Херсон – город нескучный (часть восьмая)
Никак нельзя согласиться с утверждением некоторых путешественников, посетивших наш город на рубеже ХІХ–ХХ веков, что был он «сер и скучен». Другие же, умевшие подмечать то, что осталось вне зоны внимания «неблагосклонных», находили, что в прежние времена Херсон отличался от многих иных соседних городов своей буйной растительностью и комплексом сохранившихся памятников истории и архитектуры екатерининской эпохи
Путешественники – о Херсоне
«Сам по себе город всё же произвёл на меня отрадное впечатление, – делился своими наблюдениями один из таких путешественников в начале ХХ века, – чистенькие, узенькие правда, улицы с синими плитами тротуаров, окаймлённые рядами южных красавиц акаций, какой вид они имеют весной! Вообще растительность здесь богатая, на севере мы даже не имеем представления о садах и бульварах южных городов».
Другой путешественник обращал внимание на массу зелёных насаждений возле гимназий, присутственных мест, церквей, в скверах и на бульварах. Кстати, в 1910 году гласным городской думы Барановским был инициирован проект устройства «набережного бульвара с видом на реку Днепр». Место для него подобрали меж пристанью РОПиТ, заводом Лаера и водокачкой Пастухова, примерно в тех пределах, что и ныне существующая набережная. Ещё один бульвар предполагали устроить «с видом на реку Кошевую», выкупив для этой цели участок, занятый банями Вайнштейна в Кузнях.
Третий путешественник, доверивший свои записки местной газете «Родной край», отмечал: «При осмотре Херсона меня поразило то обстоятельство, что не все города могли бы похвастаться такой цельной сохранившейся группой памятников и зданий, относящихся по времени возникновения к одной определённой эпохе, значительной и памятной не только для истории Херсона, но и всей страны. Я в данном случае говорю о постройках в крепости, морских казармах, памятниках около крепостного собора, памятниках Потёмкину, Говарду и о самом Екатерининском соборе».
А вот ещё один из отзывов: «Общественная библиотека, одна из лучших в России – гордость и краса обывателя. Здесь-то я действительно забыл, что я в провинции».
Музей – гордость Херсона
Не менее благосклонные отзывы и об археологическом музее – детище Виктора Гошкевича. Музей назван не просто лучшим, а «всемирно известным», для работы в который приезжали заграничные светила науки. О том, что херсонцы любили свой музей, говорят краткие газетные отчёты о посещении музея: «Сегодня Херсонский археологический музей посетили 300 посетителей». А уж в период частых школьных экскурсий здесь вообще яблоку было негде упасть.
К слову, об экскурсиях, которые входили в программу учебных заведений. В начале ХХ века Министерством просвещения были введены так называемые «зенгеновские» дни. То есть раз в неделю, кроме воскресного выходного, учащимся выделялся один день для самообразования. В этот день они организованными группами посещали музеи, образцовые сельские хозяйства или городские предприятия, чтобы иметь представление о существующих профессиях. В летние каникулы школьные экскурсионные группы тянулись в Херсон из отдалённых уездных мест, причём по причине медлительности гужевого транспорта такие поездки затягивались на несколько дней.
Да что там из глубинки в Херсон! Случались путешествия учащихся куда как покруче, скажем, в «дальнее зарубежье». Всё это фиксировалось на газетных полосах: «Инспектор коммерческого училища И. В. Новицкий выехал с учениками в Египет и Грецию на экскурсию».
Нередко экскурсии носили вполне практический характер, скажем, экскурсия к месту археологических раскопок, проводившихся Гошкевичем: «Состоялась экскурсия учеников Херсонского первого высшего училища на дюны Днепровского уезда… Здесь экскурсанты разделились попарно и разошлись в разные стороны, на поиски “выметов”, мест, где ветры раздули пески и обнажили черепки и кости – следы давнего пребывания каких-то человеческих племён». Неутомимый учёный Гошкевич не уставал рассказывать детям о найденных в песках предметах, принадлежавших той или иной эпохе. И такие практические уроки усваивались гораздо лучше сухой теории.
Европейский город
Невозможно не почтить вниманием и сей отзыв, появившийся в газете «Родной край» в 1911 году: «В Херсоне – одна из лучших в империи библиотек, три музея, два театра, музыкальное училище, скетинг-ринки, циклодром и симфонические концерты на бульварах. Издаются три газеты и ежемесячный журнал литературы, искусства и науки. Европейский город, да и всё тут!»
Неужто мало доказательств того, что Херсон был городом вовсе не скучным?
Или вот что касается Херсона спортивного. Так как город был основан на берегу широкого Днепра, а вокруг простиралась масса мелких речушек, ериков и озёр, то естественно предположить, что охота, рыболовство, парусный и гребной спорт были здесь в чести. Основанный приверженцами парусного спорта в 1908 году Херсонский яхт-клуб составлял серьёзную конкуренцию таким клубам соседних Николаева и Одессы. До начала
империалистической войны в Херсоне базировались одиннадцать парусных яхт, принадлежавших частным лицам и самому яхт-клубу.
Нередко члены яхт-клуба устраивали развлекательные поездки, на пароходе по живописным местам Днепра, на которые приглашали всех желающих. Причём билеты были по вполне доступным ценам – от пятидесяти копеек до двух рублей с человека. На пароходе звучала «живая» музыка духового оркестра, работал буфет.
Существовавшее в городе Общество содействия физическому воспитанию детей, кроме «сухопутного» спорта, являлось зачинателем и гребного. В 1910 году в Голой Пристани обществом был заказан первый бот для обучения детей гребному спорту, а первая группа мальчишек-гребцов состояла из 25 человек. В чести у херсонцев было и плавание, причём порой с установлением местных рекордов. Так, газета «Югъ» сообщала своим читателям: «Третьего дня бывший воспитанник ныне закрытой Алешковской гимназии Е. Я. Берман переплыл из Херсона в Голую Пристань. Пустился он вплавь около городских купален в 10 часов 20 минут утра и прибыл в Голую Пристань в 1 час 45 минут дня. Покрыв, таким образом, расстояние 16 вёрст в 3 часа 25 минут. Сопровождала пловца лодка, в которой сидели его товарищи. Всё время пловец был настроен очень весело, шутил с товарищами, рассказывал анекдоты. Проголодавшись в пути, Берман, оставаясь в воде, съел полфунта колбасы, несколько помидоров и французскую булку. В дороге он также много курил».
А уж переплыть Днепр на спор было сущей безделицей, недостойной упоминания в газетах. Правда, подобные безрассудные выходки порой заканчивались весьма плачевно, и река практически ежедневно собирала свои жертвы.
В 1910 году при площадке общества открылся кружок футболистов. И очень скоро в товарищеском матче на своём поле местные футболисты серьёзно потрепали одесситов. В старых газетах мелькали сообщения о матче сборной футбольной команды Николаева и Херсона против москвичей. К сожалению, счёт матча остался неизвестным, но предположу, что дружба двух соседних городов победила.
Не менее широко развернуло свою деятельность в начале ХХ века и общество любителей охоты и спорта, в которое входили и первые лица города и губернии. Довольно часто в газетах можно было увидеть анонс предстоявших соревнований: «Общество любителей охоты и спорта устраивает на своём стенде садочную стрельбу на приз. Стрельба будет производиться по птицам и швыркам. Допускаются любители без оплаты за вход».
Призы на всех состязаниях, по нашим меркам, были весьма ценные: золотой жетон, инкрустированный камнями серебряный портсигар, серебряный столовый прибор и даже лошадь или пони.
Местные газеты писали о том, как во время розыгрыша призов в одном из цирковых представлений военно-форштадтская домохозяйка выиграла скакового жеребца, а городовой Васильев… молочную корову. Последнее обстоятельство весьма повеселило любителей позубоскалить. К слову, хозяйка продала ненужного ей в хозяйстве коня прямо здесь, в цирке, за сто рублей! Вот ведь повезло бабе – такие деньжищи! Сто рублей в прошлом позволяли (не шикуя) прожить какое-то время, не думая о хлебе насущном. Ведь, скажем, жалование некоторых низкооплачиваемых категорий городских тружеников колебалось от 30 до 50 рублей в месяц.
Как я уже говорил в предыдущих публикациях, в Херсоне было всё, что было в других городах, а может, даже чуточку больше. Не знаю, был ли у соседей в то время вагон-иллюзион, но то, что подобный имелся в нашем городе, это точно!
Об этом говорят газетные анонсы: «Сегодня в вагоне-иллюзионе новая перемена картин. Большим успехом пользуются в биоскопе картины, изображающие путешествия. Во время демонстрации картин вагон приводится в движение, и получается полная иллюзия поездки по железной дороге».