Любовь, мораль и нравы. Из прошлого Херсонщины (часть третья)
«Сохраним традиции»?
Не так давно один из нынешних херсонских руководителей, находящийся у власти, украсил город красочными бордами со своим портретом и пафосным лозунгом: «Сохраним традиции – построим будущее!». Если бы знал он, о чём говорил!
Ведь сколько глупости, граничившей с откровенной дуростью, заключалось в закрепившихся в прошлом в сёлах традициях – хотя бы в тех же свадебных. Примеры тому отыщутся в старых херсонских газетах. Так, в одном из сёл Херсонщины во второй день свадьбы на коньке крыши устанавливали табурет с бутылкой водки и закуской. Принимавшие участие в свадебной забаве гости должны были штурмовать крышу, а добравшись до «приза», осушить его здесь же наверху. Причём в этом сумасшествии принимали участие даже женщины! Или вот другие свадебные
традиции, опять же из херсонской периодики дореволюционного периода. В одном из сёл прежде чем войти в дом мужа, молодая «на карачках» должна была перетащить на себе от повозки до дверей всё своё приданое, а в последнем «рейсе» – ещё и свекровь, сидящую на ней верхом! Причём по двору её водил за повод один из участников церемонии. В другом селе на второй день свадьбы по традиции водили не невесту, а «быка» – привязанного верёвкой за шею к телеге отца невесты. Пёстрая свадебная толпа с весёлым пением и возлияниями шла по дворам села «продавать быка». Во время подобных пьяных забав случалось всякое. Однажды в ходе такой «продажи» пьяный «бык» на потеху публике взревел «нечеловеческим» голосом. Перепуганные лошади рванули с места и понесли, увлекая за собой привязанного к телеге бедолагу. На беду, пара лошадей оказалась резвой, а верёвка на шее крепкой. Стоит ли говорить, что эта шутка стала для «быка» последней в жизни… Согласно укоренившимся обычаям, практически повсеместно свадьбы сопровождались обширной пьянкой, салютом из всех стволов имеющегося в селе оружия и гонками на лошадях под пьяные вопли высыпавшей на улицу публики, что очень часто приводило к тяжёлым последствиям: «Д. Натальино Заградовской волости Херсонского уезда. Через деревню мчался свадебный поезд. Один из парней, сидящих в бричке, по обычаю решил сделать выстрел из ружья. Чтобы был выстрел громче, вложил в заряд большое количество пороха и ствол плотно забил пробкой. При выстреле ружьё разорвало, частью его был причинён дружке, сидящей в соседней бричке, сильный удар в голову, от которого она немедленно умерла. У соседнего парня сорвало с головы шляпу, у стрелявшего оторвало палец. Другой частью оторванного оружейного ствола была повреждена соседняя бричка».
Практикуемые и ныне в сёлах Херсонщины обычаи на второй день свадьбы катать тёщу на грязной тачке и пошлые переодевания «ряженых» с неизменной шубой наизнанку – «чтобы у молодых было столько добра, сколько волос в шубе», не что иное, как дожившие до наших дней отзвуки прошлого.
Крестьянская свадьба – финансовая кабала
Теперь о финансовой стороне свадебных церемоний и главного, всеми ожидаемого действа – банкета. Стоит отметить, что сельские и городские свадьбы, хотя и имели между собой ряд схожестей и отличий, были одинаково тяжелы для кошельков родителей. В любом случае всё зависело от социального положения – чем выше статус, тем серьёзней расходы. А как же иначе? Что скажут люди?
И вновь обратимся к «запискам земского начальника» из херсонской газеты «Югъ»: «Свадьбы, похороны и крестины, эти обряды весьма разорительны для хозяина. Когда у крестьянина родится ребёнок, он старается отыскать кума побогаче. Если таковой осчастливит его ребёнка, то крестьянин из всех сил выбивается, чтобы наилучшим образом угостить кума и не ударить лицом в грязь. На крестинах угощение продолжается не менее трёх дней, причём приглашаются все родственники, соседи и знакомые. Средства для угощения достаются бедняком самым плачевным образом. Он не останавливается ни перед чем, даже закабалить себя на половину лета даровой работой и по уши залезть в долги.
Свадебный обряд ещё в 10 раз разорительнее крестин. Помимо того, что бедняк при свадьбе пытается подражать богачам и в течение недели поит полсела, что недёшево обходится, у него появляется масса других непроизводительных трат. Он обязан при сватанье нести отцу невесты нечто вроде «калыма» или «вена» от 15 до 50 р. Смотря по договору и по состоянию жениха. Должен справить помолвку (сговор), сватанье, вечеринку, а затем уже и свадьбу, которые кроме ослабления хозяйства ничего не приносят крестьянину. На свадьбу он должен преподнести каждому по подарку (платки, платочки, башмачки, рукавички и т. п.)».
Вот, к примеру, смета свадебных расходов со стороны небогатого сельского жениха из Херсонского уезда в конце XIX века. Стоит учесть, что цены в тот период были что ни на есть «демократичными»: фунт (453 г) ржаного хлеба стоил 3 копейки, пеклёванного или ситного – 5. Фунт мяса, согласно сортности, от 10 до 12 копеек. Водка – 10 рублей за 12-литровое ведро.
«По уговору за невесту дано отцу – 15 р. На сговорины издержано – 3 р. На сватанье – 10 р. На вечеринку – 7 р. Священнику – 3 р. На церковь – 1 р. На свадебные подарки – 25 р. На музыку – 10 р. На свадьбу – 40 р. ИТОГО –114 рублей».
А прибавить к этому иные «непредвиденные расходы», скажем, хромовые сапоги самому жениху да родителям обновы к свадьбе? Чтобы не «ударить лицом в грязь» и показать свой достаток, требовалась баснословная по тем временам для многих сумма, практически неподъёмная для херсонского крестьянина! Ведь как ни крути, скопить такие «деньжищи», работая на своём жалком участке земли, даже в урожайный год, было невозможно. В период подготовки к свадьбе средний крестьянин вынужденно отправлялся с сыном, потенциальным женихом, на заработки. С Троицкой ярмарки, проходившей в Херсоне в июне, и до Покрова в октябре полноценный работник мог заработать у хозяина от 40 до 60 рублей (девки и подростки – вполовину меньше). А так как из этой суммы нужно было ещё вычесть средства на жизнь и хозяйство, то и копить на свадьбу приходилось не один год. Причём случалось порой, что собранных средств не хватало, приходилось влезать в долги, чтобы после свадьбы вновь отправляться в кабалу, отрабатывать.
Немного статистики
В 1850-х годах из всего населения страны, достигшего брачного возраста, лишь 4% мужчин и 5% женщин не состояли в браке. Однако к концу XIX века вопросы семьи и брака в империи становятся остроактуальными. Экономические проблемы, вынужденная длительная отлучка для заработков на стороне, беспросветная нищета, пьянство, насилие в семьях, растущая «свобода нравов» в виде супружеской неверности… Отсутствие былого влияния церкви на общественную жизнь, которую заменили обрядностью и исполнением лишь немногих «выгодных» церковных установлений, к началу ХХ века в разы увеличивают эти цифры. Сотрудник «Инженерного журнала» Л. А. Золотарёв в статье, вышедшей в 1895 году, подчёркивал: «В настоящее время можно наблюдать тот факт, что одни только женщины, и притом не особенно многие, во всей строгости соблюдают законы брачной жизни. Что же касается мужчин, то они поголовно нарушают брачные законы и обеты, пользуясь для этого большей свободой, чем их рабыни-жены».
Проведённая в империи в 1897 году перепись населения дала шокирующие результаты. На 1000 мужчин приходилось уже 582 неженатых, а на 1000 женщин – 560 незамужних. Тенденцию к уменьшению количества браков в начале ХХ века можно проследить по херсонской статистике. Если в 1900-м за полгода, с января по июль, на 73 тысячи жителей города было зафиксировано более трёхсот брачных союзов, то спустя 10 лет уже на 91858 жителей за восемь месяцев – всего 277 браков: 171 православного, 102 иудейского и 4 римско-католического вероисповеданий. Ещё спустя 7 лет, в 1917 году, в «свободной России» было заключено всего лишь 65% браков от числа зафиксированных до 1913 года!
В некоторых дореволюционных казённых учреждениях были официально приняты и высочайше утверждены правила, согласно которым служащие не могли жениться или выходить замуж без письменного на то разрешения начальства. Причём в некоторых случаях запрещалось сочетаться браком с представителем «иного ведомства». В старых
херсонских газетах можно отыскать заметки под заголовком типа «Женился без разрешения» с указанием «преступника» и строгих мер наказания, применённых к нему. А наказания за подобный проступок были серьёзными, можно было даже лишиться «трудового стажа» для получения пенсии в будущем.