Боевое крещение
М. Р. ЗИМОВЕЦ, старшина первой статьи в отставке,
бывший комендор-наводчик 127-й артиллерийской
батареи Черноморского флота
В начале сентября 1941 года вместе с другими краснофлотцами я прибыл из Севастополя на Арабатскую Стрелку. Личному составу нашей 127-й артиллерийской батареи была поставлена задача: не пропустить гитлеровцев в Крым.
Мы сразу же включились в боевую учебу. Под руководством командира огневого взвода лейтенанта Кущева я и мои товарищи — командир орудия Макар Соломка, замковой Николай Работнев, заряжающие Перов и Егоркин — напряженно занимались с раннего утра до позднего вечера. Спешили получше освоить новую технику — орудие-полуавтомат, делавшее 10—12 выстрелов в минуту, добиться слаженных действий всего расчета. Ведь в бою всякое может случиться…
Вскоре потянулись эвакуированные — на подводах, автомашинах сидели женщины, дети, старики. Многие, глядя на нас, плакали, махали платками. Горько было видеть все это, но мы бодрились, стремились казаться веселыми.
В ночь на 16 сентября в районе Геническа и где-то за ним была слышна интенсивная стрельба из разных видов оружия. Мы думали, что это наши войска прорываются из окружения и ведут с фашистами бой. Однако никого не дождались.
16 сентября в бывший пионерлагерь, который располагался впереди нашей батареи, прибыло много автомашин и мотоциклов.
Вся батарея наблюдала за ними. Оказалось, это фашистские передовые части. По команде лейтенанта В. Н. Ковшова мы открыли огонь, подожгли и разбили несколько автомашин, мотоциклов, разрушили здания. Гитлеровцы отошли, но вскоре открыли артиллерийский и минометный обстрел наших позиций, попытались организовать наступление, но были отброшены назад, понесли большие потери. Больше они не рискнули к нам сунуться, хотя беспрерывно обстреливали. Несмотря на сыпавшиеся мины и снаряды, мы стойко вели борьбу с врагом, подавили несколько его минометов.
Примером выдержки и мужества были для краснофлотцев командир батареи В. Н. Ковшов и комиссар Н. И. Вейцман. Они не только умело руководили боем, но и вдохновляли нас, поддерживали добрым словом. А оно так много значит тогда, когда вокруг тебя грохочут взрывы, свистят осколки, рушится земля.
Самоотверженно действовали и медсестры Валя Вере-тельник из Мелитополя и Маруся (фамилиии не помню) из Счастливцево. Они быстро оказывали помощь раненым, укрывали их в защищенных от снарядов и мин местах.
А ведь было девчатам в то время всего по шестнадцать лет…
127-я морская батарея, несмотря на понесенные потери, выполнила боевое задание: не пропустила гитлеровцев по Арабатской Стрелке в Крым. Лишь когда фашистам удалось занять бромзавод, Ишунь, станцию Семь Колодязей, мы вынуждены были отступить на Керчь, взорвав перед этим орудия. Горько было выполнять этот приказ нашего комбата, но иначе сделать было нельзя.
Бои на Арабатской Стрелке хотя продолжались и недолго, но остались в памяти на всю жизнь. И потому что были первым моим боевым крещением, и потому что принесли нам, артиллеристам, победу, и потому что шли возле моего дома — села Ровное Генического района…
19 сентября 1941 года Советское Информбюро передало:
«Партизанский отряд под командованием тов. Г. действует в окрестностях Херсона. В нескольких километрах от города партизаны напали на склад с горючим. Перебив охрану, отряд поджег 9 цистерн с бензином. На окраине города партизаны застрелили 6 немецких солдат, насиловавших женщину. Днем группа партизан, проникнув в город, бросила несколько гранат в помещение ресторана, в котором пьянствовали фашистские офицеры: 5 офицеров убито, 7 тяжело ранено».
Теперь мы знаем, что командовал этим отрядом бывший заместитель председателя Херсонского исполкома городского Совета депутатов трудящихся, участник гражданской войны Е. Е. Гирский. Начальником штаба был бывший председатель горисполкома А. К. Ладычук, а комиссаром — секретарь Николаевского обкома партии по промышленности П. В. Макеев. В составе отряда были коммунисты — рабочие завода имени Коминтерна, завода стеклотары, электростанции и других предприятий. Отряд базировался в Цюрупинских кучугурах. Он уничтожил конный разъезд возле села Костогрызово, нарушил телефонную связь между селами Малые Копани и Раденском, уничтожил несколько вражеских мотоциклистов и штабную автомашину с офицерами штаба. Кроме того, отряд отбил у врага большой обоз с награбленным добром и раздал его населению.
Партизаны не имели связи с Большой землей, и направили через линию фронта своего разведчика, бывшего работника газеты «Наддніпрянська правда» С. М. Хазановича. Ему удалось передать командованию Красной Армии ценные сведения, получить рацию, вооружение и снаряжение. В свой отряд он возвращался на самолете. Каратели засекли его и уничтожили.
Мужественно боролся с оккупантами и партизанский отряд под командованием М. И. Павловского. Действовал он на территории Бериславского, Великоалександровского и Горностаевского районов, в Приднепровских плавнях. Во второй половине августа 1941 года отряд сжег несколько вражеских складов с продовольствием, а вместе с подразделениями 9-й армии уничтожил немецкий гарнизон в селе Саблуковка.
Осенью 1941 года фашисты широко развернули борьбу против партизан. Окружив плавни, они начали их массированную бомбежку авиацией и обстрел из орудий. Партизаны небольшими группами выходили из окружения н пробирались на север Украины на воссоединение с действовавшими в тех районах партизанскими отрядами. М. И. Павловский и его боевые товарищи попали в соединение известного руководителя партизан С. А. Ковпака.
Героически сражались с немецко-фашистскими захватчиками и партизаны Великолепетихского района, которыми командовал А. Г. Резниченко. Осенью 1941 года они разгромили отряд СС и отряд кавалерии, взяли в плен командира полка, захватили две легковые автомашины с офицерами, у которых изъяли ценные документы, пустили под откос два вражеских эшелона, направлявшихся в Германию.
Озлобленные активными действиями партизан, фашисты бросили против них авиацию, артиллерию, войска полевой жандармерии и СС. Партизаны приняли бой. Сражались упорно и стойко. Но силы были очень неравны. Почти все бойцы отряда погибли, а их командиру удалось спастись. Погиб он позже, в начале 1942 года.
В Херсоне действовала массовая подпольная организация «Центр», которой руководили вначале Ф. А. Воробьев, а позже Ф. А. Комков, («Меченый»), советский летчик, сбитый в начале войны под Николаевом. Во главе подпольных групп были коммунисты Г. М. Годун, В. К. Дедов, И. И. Макулин, П. Я. Яковлев, Н. И. Напорко, Л. Н. Воеводина, М. Г. Скворцов. Они вели активную работу по распространению антифашистских листовок, организовывали саботаж мероприятий оккупантов, диверсии, освобождали из лагерей военнопленных, помогали юношам и девушкам избежать угона в рабство в Германию.
Эта организация действовала дольше других. Однако и в нее из-за отсутствия надлежащей конспирации проникли предатели, и она была разгромлена, большинство ее участников погибло. Комков и несколько партизан попытались уйти к кировоградским партизанам, с которыми установили связь, но в пути были схвачены карателями и героически погибли.
Около 40 подпольщиков объединяла комсомольско-молодежная организация «Патриот Родины», которую возглавлял комсомолец Илья Кулик.
Уже в дни отступления частей Красной Армии Илья Кулик, его друзья и школьные товарищи Владимир Зарескин, Андрей Агеенко, Анатолий Колесников, Евгений Пасечник, Михаил Осадченко собирали и прятали оружие для вооруженной борьбы против оккупантов.
Основным ядром молодежной организации были Илья Кулик, Николай Букин и Евгений Пасечник. Ребята печатали и распространяли листовки, совершили налеты на железнодорожную кассу, продуктовый склад, устроили диверсию на железной дороге, помогали бежать военнопленным…
В октябре и ноябре 1942 года карателям удалось арестовать основной состав организации. Кулик некоторое время еще скрывался, но был выслежен и он.
Не давала покоя оккупантам Херсона и группа юных патриотов из Карантинного острова, которой руководили братья Андрей в Анатолий Запорожчуки и Леонид и Петр Чернявские.
Юные патриоты имели связь с «Центром».
Партизанские отряды и подпольные группы действовали почти во всех районах области. Так, в селе Карьерное Великоалександровского района была подпольная молодежная группа, которой руководил Александр Сосновский. Подпольщики собрали радиоприемник, записывали сводки Советского Информбюро, размножали их на листках из школьных тетрадей и распространяли среди односельчан Группа установила контакты с подпольщиками соседних сел. Александр Сосновский и его товарищи помогали советским воинам бежать из плена, снабжали их документами, медикаментами, продуктами; уничтожали живую силу и технику врага.
В конце января 1942 года семья Сосновских и ее боевые друзья были схвачены оккупантами и расстреляны.
В Каховке активно действовала подпольная группа, руководимая коммунистом К. И. Туросом. В Днепрянах — группа Г. И. Ярошенко, в Горностаевке — группа В. Г. Ходоса.
На территории Херсонщины действовали около 700 партизан и подпольщиков. Им помогали сотни тружеников.
Хазанович Иосиф
| #
Доброго дня! Возможно ли узнать о Хазановичах города Херсона? Один из моих предков С. М. Хазанович.
Reply