Херсонский дворник сто лет назад
В сегодняшнем понимании профессиональные обязанности дворника заключаются лишь в одном: поддержание с помощью метлы чистоты на определенном участке улицы или двора, который за ним закрепил ЖЭК. А сто лет назад это составляло всего одну десятую того, что он должен был исполнять
— А теперь медали за дворницкую службу дают?
— Дают. Могу тебе выхлопотать.
Дворник с уважением посмотрел на Бендера.
— Мне без медали нельзя. У меня служба такая.
И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев»
Сегодня трудно представить элитный центр старого Херсона без дворников. Век назад летом и зимой, днем и ночью у каждого доходного дома, богатого особняка или государственного учреждения тоже можно было увидеть дворников. Их функции были весьма многообразны. Они не только подметали и поливали улицы, зимой убирали снег, но еще и пилили, кололи и заносили в квартиры дрова. В большинстве домов отопление было дровяное или, как его еще называли, «голландское» – по названию наиболее распространенной конструкции печей. Уборка мусора также входила в их обязанности. Дежурили дворники круглосуточно. С двенадцати часов ночи ворота и подъезды запирали, и чтобы попасть в дом, нужно было позвонить в находящийся у ворот электрический звонок или «дергалку» (колокольчик) с прибитой под ними дощечкой с надписью: «Звонок к дворнику».
Помимо исполнения этих так сказать жилищно-коммунальных обязанностей, дворники были нелегальными агентами полиции и охранного отделения жандармского управления. Они следили за «подозрительными» и сообщали полиции обо всем, что происходит в подведомственном им доме. Дворники обычно присутствовали в качестве понятых при обысках и арестах, производимых полицией и жандармерией. Порой донесения дворников оказывались настолько ценными, что их представляли к награде. Так, в смутное время 1905–1906 годов по рапорту жандармского ротмистра Васильева начальник Херсонского жандармского управления полковник Бурачков ходатайствовал перед Херсонским и Днепровским военным генерал-губернатором Давыдовым о награждении дворника Феофанова, который служил в доходном доме второго полицейского участка Херсона.
При найме дворников отдавали предпочтение бывшим солдатам и унтер-офицерам. А вот богатые херсонские купцы принимали на эту должность в основном татар.
Сто лет назад дворников всегда можно было узнать по их одежде и другим атрибутам, соответствующим профессии. Летом, несмотря на жару, они ходили в черном картузе (тип головного убора) с лакированным черным козырьком, на околыше которого была медная пластинка с надписью: «Дворник». Одеты они были в дворницкие жилеты. Это был черный или темно-синий двубортный глухой жилет (с небольшим вырезом или без него) с отложным воротником. Под него надевали косоворотку из сатина или ситца, которую выпускали из-под жилета. Сверху дворники обязательно носили белый холщовый фартук. На шейной цепочке висела большая медная овальная бляха, на которой по кругу была надпись с названием улицы и номером дома, а посередине – слово «Дворник». Дворники были одеты в широкие черные шаровары и обуты в высокие яловые сапоги. Весной и осенью на них надевали глубокие галоши, предохраняющие ноги от сырости и влаги.
С наступлением холодов дворники облачались в поддевки и подпоясывались кумачовым кушаком. На ночное дежурство они надевали огромный, до самых пят черный тулуп, с большим шалевым воротником, а на голову – каракулевую шапку такого же фасона, как у городовых. Непременным аксессуаром дворника был свисток. Большинство из них носили бороду и усы, а волосы подстригали «в скобку». Те, что были из бывших солдат, стриглись коротко, а из растительности на лице оставляли только усы.
Дворников государственных зданий можно было отличить от частных по их униформе: фуражка с кантами по цвету соответствующего ведомства, круглая кокарда на тулье фуражки, двубортный черный бушлат с металлическими пуговицами и петлицами по цвету принадлежности к определенному учреждению. Надписей на фуражках и блях у них не было.
Современный дворник узнаваем по двум предметам – метла и оранжевый или зеленый жилет безопасности при работе на проезжей части дороги.