Ночной прорыв
Я. Я. БРАТКОВ, гвардии полковник в отставке,
бывший помощник начальника штаба 50-й гвардейской
Донецкой стрелковой дивизии 5-й ударной армии
Три месяца наша 50-я гвардейская стрелковая дивизия 5-й ударной армии вела оборонительные бои в районе никопольского плацдарма. Готовясь к предстоящему наступлению, дивизия пополнилась личным составом, вооружением, боеприпасами, продовольствием, техникой и транспортом.
Ответственная роль в разгроме противника отводилась 5-й ударной армии под командованием генерал-лейтенанта Цветаева. А главный удар наносила 50-я гвардейская дивизия. 150-й гвардейский стрелковый полк этой дивизии готовился для прорыва обороны в ночных условиях. Были подобраны участки местности, подобные тем, которые занимали вражеские войска, на них созданы сооружения по их типу. Особое внимание обращалось на скрытность и внезапность. Во время тренировок применяли только боевые гранаты, стрельбу вели только боевыми патронами.
Мы учились подгонять и приторачивать оружие, шансовый инструмент и снаряжение, так, чтобы они не издавали звука; бесшумно ползти, поддерживать связь и взаимодействие с соседом; проделывать проходы в минных полях и проволочных заграждениях; колоть ножом и штыком, бить врага прикладом в окопах и траншеях; блокировать дзоты и землянки.
Большую работу по организации прорыва провели командир дивизии гвардии полковник А. С. Владычанский, начальник штаба гвардии подполковник П. М. Зоркин, все отделения штаба дивизии, командир 150-го гвардейского стрелкового полка гвардии подполковник М. П. Артюхин и другие командиры.
Политический отдел дивизии под руководством гвардии подполковника Н. М. Ляшко и партийно-политический состав частей и подразделений дивизии довели боевые задачи до каждого воина, рассказали об успехах наших войск при ликвидации блокады Ленинграда. Их беседы вызывали у воинов высокий наступательный порыв, вдохновляли на подвиги.
В ночь на 27 января 1944 года дивизия, 7-я отдельная истребительно-противотанковая бригада и 361-й гаубичный артиллерийский полк заняли исходное положение.
Наступление намечалось в ночь на 31 января. Шел густой мокрый снег. Видимость была плохая, двигаться, даже пешком, было тяжело. В час ночи первыми пошли саперные роты гвардии старших лейтенантов В. В. Петрова и В. П. Маринца. Шли со специальным заданием проделать проходы в минных полях. На рубеже атаки начали сосредотачиваться подразделения 150-го полка. Автоматчикам удалось подобраться на 25—30 метров, а батальоны сосредоточились в 70 метрах от траншей врага.
Команда. Бросок и полетели сотни гранат. Застрочили пулеметы и автоматы. Цепи батальона Р. С. Рахматулаева и И. А. Марченко поднялись в атаку, и темную ночь огласил боевой клич «ура!». Враг был полностью деморализован и потерял способность к сопротивлению. Завязался рукопашный бой. Гвардейцы, действуя смело и решительно, быстро захватили первую, вторую и третью траншеи первой позиции. Оборона врага была дезорганизована.
В образовавшуюся брешь командир полка ввел батальон гвардии капитана Г. В. Федосеева…
Рано утром роты уже атаковали высоту 78,5, господствующую над позициями врага.
К утру 31 января первая позиция противника была прорвана на глубину 3—4 километра. Только с наступлением рассвета противник начал оказывать организованное сопротивление. Силами полка пехоты при поддержке танков предпринял контратаку.
Командир дивизии в 9 часов утра ввел в бой 148-й и 152-й гвардейские стрелковые полки. Они, сминая сопротивление противника, медленно, но упорно продвигались вперед.
К часу дня главная полоса обороны врага была прорвана на всю глубину. Гитлеровцы, отступая, бросали технику, транспорт, боеприпасы и даже оружие. В оставленных ими землянках топились печи, горел свет…
Была занята Васильевка.
Однако дальнейшее наступление было остановлено. Противник, опомнившись и подтянув резервы, предпринял контратаку. Наши войска оставили Васильевку. Нужна была мощная артиллерийская поддержка, но наша артиллерия отставала. Кончались боеприпасы к стрелковому оружию.
Большую помощь артиллеристам оказали жители Николаевки, Павловки, Самойловки, Ленино, Сазоновки, Гюневки. Они предоставляли лошадей и быков, сами помогали тащить артиллерию, боеприпасы и продовольствие.
В ночь на 5 февраля наша артиллерия уже была готова к бою и открыла мощный огонь. После артиллерийской подготовки наши войска вновь овладели Васильевной, в прорыв был введен 2-й гвардейский механизированный корпус. К утру 6 февраля был освобожден Верхний Рогачик, а 7 февраля Нижний Рогачик. Наши части вышли к Днепру, захватив 130 автомашин и тягачей, 42 орудия, более 60 минометов, 18 танков и огромное количество стрелкового оружия.
Сложились благоприятные условия для форсирования Днепра и развития наступления на правом берегу реки.