В Голую Пристань «долетим» за минуты 1
Впервые херсонцы смогли познакомиться с чудом, летающим на крыльях по днепровским просторам, 3 мая 1961 года, когда в Херсонский порт пришло первое судно на подводных крыльях «Восток», построенное на одном из заводов Крымского совнархоза. Вот что сообщила своим читателям на следующий день местная газета «Наддніпрянська правда»: «С Ялты до Херсона судно прошло за 6 часов. Скорость хода 60–65 км/час. Мощность двигателя 1200 л. с. Теплоход берет 64 пассажира. Новое судно будет ходить по маршруту Херсон – Новая Каховка. Продолжительность рейса 1 час вместо трех с половиной, за какие это расстояние преодолевает обыкновенный теплоход. Руководит экипажем один из лучших на Днепре капитанов – Александр Терентьевич Безкровный. В ближайшие дни теплоход выйдет в первый рейс».
Так в Херсоне началась эпоха скоростных судов на подводных крыльях.
Уже летом 1961 херсонская газета «Наддніпрянська правда» в статье «Морской транспорт юга Украины» сообщала: «Херсон, который является транзитным пунктом для пассажиров, направляющихся в Евпаторию, Севастополь, Керчь, Одессу, Николаев, существенно увеличивает пассажироперевозки благодаря морским судам на подводных крыльях типа “Ракета” и “Вихрь”. Впереди огромные перспективы…»
В общей сложности более 30 лет советские суда на подводных крыльях покоряли просторы рек и морей и, несмотря на крупные затраты по обслуживанию и непомерные аппетиты потребления авиационными двигателями горючего, считались вполне рентабельными. К тому же являлись определенным символом той, советской эпохи. Да и каждая поездка на судне с подводными крыльями из Херсона, скажем, в Одессу бы-ла сродни маленькому празднику – ничуть не утомительна. Расстояние до Одессы суда на подводных крыльях преодолевали всего за 2,5 часа, да и стоимость билета была вполне приемлема – 4 рубля 50 копеек, на рубль дороже автобусных. Ходили «ракеты» между Херсоном и Одессой ходили через каждые три часа в светлое время суток.
Кроме судов на воздушных крыльях в памяти херсонских старожилов остался водометный пассажирский катер типа «Заря», курсировавший между Херсоном и Голой Пристанью в 1980-х годах, носивший имя «Самуил Маршак». И если обычное речное пассажир-ское судно преодолевало эти 13 километров за 45–50 минут, то «Маршак» проходил путь всего за 15–20 минут. Стоимость билетов также была вполне приемлемой – 35 копеек для путешествия на «тихоходе» и что-то в пределах 70 копеек на скоростном.