1960 год. 3 выпуск. Самая читающая страна. Интервью с Г.С. Гаевским
Приветствую Вас.
В 60-е да и в 70-е годы Советский Союз справедливо считали самой читающей страной мира. Только у нас издавались такие тиражи, как 100 тысяч, 200 тысяч, да что там тысячи? Миллионные тиражи книг, и все равно не хватало. Ну, можно сказать, определенных книг. Изданий известных авторов, или «толстых», как мы тогда говорили, журналов: «Новый мир», «Дружба народов», «Иностранная литература», » Человек и закон», «За рулем». Правда, были и тиражи такие, которые без особенной пользы лежали на полках десятками лет. Это относилось, прежде всего, к политической литературе. Но и здесь мы гордились. Восхищался, например, я тем, что тиражи сочинений В.И.Ленина были намного более массовыми, чем известных бестселлеров мира. Иностранцы поражались: россияне (так называли всех, кто жил в Советском Союзе) читают и в метро, и в парках, и в столовых.
Знаете, выражение «Книга – лучший подарок» это был не пустой звук. Правда, книги были разными. Вот эту книгу в красном переплете мне подарила преподаватель университета, руководитель моей дипломной работы. Известная книга «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Но здесь Вы не найдете издательства, поскольку она на моих глазах вырвала лист с (там было написано «Посев», а «Посев» – это известное, но зарубежное и очень запрещенное издательство). Потому, как говорят, от греха подальше.
Таким был неоднозначным тот год, когда страна наиболее читающая в мире, с одной стороны, а с другой, запрещалось читать отечественных авторов, высокохудожественную литературу. И все-таки, если брать главное, то, безусловно, этот год был годом победоносного шествия книги. И херсонские литераторы очень часто встречались со своими читателями. Об одной такой встрече рассказывает кинохроника 1960-го года.
В газете «Надднепрянская правда» за 8 декабря 1960 года напечатан небольшой репортаж Марии Фамуляевой, в котором рассказывается именно об этом событии. Встреча книголюбов Херсона с местными литераторами посвящена декаде украинской литературы и искусств в Москве. Встреча, которую Вы видите, произошла возле книжного магазина № 18. Играл духовой оркестр, а к праздничному столу подходили известные литераторы: Иван Плахтий, Владимир Бровченко, Алевтина Дрозд, Никифор Белоконь, Валентина Нитченко, Марк Боянжу. Вы видите и Леонида Кулиша, тогда молодого писателя, который именно в 1960 году выпустил свой второй поэтический сборник. О сборнике мы нашли такие строки в газете: «Если сравнить вторую книгу с первой, бросается в глаза не только заметный рост поэта, но и искреннее стремление глубже осмыслить современность». Среди публикаций есть и такая: «В свою очередь было принято и объединено постановление Херсонского Обкома Компартии Украины и Облисполкома по вопросам книжной торговли». По этой линии Облкниготоргом предусмотрено в 60-м и 61-м годах открытие магазинов и киосков, строительство книжной базы, оборудование нескольких специальных магазинов Херсона. Вместе с организацией розничной торговли книг населению, наладить и работу библиотекаря, который поставляет литературу потребителям. «Через библиотеку книгу в массы» – определяется смысл этой книжной пропаганды в магазинах херсонского Облкниготорга.
1960 год был счастливым для писателей, особенно для поэтов. Именно этот год стал, можно сказать, примером для других в популяризации поэзии у читателей. Кстати, среди запрещенных в то время был и известный роман Бориса Пастернака, лауреата Нобелевской премии, «Доктор Живаго».
Известные слова Сергея Есенина:
«Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянии»
можно взять своеобразным эпиграфом к нашей следующей страничке.
Улыбки, глаза, лица 1960 года.
За последние 100 лет в жизни человечества произошло немало событий. Научно-техническая революция сделала фантастику реальностью. Но, не смотря на наличие таких фантастических предметов, с точки зрения людей, которые жили в предыдущих веках, как телефон, спутниковая связь, телевидение, компьютер, сам человек изменился мало. Это просто новая среда жителей нашей планеты, которые, как и раньше живут старыми, как мир, понятиями: любят, волнуются, завидуют, ревнуют. Мы, что живем в третьем тысячелетии, мало отличаемся от тех, кто жил в 1960. Хотя, все-таки присмотритесь внимательней, в лица этих людей. Есть нечто и отличное. Может, больше открытости, и откровенности, менее озабоченные и с более легким сердцем ждут они следующего дня. Этих «может» можно напридумывать много. Каждый сам решит, какими они были, наши земляки, которые жили в 1960 году. Давайте будем всматриваться в их лица, глаза и познавать их душу и таким образом может, больше поймем и себя самих.
В газетах того времени писали и о нас, телевизионщиках, ну частности, телевидению исполнился один год. А вот это сообщение особенное и для нас самое важное, ну, для того времени, безусловно. Из Ленинграда прибыла ПТС (передвижная телевизионная станция).
ПТС в работе – снимается политическое мероприятие, а значит особенный уровень ответственности. Херсон празднует 43-ю годовщину Великого Октября. Готовились к таким демонстрациям заранее. Составляли списки, кто должен идти в колоннах, какие лозунги писать на транспарантах. Предприятия старались как можно ярче оформить свои колонны. Одни не очень любили это массовое шествие, другие, наоборот, любили и рюмочку выпить, и с коллегами пообщаться. Ну, а телевизионщиков всегда ждала работа.
Вы видели уникальные кадры, а сейчас рядом со мной уникальный человек, который снимал, то есть брал участие в этом процессе – первые ПТС, Герман Сергеевич Гаевский. Много лет, понятно, с 60-го года на телестудии, много лет был начальником сначала, потом директором телецентра, потом заместителем генерального директора, и сейчас на посту, передает опыт молодежи.
Ведущий — Герман Сергеевич, наверное, все эти, как мы говорим сейчас «прибамбасы» были какими-то космическими сооружениями. Ведь мы были среди первых на Украине, кто получил ПТС.
Г.С. – Да, фактически, мы были первыми на Украине после Киева, и мы получили ПТС. ПТС первоначально, ну, записей тогда не было, мы работали только в прямом эфире. Радиорелейная линия, площадь Свободы, Судостроительный завод, колхоз Кирова (Белозерский), почти со всех точек области на расстоянии до 30 км мы выезжали и работали в прямом эфире. Самое такое (на Украине, в Союзе тогда не было) мы использовали радиорелейные линии для этой же ПТС, которая имела граничный радиус действия. Благодаря нашим, так сказать, знатокам, умельцам. (кстати, Семчук тогда был главным инженером, он же оператор сейчас) работали. Мы давали прямую передачу с «Таврии», нашего коньячного завода, из Каховки, напрямую. Есть фотографии, я думаю, отдельные можно показать, сам Семчук, как раз налаживает.
Ведущий – Это очень похоже на спутниковую антенну.
Г.С. – Да, это радиорелейная линия. С площади Свободы мы работали практически каждые майские праздники, ноябрьские праздники,
Ведущий – Вот сейчас мы видим Октябрьские праздники. Это не снималось ПТС, потому что ПТС шло в прямом эфире.
Г.С. – Это снималось кинокамерой. Потому что тогда съемки были только на кинокамеру. Причем, в негативе, не в позитиве, а в негативе. Сначала был негатив, со временем, мы перешли на позитив, а затем на цвет. Ну, это отдельная история.
Ведущий – Погода была не очень в этот день, 7 ноября
Г.С. – Даже был такое момент, что 1 мая, идет демонстрация, и вдруг хлынул сильный дождь. Областное руководство покидает трибуну, а шествие продолжается. Ну, естественно, через время, одумались, или как, и возвратились, и продолжалась демонстрация,
Ведущий – Демонстрация, как и футбол, должны проходить при любой погоде.
Г.С. – Люди воодушевленные были, они шли. Мы работали тоже на ПТС на интервидении. И самое, может быть, раньше нельзя было бы этого сказать, но сейчас в принципе, можно.
Ведущий – Можно, сейчас все можно.
Г.С. – Вот оператор Ткаченко. У нас тогда камеры ЛИ-17 были, они сильно печатали, то есть подержал изображение более минуты, оно отпечаталось, переводишь на другой объект, а тот объект, еще остается, так сказать, на экране. Ну, чтобы этого не происходило, снимали частями. Мы выходили за 2-3 часа, давали заставку на Москву, они, естественно, держали нас на контроле. Ну, оператор, чтобы не отпечатать и при необходимости работы не осталась надпись «Херсон», он решил сначала поделить название нашего города на две части. Оказал первую половину, затем вторую, а я как раз был на площади Свободы. Телефон из Москвы. Говорит, если Вы еще раз покажете первую половину своего города, то второй половины Вы до конца своей жизни видеть не будете.
Ведущий – Экстремальные моменты были, это понятно, а вот самые экстремальные.
Г.С. – Ну, Вы знаете, самые экстремальные, в моей практике, так сказать, это было 200-летие Херсона. Работала наша ПТС, но у нас уже появилась видеозапись. Мы записали с набережной программу. И Григорьев, режиссер, должен быть смонтировать эту программу и в определенное время мы должны были выдать на Киев. Это правительственна передача, Ватченко участвовал. И вдруг, за 20 минут, еще не заканчивается монтаж (два видеомагнитофона), отказывает магнитофон. Вылетает блок питания, ну ребята меняют на резервный, вылетает, остается один бок питания и ситуация такая, что, ну безвыходная. Это моя находчивость, или как, открываю лабораторию, беру аккумулятор, выжигаю провод, а там оказалось что? Фактически магнитофоны новые, они в таком режиме еще не работали, по длительности, и из-за разогрева заварился контакт, остатки олова, коротило блок питания. Отвернул отверткой, включили последний бок питания, успели закончить монтаж. Но тогда председатель Белый Василий Петрович, был белее белого, а я полчаса не мог разговаривать после того, как мы уже показали сюжет. Это именно стрессовая ситуация. Экстремальная ситуация. Ну, если говорить об экстремальной ситуации, тоже Новогоднее поздравление в аппаратной, Антон Самойлович, тогда первый секретарь, Кочубей, на поздравлении. Ну, с тем, чтоб ребята получше подготовились, прямой эфир, все расслабились, чтоб нормально выйти, Сепеленко Людмила Федоровна, по 50 грамм предварительно, а ребята по 50 грамм и чуть-чуть побольше, а потом перестали соображать. Выходить в эфир, нет звука. Заставка стоит, елочка, с игрушечками, а я дома, у меня гости, продолжал убирать елку у себя в комнате. А тогда посторонняя заставка, или отсутствие звука более 5 секунд считалось технической остановкой. Можете себе представить. Я смотрю, стоит заставка, значит, что-то ненормально. В аппаратную инженеру звонить нельзя. Я чувствую, что они там что-то крутят, нужно режиссера. Режиссеру звоню. Так и так, не идет звук. Я в чем был, накидываю пальто, останавливаю автобус маршрутный. Через семь минут с ХБК я был в аппаратной, никому ни слова не говоря, пришлось устранить неисправность, закончилась передача, потом были выяснения, перестановки, ну то уже, так сказать, детали. Но сам факт, того нервного стресса и напряжения, которое бывает.
Ведущий – Я знаю, что два года назад Вы отвертку держали, и шла передача.
Г.С. – Да, я тоже хотел вспомнить об этом моменте. В нашей щитовой выгорел контакт, и срывалась передача. Пришлось где-то полчаса отверткой зажать этот контакт, верней перемычку сделать, чтоб закончить передачу. Разборки потом, конечно были. Но, то уже, так сказать, потом. Но ситуации были самые непредвиденные.
Ведущий – Спасибо Герман Сергеевич. Напомню, что у нас в студии был, я бы так сказал, «технический телевизионный бог» Герман Сергеевич Гаевский. Спасибо.
Г.С. – Спасибо.
Основным источником информации за 1960 год для нас является областная газета «Надднепрянская правда». Она была единственной областной газетой. До марта. С марта 1960 года начали печатать еще одну газету «Ленинский прапор». И все-таки «Надднепрянская правда» была самой популярной и самой многотиражной газетой. О чем она писала? Ну, например, о заводе имени Куйбышева. Интересная информация: начали ремонтировать на заводе китобойцы, маленькие китобойцы. Большие китобойцы — известная флотилия, слава. А вот маленькие китобойцы, которые выполняли основную работу, ремонтировались в 60-м году именно на судоремонтном заводе имени Куйбышева. А еще работники этого завода с 1 февраля 1960 года перешли на 7-часовой рабочую неделю. Ну, дело в том, что тогда работали 6 дней в неделю, суббота была коротким рабочим днем. И все равно выходило, что больше 42 часов. Так вот, задание было перейти сначала на 42-часовую, потом на 40-часовую рабочую неделю пятидневную. Первый шаг, как я сказал, мы сделали в 1960-м году. А вообще, более полную информацию Вам предоставит моя коллега, Оксана Яворская, которая работала с подшивками 1960 года газеты «Надднепрянская правда» и «Ленинский прапор» в краеведческом отделе областной научной библиотеки имени О.Гончара.
Большинство материалов областной газеты «Надднепрянская правда» была посвящена разнообразным пленумам, постановлениям сельского хозяйства. В частности, мастерам дешевой свинины и царице полей – кукурузе. Но, выбираю главное событие этого года, я все-таки обратила внимание на другие факты из жизни области. В 1960 году открылся планетарий.
15 мая трудящиеся нашего города получили прекрасный подарок – новое культурно-просветительское учреждение – планетарий. На первом этаже – зал кинолектория. Херсонский планетарий – 4-й в республике. Он оборудован аппаратом «Планетарий», который был создан в экспериментальной механической мастерской московского планетария, эпидеоскопом, фильмоскопом, новейшей аппаратурой. Первыми посетителями планетария стали дети.
В этом году в областном центре было открыто 10 магазинов. На территории текстильного комбината было обнаружено минеральную воду типа «Нарзан». Кроме того Херсон обогатился еще одним чудесным учреждением культуры. Был открыт первый в области широкоэкранный кинотеатр «Украина».
Вы видите уникальные кадры ночного Херсона. Первые ночные кадры. Торжеств в отношении открытия кинотеатра «Украина» мы не увидим. Не было такой кинохроники. Но он светится огнями, как и дома, которые расположены рядом.
Общественный транспорт – это метро, трамваи, автобус и троллейбус. Метро строили в городах с миллионным населением. С трамваем нам просто не повезло. До 1960 года людей перевозили только автобусы. Поэтому, думаю, главным событием в 1960 году стало открытие первой троллейбусной линии в нашем городе. Вот что писала «Надднепрянская правда».
В эти дни херсонцев взволновало, казалось бы, достаточно обычное явление – по городу начали ходить троллейбусы. 6 таких электрических вагонов курсирует по маршруту ул. Паровозная – Вокзал. Первым в рейс вышел троллейбус №1, который повел шофер Ляшенко. Троллейбус привлекает тем, что он не загрязняет воздух выхлопами газов. Уже в первый день услугами троллейбусов воспользовались 11 тыс. 932 человека.
В 1960 году херсонские телевизионщики осваивали разнообразные жанры. Одним из самых тяжелых считается телеочерк. И вот в этом году появился первый телеочерк. Он рассказывал об электрике Яндоловском и его семье. Вы сейчас увидите эти кадры. И я очень надеюсь, что семья Яндоловских отзовется. Я понимаю, что прошло уже 42 года, что возможно не все и живы, возможно, семья переехала в какой-нибудь другой город. И все же, я думаю, что и родственники здесь остались, и есть кому узнать эти кадры 1960 года.
Переулок Весенний 18. Кинохроника позволяет нам установить адрес, по которому проживала семья Яндоловских. Как водится в телеочерке, человека показывали всесторонне и в семейном кругу и на производстве. Ведь герой должен быть хорошим отцом, и примером добросовестного отношения к труду. Скорей всего глава семьи работал электриком-наладчиком и, что точно, завод носил звание предприятия Коммунистического труда. Кадры рабочих будней снова сменяет домашний интерьер. Отдых старшего Яндоловского после напряженного рабочего дня. А завтра снова на работу с коллегами по родному заводу.
Я думаю, не только со мной бывает такое. Дочитываешь хорошую, интересную книгу, и с грустью констатируешь, остается несколько страничек. А хочется, чтобы история еще продолжалась. Наш рассказ о 1960 году заканчивается. Не хочется прощаться с тем годом. Но нас ждет уже год 1961.
Итак, до встречи в году первого космического полета.
Всего Вам самого доброго и до свидания.