Лестница, погубившая… память
Каждый раз, когда идешь по улице Суворова мимо широкой, на весь квартал лестницы, ведущей к областному музыкально-драматическому театру, невольно вспоминаешь о старейших домах Херсона, возведенных здесь еще в начале основания города.
Чего только не видели эти снесенные с лица земли здания! Мне кажется, что место навсегда сохраняет память о том, что на нем когда-либо происходило.
В 1974 году стремясь «упорядочить» Театральную площадь (ныне -Героев Сталинграда), местные власти вознамерились расширить ее за счет сноса «малоценных» строений целого квартала. При этом заодно были снесены и уникальные памятники архитектуры и истории.
Уничтожение зданий, сосредоточенных в этом квартале, предусматривалось реконструкцией улицы Суворова. Вместо них здесь должна была появиться огромная широкая лестница, ведущая на площадь Героев Сталинграда. Херсонское руководство захотело увидеть нечто такое, что было бы сродни знаменитой одесской Потемкинской лестнице (по масштабу замысла, конечно). Но лучшего и наиболее коварного способа уничтожить памятники архитектуры и истории трудно даже придумать!
Старейшей постройкой на углу улиц Суворова и Карла Маркса являлось каменное двухэтажное с цокольным полуэтажом здание первой губернской почтовой станции, возникшей в конце XVIII века. Здесь располагались собственно почтовая станция, гостиница, а во дворе — каретный сарай. В то время такое учреждение занималось одновременно и регулярной перевозкой пассажиров в конных экипажах.
В 1782 году в России был учрежден Почтовый департамент, а «ямские дворы» стали называться почтовыми станциями. В этом же году в Херсоне были открыты банковская и таможенная конторы. Установлены «почтовые станции» и первый «ямщицкий тракт», проходивший по одной из старейших улиц города — Почтовой (ныне это проспект Ушакова). По ней проходил почтовый тракт, связывающий Херсон с центральной Россией.
Почтовой тройкой в ту пору пользовались и пассажиры, но лишь те, кому от имени губернатора выдавали подорожную, и кто был в состоянии оплатить свой проезд, а проезд стоил тогда немалых денег.
В сведениях Херсонского губернского правления о наличии почтовых станций в 1805 году сообщалось, что между Херсоном и Николаевом была одна почтовая станция «Копани». А между Херсоном и Елисаветградом (ныне — Кировоград) — 10 почтовых станций.
В августе 1826 года была составлена «ведомость почтовых трактов и станций». В ней записано, что между Херсоном и Николаевом уже 2 почтовые станции — на балке Белозерке и трактире княжны Волконской.
С этим местом, где была почтовая контора и дом почтовой станции, на которой меняли почтовых лошадей, связано пребывание Александра Сергеевича Пушкина.
Первое знакомство великого поэта с Херсоном состоялось в сентябре 1820 года на пути следования из Крыма в Кишинев. Город заинтересовал его потому, что строил его дядя матери — И. А. Ганнибал. По этому поводу Пушкин писал: «Его постановления доныне уважаются в полуденном краю России, где в 1821 году видел я стариков, живо еще хранивших его память». В Херсоне поет долго не задержался, торопясь к месту назначения — Кишинев.
В мае 1824 года А. С. Пушкин, командированный по приказанию генерала-губернатора графа Воронцова для обследования районов, пострадавших от саранчи, побывал в городе вторично. Его поразили необжитые места. Александр Сергеевич писал: «Как и Таврия, так и тогдашняя Херсонщина были степной пустыней, — ни деревца, ни воды, ни настоящего села». Отметив в Херсоне своё 25-летие, поэт уезжает в Одессу. К сожалению, в Херсоне о пребывании гениального поэта ничего не напоминает. Поставить хотя бы скромный памятный знак на том месте, где находилась почта, с надписью: «На этом месте был дом почтовой станции, где проездом в 1820, 1824 годах останавливался А. С. Пушкин».
После постройки специального здания для Почтово-телеграфной конторы по Витовской улице (теперь улица Горького), здесь, в доме, на первом этаже которого размещалась контора почтовой станции, в 1828 году располагалась самая популярная херсонская вольная аптека. Основателем и хозяином аптеки был провизор Мюллер. Попасть в аптеку Мюллера считалось счастьем для служащих фармацевтов. Тут начинали свою службу учениками, а потом работали помощниками фармацевтов будущие народники-А. А. Франжоли и И. Н. Болотников. В конце 60-х — в начале 70-х годов аптека Мюллера была местом для собраний и бесед херсонских народников.
В аптеке было 3 служащих, в числе которых — только один аптекарский помощник. В 1919 году аптека была национализирована и передана в подчинение отделу охраны здоровья.
За годы советской власти верой и правдой она долго служила жителям города, круглосуточно оказывая им медицинскую помощь. Практикой работы этого медицинского заведения овладевали многие фармацевты не только города, но и области.
Когда-то при входе в аптеку особенно привлекала внимание ажурная чугунная лестница, а на ее фасаде мемориальная доска с надписью: «Аптека №5 открыта в 1828 году». Внутри помещения посетителям бросались в глаза старинная мебель, аптечная утварь, установленные на шкафах скульптуры, пришедшие как бы из глубокого прошлого: одна олицетворяла фармацевта, другая — богиню чистоты. В подвальном помещении аптеки хранились различные медицинские препараты. Здесь же, при доме Р. А. Тарле, находился косметический и парфюмерный магазин Ивлевых, а затем — аптекарский и косметический магазин провизора Д. А. Пинтнера.