, направленного от развитых стран к развивающимся и обратно составляет 100 к 1, что не только фиксирует сложившееся распределение экономической мощи между ними, но и грозит увековечиванием неравенства” /1,15/. Ясно, что необходимо конструктивное международное сотрудничество для справедливого перераспределения мировых информационных ресурсов.
Использование социальной информации является сложным процессом, поскольку происходит на фоне информационных кризисов и информационных барьеров. Информационный кризис, в частности, характеризуется:
- Противоречием между ростом потоков информации и ограниченными способностями человека по ее восприятию и переработке. То же самое характерно не только для человека, но и для любого социального организма, например, для промышленного предприятия.
- Производством избыточной информации, заглушающей полезную информацию и создающую сильный “информационный шум”.
- Нарушением целостной системы социальных коммуникаций, созданием помимо естественных барьеров для использования информации, также дополнительных искусственных барьеров.
Рост социальной значимости информации выдвигает на первый план орудия и способы, какими она собирается, перерабатывается и используется. Основным орудием социального присвоения информации выступает сегодня ЭВМ. Быстрый прогресс в области создания и использования ЭВМ лишь отражает рост и значимость роли социальной информации в современном обществе.
Рассмотрим динамику и диалектику развития ЭВМ. Постоянно возрастает производительность ЭВМ, повышается их быстродействие и объем памяти. Электронные элементы уже сейчас срабатывают за наносекунды (миллиардные доли секунды), тогда как элементы естественного мозга тратят на срабатывание миллисекунды (тысячные доли секунды). Это значит, что’) В М может в принципе работать и запоминать в миллион раз быстрее.
Однако, даже успешное решение проблемы объема памяти и быстродействия не обеспечивает само по себе решающего прогресса в создании более совершенных ЭВМ, ибо еще более важным являются способы и качество переработки информации. Успехи в создании новых ЭВМ все больше зависят от совершенствования архитектуры машин. В первых ЭВМ использовался последовательный подход в обработке единиц информации. Сегодня основным способом становится параллельная обработка информации, при которой многие операции выполняются одновременно.
Качественный прогресс в создании все более совершенных ЭВМ можно представить наглядно в виде следующей таблицы:
Уже для ЭВМ третьего и четвертого поколений стало возможным использовать их в режиме диалога. Среди ЭВМ четвертого поколения появляются персональные ЭВМ и супер-ЭВМ. В 70-е годы среди специалистов по вычислительной технике стал национальной информационно-вычислительной сетью”. Считается, что реализация этого лозунга позволит на порядок увеличить продуктивность научной и интеллектуальной работы.
Основными особенностями ЭВМ пятого поколения, помимо характерного для них быстродействия, объема памяти и параллельного способа обработки информации, являются:
- способность слушать и понимать разговорную речь, переводить с одного языка на другой в темпе разговорной речи (это особенно важно для оптимальной организации диалога);
- способность воспринимать визуальную информацию (схемы, карты, фотографии и пр.). Эта способность должна обеспечиваться широким применением оптоэлектронных устройств (твердотелые лазеры,светодиоды и пр.);
- способность решать не до конца сформулированные проблемы, принимать решения в неясных, неопределенных ситуациях. Благодаря этой способности ЭВМ смогут проектировать СБИС, ЭВМ и другие сложные системы, быть полезными в крупных исследовательских проектах типа решения проблемы термоядерного синтеза, космических исследованиях и т.д.;
- способность быстро находить и сообщать пользователю требуемую информацию. Создание хранилищ знаний и программ поиска в них позволит передать в руки неспециалистов специальные знания, содержащиеся в справочниках, строить экспертные (консультативные) кибернетические системы. “Это вернет людям дар энциклопедизма” /см.1/,/см.2/.;
- способность обрабатывать не просто данные (информацию), но ЗНАНИЯ, производить не только числовые расчеты, но и символические преобразования (в частности, логический вывод). Миллиарды логических операций будут делаться практически одновременно. Именно благодаря прежде всего этой способности ЭВМ пятого поколения будут “умнее” своих предшественников.
Инициатором проектов создания ЭВМ пятого поколения стала Япония (1982 г.), точнее японские компании в области полупроводников и вычислительной техники, поддержанные правительством. Проект ставит целью достижения новых рубежей не столько в быстродействии, сколько в повышении уровня “интеллекта” ЭВМ. Машина пятого поколения является “думающей”. Полное достижение этого качества характеризуется как “революционный подход”, который изменит всю сферу применения ЭВМ, все способы переработки и использования социальной информации и тем самым совершит компьютерную, или информационную, революцию.
Благодаря созданию машин пятого поколения Япония надеется занять господствующее положение на постепенно создающемся информационном рынке, где будут торговать информацией. Эти надежды не лишены оснований. “Обладание необходимой информацией сегодня — это важное достояние, обеспечивающее условия жизни народов в мире, ресурсы которого истощаются. Более того, этой информацией (постоянно растущей) может оказаться более ценным, чем самими ресурсами, поскольку таковых становится все меньше. Лидерство в области информационной техники делает возможным завоевать ведущее положение и в других областях”.
Аналогичная работа развернута в США. По мнению американских специалистов, если США не ответят эффективно на японский вызов, это будет иметь для них гибельные экономические последствия.
Японский вызов был принят по аналогичным причинам и западноевропейскими странами.
Отметим основные сферы применения вычислительной техники. В сфере промышленного производства это ГАП, АСУ, АСУТП, САПР и АРМ. Автоматизированным постепенно становится не только производственный процесс в целом, но и выпускаемые изделия. Это становится возможным благодаря микропроцессорам (ЭВМ на одном кристалле). Тем самым компьютеризуется не только производственная, но и непроизводственная сфера. В научной сфере компьютеризация происходит по следующим основным направлениям. Во-первых, создаются системы типа “прибор + ЭВМ”, значительно расширяющие возможности научных приборов и экспериментов в целом. Во-вторых, реальный эксперимент дополняется вычислительным экспериментом. В-третьих, “интеллектуальная” ЭВМ становится равноправным участником научного диалога, равноправным партнером, в изучении различных свойств структурно- информационных моделей, лежащих в основе научной задачи или проблемы. Вообще, способность ЭВМ быть полезной при изучении различных структурно- информационных моделей — основа их успешного применения на производстве, в науке и непрозводственной сфере.
Возникает вопрос: можно ли все рассмотренные тенденции и изменения считать наступлением особой “компьютерной революции”? Ответ на этот вопрос зависит от принимаемой концепции соотношения между технико-технологическими и социальными изменениями. Если считать, что технико-технологические изменения, непосредственно являются решающей причиной социальных изменений, то можно говорить о компьютерной революции в противовес (или вместо) революции социальной. Но такая точка зрения, свойственная техницизму, ошибочна. Хотя технико-технологические изменения способствуют изменениям социальным, социальные изменения контролируют (через производительные силы и производственные отношения, определяющие специфику социально- экономической формации) технико-технологические изменения.
Для оценки перспектив компьютеризации общества интересно рассмотреть некоторые принципы, определяющие особенности прохождения процесса информатизации, и которые, в конечном счете, могут стать основой понимания эффективности этого процесса.
Так, во-первых, известно, что для получения принципиально нового качества экономических и социальных процессов необходимо превысить некоторый критический уровень, определяемый общим числом машин и программного обеспечения. В сложных социотехнических системах, из которых состоит в настоящее время наше общество, эффект от внедрения вычислительной техники определяется возникающими при этом дополнительными возможностями.
Эти возможности проявляются на конкретном рабочем месте полнотой оснащенности его ЭВМ и связями с другими местами в единую сеть, общая конфигурация которой и принципы функционирования, находятся в соответствии с действующими механизмами управления.
Анализ мирового опыта компьютеризации позволяет указать два принципиальных взгляда на ожидаемый результат такого внедрения: когда, как правило на уровне обыденного экономического сознания, ожидается сокращение затрат на единицу продукции, либо ожидается появление и соответствующее использование функций в прежней системе, придающих всей системе новое качество. Здесь, однако, возможности субъекта, управляющего на основе новой информационной технологии, могут существенно обедняться существующей в данной системе у субъекта управления информационной моделью мира.
В этом случае можно говорить, что с появлением компьютера возникает возможность изменения модели мира управляющего индивидуума — “формируется” новизна его поведения в системе.
Во-вторых, для того, чтобы потенциальные возможности компьютеризации проявили себя и были объективно реализованы, необходим широкий набор внешних факторов, обусловленных культурой данного общества, и, в частности, готовностью воспользоваться открывающимися возможностями.
Изменения модели мира у субъекта управления под влиянием информатизации зависит с одной стороны от его личных качеств, с другой — от силы, с которой вторгается информатизация в жизнь организации. Организационная культура отдельного предприятия эволюционирует под воздействием потребностей среды, субкультуры индивидуально и содержит опыт сознательной деятельности людей. Поэтому, рубежом, некоторый период времени должно быть обеспечено соответствие таких систем основным традиционным “докомпьютерным” принципам организации ведения дел.
В-третьих, в условиях стабильных рынков, гибкость и динамичность хозяйственной организации оказывается не главными свойствами. В чрезмерно централизованных бюрократизированных системах управления, даже такая универсальная возможность как экономия времени, не всегда является положительной, так как известно, что существуют свои внутренние циклы функционирования системы, нарушение которых ведет к расстройству системы управления.
Нельзя, конечно, сказать, что в СССР не было попыток с помощью различного рода автоматизированных систем (на уровне министерств и ведомств) учесть частотные параметры изменений сложных процессов, например, в планировании вопросов, связанных с компьютеризацией. Однако из-за слабости обоснования внутригосударственного развития компьютеризации и пределов точности планирования изменений, реальные события для многих оказались неожиданностью. В течение нескольких лет после возникновения, нетрадиционный сектор экономики достиг больших успехов в распространении компьютеров и программ, превзойдя по ряду позиций государственный сектор. Под угрозой оказалось само существование государственной компьютерной промышленности в ее традиционной форме. Началось реальное экономическое соревнование, независимое от предопределяемых внешними силами плановых заданий.
Причина, при которой компьютеризацию в этих условиях следует рассматривать как прорыв общественного развития в том, что она позволяет вести разработку нового ресурса — информационного. Потребность в таком ресурсе определяется прежде всего усилением возможности выживаемости и приспособляемости стратегии хозяйственного поведения.
Поэтому осознание возможностей, возникающих при компьютерзации, их актуализация тесно связана с процессами становления рыночных отношений, т.е. обусловлена более широким социально-политическим контекстом.
Вывод: широкое и постоянно растущее использование ЭВМ, микропроцессоров и робототехники позволяет говорить о своеобразной “компьютерной революции”, но при наличии благоприятных социальных условий. В исторически обозримом будущем наиболее благоприятные условия для развития и применения компьютерной техники дают демократические общественные системы.
Литература:
- Виноградов В.А. Информация и глобальные проблемы современности. Вопросы философии. 1983. N 12. с.97.
- Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. -Киев: Наукова думка, 1988.-c.204.
- Моритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М.: Экономика, 1986.-с.264.
- Малков Л.П. О выборе стратегий развития в отрасли обработки данных в главных капиталистических странах. Экономические проблемы научно-технического прогресса развитых капиталистических стран. М.: ИМЭМО, 1987.-С.110-123.
- Малков Л.П. Компьютеризация общества: глобальные экономические аспекты. Компьютеры и экономика. М.: Наука, 1991.-с.39-77.