Херсон: вчера и сегодня
В суете современной жизни мы ежедневно проходим, проезжаем по многим улицам, мимо многих зданий и сооружений. Поэтому у нас со временем вырабатывается стереотип: они всегда были такими без каких-либо внешних изменений. Однако это далеко не так
Ворота города
На снимке запечатлены перрон и левое крыло здания Херсонского железнодорожного вокзала. Исполнилось 100 лет, как открылось железнодорожное сообщение между Николаевом и Херсоном и, соответственно, столько же лет вокзалу. Тогда местная газета «Родной край» писала: «Сегодня в 12 часов (16 октября 1907 года) состоится открытие вокзала ст. Херсон». И далее: «Первый поезд прибыл переполненный пассажирами. Поджидавших у вокзала извозчичьих пролеток и экипажей было свыше 80 штук и все они были заняты прибывшими, несмотря на то, что еще не была утверждена городская такса». Из Херсона поезда отходили в 8 часов утра и в 4:59 пополудни. В пути они находились 2 часа, прибывая в Херсон и Николаев около 10 часов утра и 7 часов вечера. Разъезд (была одна колея) встречных поездов происходил на станции Копани. Судя по обоим фото, здание вокзала особых изменений не претерпело. Даже крайнее левое окно так и осталось без проема и стекол. На старинном снимке почти рядом стоят два фонаря: один на высоте 2,5 метра, а другой до 6 метров. Первый служил для местного освещения, второй был чем-то вроде маяка и давал в вечернее время машинисту знак о приближении к станции. Фотограф (судя по теням запечатленных пассажиров) снял подготовку к отправлению почтового поезда № 4 в 16:59. Кстати, нахождение на перроне как провожающих, так и встречающих пассажиров было платным. Причем не только до октябрьского переворота, но и несколько лет в 1950-е годы. Тогда выйти на железнодорожную платформу можно было только по перронному билету, который продавали отдельно.
«Нет, Херсон был прежде всего портом, и именно порт создавал своеобразный и неповторимый облик города».
Константин Кудиевский «Песни синих морей»
Глядя на эти снимки, нельзя не согласиться с писателем, нашим земляком. По ним можно судить, как на протяжении ста лет менялся облик речного вокзала. Правда, в 1904 году такого термина не существовало — было название «Пристань Херсон». На верхнем левом снимке запечатлена панорама города с её сохранившимися ориентирами: Греко-Софиевская церковь и Успенский кафедральный собор. В предвоенные годы пристань оставалась такой же. После освобождения Херсона от немецких оккупантов в 1944 году на деревянных сваях портовики соорудили небольшой причал (30×6 м). От него и ходили два «паровика»: винтовой «Спартак» на Голую Пристань и колесный «Ян Фабрициус» на Цюрупинск.
Шло время, и пассажирский флот пополняли отечественные суда: пассажирские трамвайчики (ПТ), озерные суда. Многие из них строили на Херсонском заводе имени Коминтерна. К деревянной пристани уже причаливали 3-4 судна. Обеспечить растущий флот и пассажирский поток не могли и понтоны, приспособленные под причалы. Поэтому в 1950-е годы были построены бетонная причальная стена длиной 150 метров и здание речного вокзала. Последнее чем-то напоминало Химки, некий речной вокзал в Москве, только в меньшем масштабе. Однако, как показало время, небольшая ширина реки Кошевая затрудняла маневрирование судов при отходе и причаливании. В начале 1960-х годов построили несколько пирсов, которые были перпендикулярны берегу и обеспечивали причаливание судов с обоих их сторон. До строительства Цюрупинского моста проезд на левобережье Днепра обеспечивал в немалой степени речной флот. Даже грузовые и легковые автомобили перевозили в Голую Пристань на самоходных паромах.
Что касается нового здания вокзала, то его возведение было неоправданным и даже, кажется, ненужным. Дело в том, что до октябрьского переворота таких понятий, как «Херсонский речной порт» и «Херсонский морской порт» вообще не было. Тогда вся длина портовой набережной (от начала проспекта Ушакова до Одесской площади и немного дальше вдоль речки Кошевая) в разных пропорциях принадлежала различным компаниям. Владельцы этих компаний по своему усмотрению осуществляли грузопассажирские перевозки как вверх по Днепру, так и в сторону Черного моря. Разделение произошло при советской власти. Именно тогда и появились морвокзап и речвокзал. А в 1980-е годы в «верхах» приняли решение снести речной вокзал и возвести на его месте стилизованное под корпус судна здание речморвокзала с гостиницей.
Театр
На обоих фото, снятых с одного и того же места, только с разницей во времени почти в 100 лет, изображены два разных архитектурных сооружения, хотя одного и того же назначения — служение Мельпомене. Жизнь здания городского театра оказалась короткой, трагичной и в то же время богатой событиями. Театр в Херсоне возник в 30-е годы XIX века и ютился в неприспособленном для этих целей помещении Дворянского собрания (нынче — улица Карла Маркса, 20).
Идея строительства здания театра неоднократно возникала в среде херсонской общественности. Но, как обычно, это желание упиралось в недостаток средств. Однако сторонники идеи оказались очень энергичными, особенно после того, как театральную комиссию возглавил экс-губернатор Александр Эрдели. Часть денег выделила городская Дума, затем на пять лет весь доход от лавок и магазинов, находящихся на Алешковской пристани (сегодня — это район речморвокзала), шел на строительство театра. И, конечно, плюс благотворительные взносы херсонцев. Вскоре комиссия поручила архитектору Владиславу Домбровскому разработать проект здания театра.
И 18 апреля 1884 года был заложен первый его камень. Строили театр почти пять с половиной лет. 29 сентября 1889 года здание было принято технической комиссией. Вместимость театра составляла 800 человек. Зрительный зал подковообразной формы был украшен в стиле ренессанс, подобно Одесскому оперному театру. Херсонцы так и говорили о зале своего театра — «одесский в миниатюре». Торжественное открытие театра состоялось 1 октября 1889 года комедией Николаева «Тайна» в исполнении труппы Лелева-Вучетича. Перед поднятием занавеса оркестр под управлением дирижера Малины исполнил марш «Привет, Херсон!». С подмостков театра херсонцев покоряли своим искусством Михаил Щепкин и Мария Заньковецкая, Всеволод Мейерхольд и Вера Комиссаржевская, Николай Садовский и Панас Саксаганский, Иван Москвин и Густаво Сальвини.
На его сцене играл Александр Скрябин и пел Леонид Собинов. В советское время театру присвоили имя Анатолия Луначарского. Не закрывался театр и во время фашистской оккупации (1941-1944 годы). Только на афишах он назывался как большой театр имени Тараса Шевченко, и все спектакли шли только на украинском языке. Второй день освобождения Херсона стал последним в жизни театра. Несмотря на тщательное обследование его саперами, 14 марта 1944 года основная часть здания взлетела в воздух.
В начале 1950-х годов остатки здания театра были взорваны, площадка очищена и спланирована. В 1959 году по проекту Киевского Гипрограда началось строительство нынешнего облмуздрамтеатра, а 8 мая 1962 года здание театра было сдано в эксплуатацию.
Воронцовская … Коммунаров
Снимок сделан со здания Городской думы (сегодня — это художественный музей имени А. Шовкуненко). Если на фото слева изображенная улица именуется Воронцовской в честь князя Михаила Воронцова, который с 1823 по 1854 годы был генерал-губернатором Новороссии, то на снимке справа — улица Коммунаров (с 1924 года). Становится непонятным, в честь каких коммунаров она названа — херсонских или парижских. Воронцовская соединяла пристань с крупнейшим рынком Привоз. Не случайно она уже в 1866 году была первой замощена дорогостоящим гранитным камнем. На снимке слева представлена панорама Воронцовской, Днепровская набережная, река Кошевая и стрелка Карантинного острова. В конце XVIII века участок земли (вправо от улицы Воронцовской) между нынешней улицей Ленина и рекой Кошевая принадлежал князю Григорию Потемкину и был обозначен на плане города под номером 1. Построенный на этой земле дом со временем обветшал и в середине XIX века был снесен. В доме на улице Коммунаров, 11, в 1870-1894-е годы жил археолог и нумизмат П. И. Бурачков, издавший «Общий каталог монет, принадлежавших эллинским колониям, существовавшим в древности на северном берегу Черного моря». В правом углу снимка справа видно большое двухэтажное здание одного из еврейских девичьих училищ (сегодня — это школа № 25). Еще правее на снимке угловое здание Фан-Юнга (улица Ленина, 11), в котором размещались Губернская чертежная мастерская и Общество взаимного страхования от огня.
Окрестности вышеназванной улицы, особенно вдоль побережья Днепра, в свое время находились в черте прифронтовой линии. Так что многие здания и сооружения были разрушены. Поэтому прибрежная часть улицы была застроена уже в 1960-1970-е годы.
Ришельевская… Октябрьской революции
С первого взгляда складывается впечатление, что оба снимка сделаны в разных районах Херсона. Однако это не так. Оба фотографа снимали улицу Октябрьской революции (раньше — Ришельевская улица) на пересечении ее с улицей Суворова. На фото наших дней видим двухэтажное здание, занимаемое областным управлением акционерного общества «Сбербанк Украины», а слева — обувный магазин. Остается рассказать о красивом храме, основное сооружение которого находилось прямо на проезжей части нынешней улицы Октябрьской революции. Это Покровская единоверческая церковь, которая была построена и освящена в 1812 году по проекту архитектора Коллеровского, утвержденному герцогом де Ришелье. После октябрьского переворота 1917 года храм некоторое время еще функционировал, а в 1931-м был передан объединению «Заготзерно» под склады муки и зерна.
В 1944 году, после освобождения Херсона от немецких оккупантов, молитвенный зал был заполнен ящиками со спиртным Херсонского ликероводочного завода. А в конце 1940-х большевики решили вообще избавиться от храма, считая, что «по своему архитектурному стилю он не является историческим памятником». Расстрелять церковь разрывными снарядами из танка не получилось. Тогда под нее заложили взрывчатку направленного действия. От мощного взрыва ни один камень строения не полетел в сторону: просто храм вздрогнул, замер и стал медленно оседать. Через несколько минут от былой его красоты осталась бесформенная груда камней.
Потемкинская… Карла Маркса
Эти два снимка сделаны с одного и того же места, только с разницей в более 90 лет. Как разительно они отличаются друг от друга! На них нет ни одной зацепки, чтобы можно с полной уверенностью сказать: изображено одно и то же место. Кто и когда изуродовал до неузнаваемости этот прекрасный участок старинной улицы, будет изложено ниже. А пока ориентировка по месту съемки. На обоих фото изображен угол улиц Суворова и Карла Маркса, которая ведет к Потемкинскому скверу.
Фотограф запечатлел в динамике жанровую сценку из жизни улицы: куда-то торопятся гимназистки, навстречу им степенной походкой переходит улицу подмастерье; справа неторопливо беседуют два священнослужителя; на заднем плане — две дамы, сидящие на скамейке, и бойко беседующие три офицера. Это, вероятно, посетители, пришедшие в редакцию газеты «ЮГъ» или косметический кабинет Д. А. Принтера. В этом же доме на углу находилась старейшая аптека (построена в 1825 году) Вурштатмана, в этом же здании родился известный историк Евгений Тарле, а в примыкающем доме жил (с 1789 по 1790 годы) английский филантроп Джон Говард. Что ни дом — то мемориальная доска.