Глава X. Промышленники Вадоны в истории Херсона
Успешное развитие в первой половине XIX века судостроения на купеческой верфи было подготовлено как ходом развития всего херсонского торгово-промышленного района, так и острой необходимостью больших перевозок через Одесский порт ряда грузов, но прежде всего — возраставшим размахом хлебоэкспортной и каботажной торговли Одессы с другими российскими черноморскими портами. Быстрый рост этого города делал его крупным торговым центром на юге страны.
Одесская купеческая верфь в те годы представляла собой незначительное предприятие, на ней производились, главным образом, срочные судоремонтные работы и лишь небольшое, мелкое вспомогательное судостроение. Основные заказы одесских купцов, предпринимателей-торговцев по перевозке товаров по морю, на постройку средних и крупных торговых судов выполняла в первой половине XIX века, преимущественно, Херсонская купеческая верфь. И когда, впоследствии, в связи с Крымской войной 1853-1856 годов, уменьшилась торговля через Одесский порт, то уменьшились темпы и объемы судостроительных работ и на ней.
Но не только эти факторы определяли уровень судостроения в Херсоне. В конце XVIII-начале XIX века в странах Западной Европы произошла промышленная революция, ознаменовавшаяся внедрением паровых машин во все отрасли производства. Начали их применять и на судах. На смену парусам стал приходить пар. Колеса, а затем гребные винты обеспечивали судам независимость от капризов природы, направления ветра и штормов, давали возможность значительно увеличить их скорость и маневренность. Установка на судах паровых машин требовала использования новых материалов для создания их корпусов. А потому в корабельное дело, постепенно вытесняя дерево, приходило железо, что сразу же показало свои преимущества.
Как пишут авторы книги по истории Днепровского пароходства «На реке, прославленной народами», первое паровое судно на Днепре появилось в 1823 году. Им был буксирный пароход «Пчелка», построенный в селе Мошны, что неподалеку от Черкасс. 27 апреля он прибыл из Черкасс в Екатеринослав. «Сей пароход, — отмечала одна петербургская газета, — совершил путь свой в тридцать часов. (Здесь заметить должно, что по причине подводных камней и больших отмелей по реке Днепру в ночное время идти неможно). Все здешние жители с великим любопытством рассматривали его построение и удивлялись машине, посредством которой он движется и совершает свое плавание». Спустя два года этот пароход провели через Днепровские пороги в Херсон, откуда он совершал рейсы в Николаев.
С того времени число паровых судов стало быстро расти. Поначалу они обладали малой мощностью, но их появление произвело революцию в судостроении.
В 1826 году на Николаевской верфи был построен товаропассажирский пароход «Одесса», в 1833 году там же спустили на воду пассажирский пароход «Наследник». Оба они совершали рейсы на Херсон, Николаев, в крымские и азовские порты. В 1846 году в Одессе со стапелей сошел пароход «Луба», предназначенный для буксировки судов по Днепру. Он курсировал между Одессой и Херсоном.
Десятью годами позднее образовалось «Русское общество пароходов и торговли» (РО-ПиТ), поначалу владевшее всего двумя пароходами, но уже в конце 1860-х годов имевшее 8 судов, суммарная мощность двигателей которых составляла 625 лошадиных сил. Пароходы этого общества перевозили грузы и пассажиров между портами Черноморского побережья и на Днепре между Александровском (ныне Запорожье), Херсоном (вытеснив частные пароходы с этой линии) и Николаевом. Совершали они и заграничные рейсы.
Появление новых предприятий и бурное развитие промышленности в Херсоне стимулировали приток сюда рабочей силы, который начался сразу после отмены крепостного права в 1861 году. А несколькими годами ранее, в середине 1850-х, — в связи с Крымской войной 1853-1856 годов — рост промышленности почти полностью зависел от обслуживания армии и флота. Особенно успешно стали развиваться предприятия, имевшие заказы от военных ведомств. Благодаря им в Херсоне взошла звезда промышленников Вадонов.
Род Вадонов прибыл из Франции в Новороссию по приглашению Екатерины II более двухсот лет назад. Жозеф Вадон, кузнец, знаток своего дела, завербованный специальным указом императрицы, поселился в предместье Херсона — Сухарном, где открыл кузнечную мастерскую. В этих краях не было лучшего специалиста по изготовлению разного рода замков и других изделий из металла. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что французскому кузнецу приходили сложные заказы от самого графа Станислава Потоцкого (1752-1805) для его поместья в Умани и основанного им знаменитого дендропарка «Софиевка», которые мастер выполнял на высоком уровне.
В семье подрастали два мальчика — Александр и Эжен. Первый со временем поселился в Николаеве, а второй остался жить в Херсоне. Он перенял у своего отца умения и навыки кузнеца и тоже достиг высот в этом деле. Сколотив некоторый капитал, отец с сыном переехали на другой конец города — Военный форштадт, где открыли слесарно-кузнечную механическую мастерскую. Здесь им понадобился подаренный ранее крестным отцом Эжена дядей Вассалом из Умани передвижной паровой двигатель — локомобиль. Появлялось много заказов от местного населения, ближайших сел и хуторов Херсонского уезда. Авторитет французских мастеров рос с каждым годом.
Во время Крымской войны 1853-1856 годов благодаря заказу на оковку лафетов для переправлявшейся на полуостров артиллерии Вадонам удалось заработать немалые средства. К тому же они были удостоены правительственной именной медали за выполнение этого срочного государственного военного заказа и помощь в победе России над коалицией в составе Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства. Тогда же Вадоны получили из государственной казны ссуду на расширение производства — постройку дополнительных цехов, что позволило им превратить свою мастерскую в небольшой чугунно-литейный завод. Он располагался на Военном форштадте, примерно в том районе, где сейчас находятся макаронная фабрика и городская типография. Отсюда пошло и название улицы Литейной, сохранившееся до наших дней.
Завод сразу стал получать многочисленные литейные заказы от предпринимателей и учреждений Херсона и губернии, иногда очень крупные по тем временам, как, например, от городской водопроводной конторы. Также поступали заказы на оборудование паровых мельниц, лесопильных заводов, маслобоек, круподерок.
В 1857 году в преклонном возрасте умер Жозеф Вадон (он родился в 1783 году), и все производство перешло к его сыну Эжену. Граждане Херсона избрали его гласным городской Думы, поскольку он, заботясь о своем деле, укрепляя его, одновременно вел широкую благотворительную деятельность, всячески содействовал развитию губернского центра. К примеру, завод Вадона выполнил заказ к открытию первого театрального сезона в Херсоне, оборудовав в помещении театра механизмы сцены, подъемники декораций и кулис. За это он, кроме многочисленных слов благодарности от директора театра З.Г. Молчанова и представителей местных властей, был пожалован ложей бенуар.
Сам не имея образования, Эжен Вадон хотел видеть своих детей образованными людьми. Потому он послал сыновей — Александра и Евгения — на учебу во Францию, где они окончили колледж в Леоне. Его дочери, Элиз, Поль и Жанна, получили гимназическое образование. Вернувшись домой, в Россию, сыновья работали на производстве отца в качестве инженеров.
Создав чугунно-литейный завод и укрупнив его на рубеже 1850-х-1860-х годов, Эжен Вадон около 1864 года построил за пивоваренным заводом Лайера (Билика) судоремонтный док, вскоре ставший и судостроительным.
Еще в период Крымской войны чугунно-литейный завод Вадона стал изготовлять различные орудия земледелия и машины для строившихся в городе и его окрестностях паровых мельниц и лесопилен. В 1857 году, когда болеющий Ж. Вадон написал свое духовное завещание, обороты этого производства составили 2000 рублей, а спустя четыре года — удвоились. Примерно с середины 1860-х годов на заводе также начали выпускать паровые машины для пароходов. С возведением же дока на Военном форштадте Эжен Вадон приступил к полноценному строительству железных и стальных пароходов.
В 1870-х годах завод и док Вадона увеличили объем работ, одновременно совершенствуя их качество. К концу десятилетия завод значительно укрепился, а в 1881 году сумма производства на нем составила 100000 рублей. Постоянно росло и количество занятых рабочих, которых в 1883 году насчитывалось 90.
Интересны порядки, поддерживавшиеся на предприятии. По воспоминаниям Б.Е. Вадона, все годы в Херсоне 14 июля — в день взятия Бастилии, что стало началом Великой Французской революции, — над заводом и верфью развевался национальный флаг республики Франции. По этому случаю каждый раз в 12 часов дня на заводском дворе накрывались праздничные столы, все поздравляли хозяев с исторической датой. Во второй половине дня рабочие и служащие отпускались домой. А с 9 мая 1856 года регулярно отмечалось основание чугунно-литейного завода Вадонов. В этот день и завод, и верфь не работали.
виктор
| #
«Жозеф Вадон, кузнец, знаток своего дела, завербованный специальным указом императрицы, поселился в предместье Херсона ..» Если он родился в 1783 году, то как мог быть приглашен Екатериной » имея от роду (когда она умерла) 13 лет? «…дядя Вассаль из Умани»- Вассали занимались овцеводством на землях Причерноморской низменности и к имению Потоцкого в Умани отношения не имели… «…первый (Александр) со временем поселился в НИколаеве, а второй остался жить в Херсоне»- Братья Вадоны по завещанию отца, совместно владели заводом до 1899 года, потом, разделив капитал, пошли разными дорогами. «В 1857 году, когда болеющий Ж. Вадон написал свое духовное завещание,обороты этого производства составили 2000 рублей»- к этому времени Жозеф уже числился купцом 3 гильдии, а чтобы получить сие звание, требовался капитал не менее 8 тыс. рублей. и т.д.
Reply