По Днепру на крыльях
В первый день мая этого года в Херсоне произошло совсем не ординарное событие, отмеченное, впрочем, главным образом лишь средствами массовой информации
В этот день в 9 часов утра от причала херсонского порта отошло пассажирское судно, которое взяло курс на Новую Каховку. Что и говорить, возможно, факт сей заслуживал бы меньшего внимания, если бы не одна особо важная для нашего времени деталь – отошедшее от причала судно «Полесье» было скоростным судном на подводных крыльях. Впрочем, возможно, подобное отношение к этому событию будет не совсем понятным нашему молодому читателю, искушенному самыми последними крутыми новинками техники, но никогда не видевшему подобное транспортное чудо. Ведь в последний раз пассажирские суда на подводных крыльях херсонцы видели и пользовались ими более двадцати лет назад. Но для многих старожилов, тех, кто еще помнит белоснежные скоростные пассажирские «ракеты» парящими над днепровской водной гладью, этот первомайский рейс стал возвращением к тем незабываемым временам, когда у Херсона были свои по-настоящему стремительные крылья.
Впервые с чудом отечественного судостроения – мощными скоростными судами на подводных крыльях (СПК) – херсонцы познакомились ровно 54 года назад, в далеком 1961 году. В дни ярких и солнечных первомайских праздников, расцвеченных кумачом знамен, воздушных шаров и призывных транспарантов, при огромном стечении народа в херсонском порту встречали новое скоростное пассажирское судно. Как тогда гордо говорили – «транспорт будущего». Уже на следующий день после его прибытия в местной газете «Наддніпрянська правда» появилось первое сообщение о чудо-судне: «Комфортабельный пассажирский теплоход на подводных крыльях “Восток” производства одного из заводов Крымского совнархоза прибыл вчера в херсонский порт. Из Ялты до Херсона судно прошло за 6 часов (обычно для этого требовалось около суток. – Прим. авт.). Скорость хода 60–65 км/час. Мощность двигателя 1200 л. с. Теплоход берет 64 пассажира…». К сожалению, статья в «Надднепрянке» оказалась без фотографии, иллюстрирующей это событие.
Интересно, что пришлось достаточно долго искать хоть какое-либо изображение СПК «Восток», пришедшего в Херсон, или хотя бы судна аналогичного типа, чтобы представить его во всей красе. Информации о «Востоке» не нашлось и в Интернете. И лишь в одном из старых фотоальбомов «Херсонщина» отыскался единственный уникальный снимок первого херсонского судна на подводных крыльях. Мощность двигателя и пассажировместимость, указанные в газетной информации, говорят о том, что «Восток», пришедший в Херсон, был сродни «Ракете». Это – наиболее популярный в свое время тип судна на подводных крыльях, благодаря которому «народная терминология» окрестила все суда на подводных крыльях «ракетами».
Благодаря подшивке старых херсонских газет, сохранивших информацию об этом событии, удалось узнать, что первое появившееся у нас СПК всего лишь спустя несколько дней стало осуществлять пассажироперевозки по маршруту Херсон – Каховка – Херсон. Капитаном судна был назначен один из самых лучших капитанов бассейна Нижнего Днепра – Александр Терентьевич Бескровный. Подумать только, если обычный пароход преодолевал путь от Херсона до Каховки за три с половиной часа, то судно на подводных крыльях покрывало это расстояние всего за час! Да и символическая стоимость билетов сделала этот вид транспорта чрезмерно удобным и доступным каждому. Так началась в нашем городе эпоха судов на подводных крыльях.
Как бы ныне ни критиковали прошлые советские времена, однако «из песни слов не выкинешь». Всего лишь два месяца понадобилось для того, чтобы скоростные суда прочно вошли в жизнь херсонцев, а их парк значительно расширился. Тем же летом 1961 года херсонская газета «Наддніпрянська правда» в статье «Морской транспорт юга Украины» сообщала: «Херсон, который является транзитным пунктом для пассажиров, направляющихся в Евпаторию, Севастополь, Керчь, Одессу, Николаев, существенно увеличивает пассажироперевозки благодаря морским судам на подводных крыльях типа “Ракета” и “Вихрь”. Впереди огромные перспективы…». Через несколько номеров газеты – сообщение о новых достижениях: «На маршрут между Ялтой и Севастополем вышло первое морское судно на подводных крыльях “Стрела-1”, развивающее скорость до 85 км/час».
В этот период на водных просторах страны появилась целая серия различных пассажирских судов на подводных крыльях, отличавшихся друг от друга размерами, скоростью и пас-сажировместимостью. Пополнившие в 1961 году парк херсонских СПК «Вихри» были куда вместительней первых «Ракет» и перевозили уже в двух своих салонах до 260 пассажиров. Несколько меньшей пассажировместимостью – 118 человек – обладала появившаяся чуть позже на херсонских линиях «Комета».
С увеличением херсонского парка СПК в последующие годы в значительной мере была увеличена и сеть пассажироперевозок. Скоростная водно-транспортная сеть связала Херсон не только с крупными областными центрами, расположенными по Днепру или в приморской акватории, но и с более мелкими населенными пунктами областного значения. Появились новые маршруты, позволявшие в значительной мере сократить пребывание в пути. Так, вместо того чтобы за 3 рубля 50 копеек полдня томиться в жарком, душном салоне междугородного автобуса в пути до Одессы, можно было преодолеть это расстояние с комфортом, наслаждаясь свежим морским воздухом, всего за три часа. При этом оплата составляла лишь на рубль больше.
Вместе с тем были у этого чудо-транспорта и свои слабые стороны. Это определенная сложность в обслуживании и непомерное потребление мощными двигателями горючего. Впрочем, кто в тот период с этим считался? Главным был государственный престиж. Вот потому-то 90% всего водного транспорта подобного типа строил СССР. И лишь 8% от общего количества СПК, производимых в мире, – швейцарская компания «Супермар» и американская – «Боинг». Более 30 лет советские суда на подводных крыльях покоряли просторы рек и морей и, несмотря на крупные затраты по обслуживанию и непомерные аппетиты потребления авиационными двигателями горючего, считались вполне рентабельными. Последней разработкой советских инженеров-конструкторов в области СПК стал теплоход «Полесье». Суда этого типа строили в Белоруссии с 1983 по 1996 годы. От своих предшественников – крупных судов на подводных крыльях, таких как «Вихрь», «Комета», «Стрела», «Колхида», – его отличали весьма скромные размеры и более экономное потребление топлива. Возможно, вскоре могла бы появиться достойная альтернатива и «Полесью», однако в стране началась перестройка. Вместе с ней пошли необратимые процессы во всех сферах нашей жизни. Коснулись они и херсонского парка судов на подводных крыльях. Очень скоро маршруты их стали нерентабельными, а посему ценные суда были поставлены на прикол. Правда, нерентабельными перевозки на судах подобного типа стали лишь в нашей стране. Иностранные фирмы и частные лица с большой готовностью предлагали любые деньги за «Кометы», «Метеоры», «Вихри». Так постепенно все херсонские суда перекочевали в Западную Европу, Турцию, Грецию, Канаду, Южную Корею и даже в США. Охватившая нашу страну «железная лихорадка» ускорила процесс уничтожения водного транспорта. Суда, которые не смогли продать по причине износа механизмов, порезали на металл. Не пощадили даже последнюю «Ракету», установленную в Херсоне в спальном микрорайоне Корабел и первоначально приспособленную под детский кинотеатр. В декабре 2000 года ее демонтировали и также превратили в груду металла.
С помощью Интернета удалось установить судьбу некоторых судов на подводных крыльях, некогда бывших гордостью Херсона и символом той ушедшей советской эпохи. Самые последние из них закончили свой «трудовой путь» по перевозке пассажиров «по причине ветхости и опасности дальнейшей эксплуатации» в 2008–2012 годы.
Немного больше повезло СПК типа «Полесье», которые и поныне под названием «Лунтан» («Парящий дракон») широко эксплуатируют в Китае.