Глава X. Потомственных судостроители-коминтерновцы
В связи с развитием во второй пятилетке — 1933-1937 годы — товарооборота через херсонский порт (главным образом зерновых), нужно было произвести увеличение местного речного флота: паровых судов на 9718 лошадиных сил, непаровых сухогрузных на 65274 тонны и непаровых наливных на 4154 тонны. К середине 1930-х годов значительно повысилась необходимость в увеличении количества тоннажа судов по всему Днепровскому бассейну и на реках Доно-Кубанского бассейна. Деревянное судостроение в Чернигове и имевшееся судостроение в Киеве не могли удовлетворить возраставших потребностей речного Днепровского флота. Недостаточным к началу второй пятилетки оказался и масштаб речного судостроения в Херсоне. Потому тогда началось осуществление полной реорганизации судоремонтного завода имени III Коминтерна (с частично проводившимися на предприятии судостроительными работами). В основном она была завершена к началу третьей пятилетки (конец 1930-х годов).
Немалую роль в том, что Херсон стал основной базой судоремонта и судостроения в Нижнем Приднепровье, сыграл тот факт, что здесь имелось достаточное количество кадров соответствующих специалистов и некоторая база для их подготовки. На то время в городе проживали многие семьи потомственных судостроителей, издавна занимавшихся этим ремеслом. Их отцы и деды трудились на верфях Вадона и Спозито, а также на других купеческих верфях, десятки лет существовавших на Карантинном острове. Рабочие-суд о строители Херсона бережно хранили и развивали замечательные традиции деревянного судостроения, ведшегося в больших масштабах на купеческой верфи — «на речьке Кошевой» — их дедами и прадедами с конца XVIII века.
Большая часть семей потомственных судостроителей трудилась на Херсонском судоремонтном заводе имени III Коминтерна. Так, в 1929 году на предприятие пришел 23-летний станочник по дереву Илларион Яковлевич Бобрышев, отец которого, Яков Маркович, работал на доке Вадона, а брат Михаил окончил школу ФЗУ и в 1930-х годах с завода был направлен на учебу в институт. В 1950-х годах М.Я.Бобрышев занимал должность главного инженера судоремонтного завода Министерства речного флота СССР в туркменском городе Чарджоу, стоящем на Амударье. Младший сын Якова Марковича, Петр, также окончил коминтерновскую школу ФЗУ, затем трудился столяром на родном заводе, одновременно заочно обучаясь в Одесском водном институте. В годы Великой Отечественной войны Петр Яковлевич служил военным моряком-офицером, а после Победы окончил Военно-Морскую академию в Ленинграде.
К потомственным судостроителям относился и бывший рабочий корпусокотельного цеха Николай Миронович Касатов, отец которого долгие годы трудился на верфи Спозито, а сам он с 14-летнего возраста работал на доке Сушкова.
Знаменитый коминтерновский токарь-многостаночник Александр Константинович Матвеев профессию судостроителя тоже перенял от отца. Константин Александрович Матвеев (1870-1929) начинал свой трудовой путь учеником на верфи Спозито в 1885 году. Будучи требовательным к себе и другим, он был высокопрофессиональным специалистом, школу которого прошли многие благодарные ему коминтерновцы. До последних лет жизни он работал в мастерских в качестве мастера. И своими значительными трудовыми успехами новатор производства А.К.Матвеев, как и ряд других известных людей завода, был обязан выучке у многоопытного мастера своего дела, каким являлся его отец.
Благодаря старым кадровым рабочим, которые передавали свой опыт выраставшим вместе с заводом новым поколениям судостроителей, а также школе ФЗУ, из года в год выпускавшей сначала десятки, а затем сотни рабочих разных специальностей, к началу второй пятилетки на производстве имелось большое количество молодых, инициативных, профессиональных специалистов. Стали появляться так называемые сквозные бригады, состоявшие, как правило, из комсомольцев. Их труд и пример способствовали росту производительности и качеству труда на заводе, широкому внедрению таких форм состязательности на производстве, как социалистическое соревнование и ударничество.
В числе тех, кто начинал ударничество на заводе имени III Коминтерна, был старейший рабочий, легенда предприятия, как его называли многие, Андрей Иванович Зайченко, родившийся в 1888 году. Почти со времени перенесения верфи Вадона с Военного форштадта на Карантинный остров — с 1912 года — он трудился на одном предприятии до конца своей жизни. Начинал же свой трудовой путь Зайченко еще в детстве, периодически работая учеником и подмастерьем на лесопильне Шульца, находившейся на Карантинном острове (где родился и сам Андрей Иванович), а с 1900 по 1904 годы трудился на лесопильне Волохина, расположенной неподалеку.
С 1904 по 1912 годы он плавал на различных речных и морских судах. Как значится в аттестате, выданном ему корабельным маклером херсонского порта 9 января 1912 года, «херсонский мещанин Андрей Иванович Зайченко служил на пароходе „Первенец” в качестве боцмана 10 месяцев. Все время вел себя честно, трезво и исполнял свои обязанности аккуратно <.. .>». По признанию старейшего коминтерновца, он нашел свое призвание только после того, как пошел трудиться на завод в качестве судостроителя. В 1914-1917 годы, работая на верфи Вадона, Зайченко обратил на себя внимание тем, что добросовестно, качественно выполнял сложные задания, проявляя при этом большую самоотдачу.
Когда в 1917 году произошел Октябрьский переворот, Андрей Иванович в числе первых красногвардейцев завода принимал активное участие в борьбе за установление советской власти в Херсоне, а позднее — в восстановлении мастерских имени III Коминтерна. В 1918 году Зайченко входил в состав членов оценочной комиссии, организованной рабочим комитетом при верфи Вадона с целью ее национализации. С началом Гражданской войны и интервенции он стал активным участником защиты Херсона на стороне большевиков. В 1919 году Зайченко участвовал в создании комиссии по организации общегородской больничной кассы в Херсоне, а в июне того же года получил отсрочку от призыва в армию, которую ему выдала уездная комиссия по этим вопросам с формулировкой: « <.. .> как незаменимому работнику в указанном предприятии <на верфи, принадлежавшей Вадону. — Ред> на все время службы в таковом». Во время Гражданской войны Андрей Иванович непродолжительный период являлся военным комендантом верфи Вадона.
С окончательным установлением власти Советов в Херсоне он трудился боцманом верфи (доковым боцманом). Во время так называемого «ленинского призыва» Зайченко вступил в ряды РКП(б), а позднее неоднократно избирался от завода членом Херсонского горкома партии. Когда в 1931 году на Карантинном острове случилось сильное наводнение, во многом благодаря действиям Андрея Ивановича от стихии удалось спасти все заводские станки и инструментарий, а ряд зданий — от серьезных повреждений и даже разрушения.
Будучи одним из первых ударников завода, Зайченко стал и одним из первых стахановцев предприятия, когда это движение начало приобретать все большую популярность в стране. В коминтерновском музее долгие годы хранились небольшие карманные часы, которые в ноябре 1937 года ему вручил сам руководитель водного транспорта СССР. На их крышке была выгравирована надпись: «В память XX годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции за стахановскую работу от Народного Комиссариата Водного Транспорта Зайченко А . И. ». А в июле следующего года Андрей Иванович вел общественную работу в качестве заместителя председателя участковой избирательной комиссии по выборам в Верховный Совет УССР.