Херсон – город речных трамваев… был
В прошлую среду Интернет принес печальное известие о столкновении на Дунае, в пределах венгерской столицы Будапешт, прогулочного судна «Русалка» с круизным лайнером. Авария повлекла за собой гибель пассажиров-туристов, судно затонуло…
Подробная информация в Интернете сообщала, что теплоход «Русалка» был построен на Херсонском судостроительном заводе 70 лет назад, то есть в 1949 году. А принадлежал он к знаменитой серии «речных трамвайчиков» – небольших пассажирских судов, способных ходить по мелководью и причаливать практически к любому не оборудованному причалом берегу
Первые «трамвайчики»
Эпоха «речных трамвайчиков» (это было сугубо народное наименование подобных судов) совпала практически с началом ХХ века, когда на водной глади в пределах городов, стоявших на берегах крупных рек, появились небольшие катера, перевозящие пассажиров.
Даже в Херсоне, с его просуществовавшей всего лишь несколько месяцев в начале ХХ века автопассажирской сетью, курсировал «трамвайчик», перевозивший пассажиров от причала Военного форштадта до «Зеленого базара» в порту и обратно. Причем за вполне доступную плату – 5 копеек конец. Правда, за пятачок тогда можно было приобрести полкилограмма хлеба или целый килограмм картофеля. Тем не менее, трудяга-катер всегда был загружен до предела. Случалось даже, портовая полиция составляла протокол и штрафовала по этому поводу капитана.
Конечно, в те времена и речи не могло быть о каком-то общем типовом проекте подобных судов, каждый владелец строил и приспосабливал уже имеющиеся, как ему заблагорассудится.
Такое положение дел сохранилось и после прихода к власти нового правительства – большевиков. Только лишь в 1930 году был создан первый теплоход для внутригородских перевозок с пассажировместимостью около 120 человек. Вслед за первым «трамвайчиком», спустя семь лет, советские конструкторы и судостроители создали другое судно типа «Леваневский», получившее свое название в честь второго Героя Советского Союза, летчика Сигизмунда Леваневского.
Это пассажирское судно отличалось повышенной пассажировместимостью, до 300 человек. Впрочем, особой популярности новые суда не получили именно из-за затратности и трудоемкости в период постройки, и выпуск этой серии окончился выпуском всего лишь шести судов.
Практически перед самой войной инженеры-конструкторы приступили к созданию нового типа «речного трамвая», который бы соответствовал всем предъявляемым к этому классу судов нормам и был бы удобен в эксплуатации. Работы были уже в стадии завершения, когда грянула война…
Херсон после освобождения
Оккупация Херсона в период войны длилась два с половиной года.
С освобождением города от фашистов в марте 1944-го Великая Отечественная еще не закончилась, однако возвратившиеся из эвакуации херсонцы уже были полны решимости восстановить разрушенный войной Херсон.
Энтузиазм и темпы восстановления, фиксируемые местной газетой «Надднепрянская правда» в 1944 году, поражают. Уже к концу марта, то есть спустя всего 20 дней после освобождения, в городе, в котором после изгнания гитлеровцев насчитывались всего лишь около двухсот человек, полным ходом шли работы по расчистке завалов и восстановлению жилищного фонда. Параллельно начинали работать мелкие, полукустарные предприятия, такие как «Маслохимкраска», обязавшаяся уже к концу 2-го квартала довести выпуск продукции до 10 тысяч литров чернил, полторы тонны мыла и 2500 баночек крема для обуви.
К концу апреля в городе работали уже 13 парикмахерских и 12 мастерских по ремонту обуви. Восстановлено непрямое железнодорожное сообщение между Херсоном и Николаевом через Снегиревку. С десятого мая возобновил свою работу Херсонский педагогический институт. 27 мая заработали кинотеатр «Коминтерн», библиотека и цветочный магазин на Суворова. И даже артель «Червоний інвалід», работая в три смены, разогналась до мощности три тысячи литров ситро в сутки.
Сообщала «Надднепрянка» и о более серьезных успехах. Так, было восстановлено несколько веток городского водопровода, а отремонтированный паровой насос развивал мощность до 100 м3 воды в час. К концу мая кирпичный завод перевыполнил свой план более чем на тысячу штук кирпича, а на восстанавливаемом после оккупации судоремонтном заводе раньше срока был отремонтирован поднятый со дна реки грузо-пассажирский пароход «Ленин».
Восстанавливаются и попутно выдают продукцию моторо-ремонтный завод, элеватор, консервный завод… Пожалуй, всего и не перечислить…
Послевоенное судостроение завода имени Коминтерна
Как и многие иные предприятия Херсона, практически с нуля пришлось восстанавливать и судоремонтный завод имени Коминтерна, родившийся в послереволюционные годы на базе мощностей завода предпринимателя-француза Александра Вадона и полностью разрушенный в период фашистской оккупации.
Конечно, в восстановлении немалую роль сыграли возвращавшиеся из эвакуации кадровые рабочие, среди которых был и судостроитель, работавший до войны (с 1933 года) старшим конструктором херсонского судоремонтного, Василий Федорович Терек. В период вынужденной эвакуации херсонский инженер занимался ремонтом судов на Куйбышевской (ныне город Самара) судоверфи, а возвратившись в родной южный город, вновь занял свой пост. Главной задачей херсонского судоремонтного предприятия на тот период было восстановление поднятых со дна и ремонт уцелевших судов, чем продолжал заниматься завод и в послевоенные годы.
Вместе с тем, сразу же после войны советские конструкторы вернулись к прерванному гитлеровским нашествием проекту по созданию нового типа «речного трамвая». Стараниями их в производстве появилось легкое речное судно «Москвич», а в 1948 году Херсонский судоремонтный завод получил госзаказ на постройку аналогичных судов типа ПТ-150. Стоит отметить, что кроме ПТ-150 тогда же судоремонтный завод имени Коминтерна осваивает выпуск мелкосидящих буксирных теплоходов.
В то же время различные производственные сложности тормозили выполнение госзаказа, что было чревато вполне предсказуемыми последствиями для руководства предприятия. Тогда главный конструктор Василий Терек предложил инновационный метод секционной сборки судов, причем все работы по монтажу, в отличие от традиционного метода, производились по-новому: вверх днищем.
«Виробничий цикл спорудження судна за секційним методом прискорився вдвічі порівняно до звичайного стапельного збирання, а собівартість значно знизилася…» – писала в те дни херсонская «Надднепрянка». Госзаказ был выполнен в срок и уже в 1949 году первый построенный предприятием речной пассажирский теплоход был спущен на воду.
В то же время инновационная сборка судна была не единственной заслугой Василия Терека. Возглавляемый им коллектив конструкторов разработал и предложил внести существенные изменения в проект пассажирского теплохода ПТ-150, что позволило значительно увеличить его маневренность и скорость.
За достойный вклад в дело судостроения, связанный с разработкой и внедрением в производство нового типа речного судна, в 1950 году начальник КБ Херсонского судоремонтного завода имени Коминтерна Василий Федорович Терек был удостоен Сталинской премии.
По случаю этого знаменательного для Херсона события в «Надднепрянской правде» появилась статья М. Южанина «Новатор», посвященная триумфу конструктора Терека, в которой говорилось: «…У цьому році херсонські комфортабельні річкові трамваї з’являться на приміських лініях Києва, Дніпропетровська, Запоріжжя…
— Прекрасні судна! – говорять досвідчені водники.
В цій високій оцінці експлуатаційників – відзнака великої творчої праці конструктора Василя Федоровича Терека».
P. S. Немало воды утекло за прошедшие семьдесят лет, еще больше изменений произошло в истории и экономике нашей нынешней страны. «Речные трамвайчики» – детища и гордость бывшего Херсонского судоремонтного завода имени Коминтерна, которым повезло не попасть под шумок модернизации и перестройки в утиль, не единожды перепроданные, несмотря на свой солидный возраст, успешно трудятся на речных маршрутах разных стран.
И только в Херсоне эпоха «речных трамвайчиков», похоже, канула в вечность.