Городские глашатаи
Именно так можно назвать афишные тумбы, которые на протяжении более чем столетия были основным средством информации горожан. Их красоту и содержание афиш писатель Олесь Гончар отметил в романе «Перекоп»: «…Тут же рядом на порыжевших от солнца (ещё с весны остались) афишах: “Галло – выставка!
Кино “Бомонд” – “Тайны Нью-Йорка”! Головоломные трюки! Жуткие моменты!!!” Около афишных тумб толпятся загорелые, обвешанные оружием степняки, спокойно читают грозные предостережения. Один читает о холере, другие раскатисто смеются, рассматривая на афишах полуголую, выгоревшую на херсонском солнце американскую кинозвезду». Установленные в конце ХІХ века, афишные тумбы органически вписались в архитектуру Херсона. Их располагали в самых оживленных местах города: на пересечении улиц, наиболее посещаемых горожанами. Они первыми сообщали херсонцам о всех указах императора, постановлениях правительства и Городской думы. Именно «от них» жители города узнавали о предстоящих гастролях в Херсоне театров Саксаганского и Мейерхольда, композиторов Мусоргского и Скрябина, Томмазо Сальвини. Помнят они и первые декреты советской власти и «расстрельные» приказы военного коменданта оккупированного города в войне 1941-1945 годов. Со временем их становилось все меньше и меньше. На сегодняшний день сохранилась всего одна афишная тумба (было их в Херсоне около пятнадцати). Да и та в последние годы была перенесена с «постоянного места жительства» (угол улиц Коммунаров и Комсомольской) на площадь, прилегающую к краеведческому музею «под закон» об охране памятников архитектуры.
Хотя по сути их утилитарного назначения тумбы относятся к предметам архитектоники (фонтаны, скульптурные украшения парков и тому подобное), историческая их ценность от этого не умаляется. Когда будете проходить мимо краеведческого музея, скользните взглядом по изящным и красивым архитектурным формам афишной тумбы – немого свидетеля радостных и горестных страниц в жизни нашего города.