Роль губернскаго и уѣзднаго земства. Законъ о взаимномъ земскомъ страхованіи
Роль губернскаго и уѣзднаго земства.
По закону о взаимномъ земскомъ страхованіи отъ огня завѣдываніе дѣлами страхованія и страховыми капиталами возложено на губернское земство. Уѣздное земство, въ лицѣ управы, въ дѣлѣ страхованія отъ огня является уполномоченнымъ губернскаго земства только по наблюденію за правильнымъ веденіемъ страхового дѣла въ уѣздѣ лицами, назначенными губернскимъ земствомъ. Но на практикѣ уѣздное земство однимъ наблюденіемъ не ограничивалось и нерѣдко, какъ по своему почину такъ и по порученію губернскаго земства, принимало самое дѣятельное участіе въ разрѣшеніи разныхъ вопросовъ, касавшихся существа страхованія и противопожарныхъ мѣропріятій.
Положеніе дѣла до введенія земства.
Въ прежнее время, когда страхованія еще не существовало, если возникалъ пожаръ и уничтожалъ имущество, то тѣ изъ жителей, кого пожаръ не захватилъ, и жители ближайшихъ селъ помогали погорѣльцамъ чѣмъ кто могъ: кто давалъ лѣсъ на постройку, кто одежду, а кто хлѣбъ. Помощь эта была добровольная, а потому случайная и въ общемъ недостаточная; потерпѣвшій получалъ лишь незначительную долю того, что было утрачено.
Чтобы упорядочить оказаніе помощи погорѣльцамъ, сдѣлать помощь эту болѣе соотвѣтствующей размѣрамъ понесенныхъ погорѣльцемъ убытковъ, по распоряженію правительства въ 1844 г. были переписаны и оцѣнены постройки крестьянъ, и каждый владѣлецъ долженъ былъ ежегодно вносить въ казну отъ ½ коп., за каменныя строенія, до 1 коп., за деревянныя строенія, со ста рублей оцѣнки его строеній. Отъ этого сбора образовался капиталъ, изъ котораго въ случаѣ пожара погорѣльцу выдавалось вознагражденіе. Такъ возникло страхованіе построекъ отъ огня. По началу страхованіе введено было только въ казенныхъ поселеніяхъ. Въ помѣщичьихъ селахъ забота о тушеніи пожаровъ и о помощи погорѣльцамъ возлагалась на помѣщиковъ. Въ такомъ положеніи дѣло страхованія находилось до отмѣны крѣпостной зависимости. Являясь обязательнымъ только для крестьянъ казенныхъ поселеній, оно и этихъ крестьянъ обезпечивало слишкомъ мало: оцѣнка строеній при застрахованіи не соотвѣтствовала ихъ стоимости, оцѣнивались всѣ постройки двора огуломъ, причемъ не по стоимости, а по опредѣленнымъ нормамъ; такъ, весь дворъ съ каменными по- стройками оцѣнивался не свыше 400 руб., а дворъ съ деревянными постройками не свыше 250 руб. При такихъ низкихъ. оцѣнкахъ убытки погорѣльцевъ далеко не покрывались, они получали только небольшія пособія.
Съ отмѣной крѣпостной зависимости страховой капиталъ казенныхъ поселеній былъ причисленъ къ продовольственному капиталу, и погорѣльцамъ всѣхъ разрядовъ крестьянъ вознагражденіе стали выдавать изъ этого капитала.
Законъ о взаимномъ земскомъ страхованіи
Съ введеніемъ земства, дѣло оказанія пожарной помощи населенію было возложено на губернское земство. До 1867 г. земство продолжало вознаграждать. погорѣльцевъ изъ продовольственнаго капитала. Въ 1867 году былъ изданъ законъ ,,о взаимномъ земскомъ страхованіи отъ. огня“, и съ этого времени дѣло пожарной помощи населенію» становится на опредѣленныя основанія. По „Положенію о страхованіи“, дѣйствующему съ небольшими измѣненіями и теперь, обязательному земскому страхованію подлежат во всѣхъ селеніяхъ всѣ строенія, находящіяся въ чертѣ крестьянской осѣдлости. Для жителей, строенія которыхъ находятся на внѣ надѣльной землѣ, а также въ городахъ и посадахъ введено другое страхованіе — добровольное, въ которомъ по желанію могутъ страховать, свои строенія и крестьяне: тогда изъ обязательнаго страхованія строенія такихъ крестьянъ исключаются. Обязательное страхованіе раздѣлено на два вида страхованія: страхованіе по нормальной оцѣнкѣ -окладное, и по особой оцѣнкѣ — дополнительное.
Обязательной является только нормальная, пониженная оцѣнка. Размѣры нормъ для разныхъ строеній устанавливаетъ земство. Причитающіеся по этой оцѣнкѣ платежи должны уплачиваться также обязательно, какъ и другіе окладные сборы, и съ неуплатившихъ могутъ быть взысканы принудительнымъ порядкомъ; за то, — независимо отъ того, уплачены платежи или нѣтъ, — страхователю, въ случаѣ пожара, вознагражденіе по нормальной оцѣнкѣ должно быть выдано. Что касается дополнительнаго страхованія по особой оцѣнкѣ, при которомъ принимается на страхъ остальная сверхъ нормы цѣнность до ¾ дѣйствительной стоимости строенія, то желающій получить пожарное вознагражденіе по этой оцѣнкѣ долженъ уплатить премію (страховку) при заключеніи страхованія за годъ впередъ. Земствомъ устанавливается одинъ общій для всѣхъ страхователей срокъ уплаты платежей по дополнительному страхованію.
Первые шаги земства по обязательному страхованію.
Получивъ 50 лѣтъ тому назадъ въ свое вѣдѣніе страхованіе отъ огня, земство на первыхъ порахъ въ дѣлѣ постановки страхованія держалось прежняго, такъ сказать, казеннаго порядка. Самое важное въ дѣлѣ страхованія — оцѣнку строеній не только по обязательному, но и по добровольному страхованію, а также оцѣнку пожарныхъ убытковъ и учетъ страховыхъ сборовъ земство поручало производить сельскимъ и волостнымъ управленіямъ. Съ теченіемъ времени стало обнаруживаться, что эти управленія, какъ при принятіи имуществъ на страхъ, такъ и въ случаяхъ пожаровъ, сильно преувеличивали оцѣнки. Нерѣдко въ числѣ сгорѣвшихъ до основанія показывали строенія, у которыхъ при тушеніи пожара съ крыши было сорвано нѣсколько кулей соломы; открылись случаи, что отъ нѣкоторыхъ сельскихъ управленій поступали свѣдѣнія съ оцѣнкою пожарныхъ убытковъ на дворы, вовсе не горѣвшіе; пожарное вознагражденіе, посланное погорѣльцу черезъ волостное управленіе, не всегда все попадало въ его руки, часть удерживалась сельскими должностными лицами; собранные со страхователей платежи сплошь да рядомъ сельскими должностными лицами растрачивались; накоплялись недоимки страхового сбора. Наступили годы, когда собраннаго страхового сбора не хватало на покрытіе пожарныхъ убытковъ; приходилось заимствовать изъ запаснаго капитала, который отъ этого сталъ быстро уменьшаться. Въ такомъ положеніи находилось дѣло взаимнаго земскаго страхованія, когда въ 1885 году уѣздныя земства выступили съ ходатайствами передъ губернскимъ земствомъ объ учрежденіи правильно организованнаго фактическаго надзора за дѣйствіями по страхованію волостныхъ и сельскихъ управленій. Изыскивая способы надзора за страхованіемъ, губернское земство въ 1885 г. постановило учредить въ каждомъ уѣздѣ по одной должности страхового агента. Однако вмѣсто того, чтобы сразу поставить агентовъ въ условія, при которыхъ они смогли бы всецѣло отдаться страховому дѣлу, губернское земство обязанности страховыхъ агентовъ и то только въ части, касающейся оцѣнки крупныхъ пожарныхъ убытковъ, возложило на уѣздныхъ статистиковъ. Статистики, получая цѣликомъ жалованье изъ страхового капитала, не могли однако удѣлять достаточно времени страховому дѣлу, такъ какъ заняты были своимъ прямымъ статистическимъ дѣломъ. Въ страхованіи почти все оставалось по прежнему: поступленіе сборовъ уменьшалось, а пожарность въ селеніяхъ все увеличивалась. Нѣкоторыя селенія выдѣлялись особой горимостью; напримѣръ, въ Ново-Александровкѣ Засельской волости, гдѣ всего насчитывается до 500 дворовъ, въ 1899 г. было 22 пожара. Не проходило года, чтобы въ какомъ- нибудь селеніи не выгорало сразу десятка другого дворовъ. Все возрастающая опасность растерять запасный капиталъ побудила земство измѣнить постановку страхового дѣла.