1961 год, часть 4. Херсонский футбол. Станция юных туристов. Интервью с Л.П. Перешивайло.
- 1961 рік, частина 1. Політ першої людини в космос. Інтерв’ю із В.С. Моїсеєнко
- 1961 рік, частина 2. Хроніка року. Будівництво Гідропарку. Новий залізничний вокзал
- 1961 год, часть 3. Денежная реформа 1961 г. Октябрьская демонстрация
- 1961 год, часть 4. Херсонский футбол. Станция юных туристов. Интервью с Л.П. Перешивайло.
Здравствуйте.
В 1961 году произошло событие, которое на первый взгляд мало относилось к Херсонщине. Футболисты Киевского «Динамо» впервые в истории Советского Союза стали победителями. Но, поверьте, на Херсонщине этому обстоятельству радовались не меньше, чем в Киеве. Так уж сложилось, что в регионах. в провинции ковали футбольные кадры для главной команды. Вспомним Йожефа Сабо и Федора Медведя из Западной Украины, Леонида Буряка, Анатолия Шепеля, Валерия Поркуяна из Одессы или наших Головко и Максимова. Головко по сей день играет в Киевском «Динамо». Тогда фамилии футболистов звучали как победная симфония. Трояновский, Олег Макаров, Щегальков, Турянчик, Бигба, Каненский и прочие.
Среди команд, которые играли в высшей лиге, точнее, тогда это был класс А, херсонцев, безусловно, не было. Вообще украинским командам попасть туда было тяжело. Играли «Динамо»-Киев и «Шахтер»-Донецк и была квота – только две команды. Теоретически получалось, что серебряный призер мог играть переходные игры с лучшей командой класса Б украинской зоны. А на практике так и было: владелец кубка «Шахтер»-Донецк играл эти игры.
О футболистах много писали, сочиняли целые легенды. Вот я вспоминаю об одессите Анатолия Двоенкова, был даже такой стих местного автора:
Когда несется Двоенков, как мощная комета,
По утверженью знатоков под ним дрожит планета.
Ты на дороге не маячь, коль жить еще охота.
Удар! Вратарь хватает мяч, и с ним летит в ворота.
К одесситам наши болельщики относились более снисходительно. Все–таки не так близко и команда очень сильная. А вот николаевцев часто встречали, точнее николаевские автобусы, встречали и провожали камнями.
В отношении людей искусства, то они очень уважали футбол и футболистов. Я могу назвать много кинорежиссеров, актеров, писателей, которые не пропускали практически ни одного матча любимой команды. Что и говорить, комментатор номер один – Николай Озеров был народным артистом России и артистом известного московского театра МХАТ. И часто он вел репортажи вместе с каким-нибудь писателем или другим деятелем культуры. Я вспоминаю такой радиорепортаж из Турции. Наша советская сборная играла в Стамбуле. Выигрывали мы 3:0. И Константин Ваншенкин, известный тогда писатель (Вы знаете песню «Я люблю тебя, жизнь», это его слова), сочинил экспромт, который там прозвучал в репортаже Николая Озерова:
Отцвели настурции, сад осенний гол,
Не победить нас Турции, забили третий гол.
Стадион «Спартак» был главной ареной тогда в Херсоне. Играли здесь самые сильные команды (области, прежде всего). Иногда с николаевцами, одесситами играли в классе Б. И надо сказать, что заполнен этот стадион был, как правило, до отказа. Но свободное место для кинооператора мы всегда найдем.
На стадионе «Спартак» в полуфинальной игре на первенство города встретились команды «Текстильного комбината» и «Нефтеперерабатывающего завода». Судил игру судья первой категории Анатолий Волонтир. Первая половина прошла в быстром темпе. Захватив инициативу, футболисты комбината безостановочно атакуют, а нефтепереработчики прилагают много усилий, чтоб защитить свои ворота. Но проигрывают первый тайм со счетом 0:2. Во второй половине нефтепереработчики все чаще прорываются к воротам соперника. Но точных ударов недостаточно. Четкая игра вратаря сводит на нет все их усилия. И все-таки до конца встречи счет изменился. Нефтепереработчики забили один гол. В результате победил комбинат 2:1.
Сегодняшнего футбольного болельщика работа съемочной группы того времени, честно говоря, не может не расстраивать. Ведь толком не снято ни одного гола. Я имею в виду, чтоб и комбинацию хитроумную было видно и удар. А так, в лучшем случае, мяч в воротах. Но и оператора понять можно, ведь очень сложно ощутить этот желанный момент взятия ворот. Их за 90 минут матча может быть и 20, а забитых голов 1-2. Пленку же нужно было экономить. Снимали, как говорили, один к двум. То есть в корзину не должно было попасть больше половины отснятого киноматериала. Но, я думаю, сегодняшние болельщики благодарны кинооператорам 60-х. Старшие из ностальгии вспоминают прошлое, а младшие с интересом наблюдают и за не очень профессиональными действиями футболистов и за страстями на трибунах. Ведь футбол всегда был любимой игрой мужчин. Это даже больше, чем просто игра.
Во всех советских конституциях было записано право советского человека на отдых. И на самом деле, кто имел тесные отношения с профсоюзами, тот мог практически ежегодно оздоравливаться в санаториях, профилакториях. У кого были менее тесные связи, тем также как правило, в жизни приходилось один, два раза побывать где-то на юге или где-то в Карпатах. Для детей существовали пионерские лагеря. К сожалению, не могу поделиться с Вами своими воспоминаниями в отношении пионерских лагерей, потому что ни разу там не был. Ведь жил возле Черного моря. А вот по статистике более 90 мальчиков и девочек побывали в пионерских лагерях и вспоминают и костры, и картошку (особенно последних), вспоминают своих друзей. Вот давайте мы хронику нашу и посвятим досугу, отдыху, благоустройству.
Каждое утро на пути на работу мы подходим к киоску купить газету. Всегда на ее страницах красуются портреты лучших людей нашего края. И сегодня смотрят на нас молодые мечтательные глаза. Кто же она, эта красавица? Елена Топчий, ударница коммунистического труда жестяно-баночного цеха завода имени Сталина. Нам захотелось лично познакомиться с работницей, больше узнать о девушке. И вот мы на заводе. Елена Топчий как раз заканчивала работу и собиралась в заводской профилакторий, в котором отдыхает с подругами. Поехали и мы. Маленький катер, который поэтическое название «Чайка», везет нас по широкому буйному Днепру.
А волны Днепрова игриво встает,
И вечер, что в мае заглянул в воду.
И полнится гордостью сердце мое –
Ведь дочь я достойна завода семьи.
Тебя комсомол героический лелеял.
Навеки прославит отчизну любимую,
И сердце на подвиг тебя призывает.
Жаждет неутомимо в труде героизма.
Елену Топчий и ее подруг приветливым зеленым шумом встречают задумчивые ивы, расписные чистенькие домики. Хорошо здесь помечтать в кругу друзей. Полной грудью вдыхать аромат луговых цветов. Да, действительно прекрасно в этом живописном уголке возле Днепра. Заводская здравница в днепровских плавнях работает уже несколько лет. Без отрыва от производства здесь закалят свое здоровье десятки простых тружеников. Как и Елена, сегодня в профилактории отдыхает много членов бригад и ударников коммунистического труда заводов имени Сталина и Стеклотары. Здесь все для трудящегося человека. И вкусная еда, и свежий воздух, и животворное солнце, и культурные развлечения, и роскошная южная природа. Ее очень полюбила Елена, вдохновенная, энергичная, волевая девушка, воспитанница Ленинского комсомола. Этот репортаж Кулиш, известный поэт ныне, закончил бы стихами:
Ой, Елена, девушка Елена,
Это ж для тебя зацвели сады,
Распустили листики зеленые,
И запели звонко соловьи.
Для тебя ведь солнце с небосвода
Посылает лучик золотой.
На твою девичью милую красоту
Засмотрелся ясень молодой.
Родина, словно родная мама,
Окружила ласкою тебя.
Над тобою бархатные убранства
Расстелило небо голубое.
Закаляйся, набирайся здоровья,
На просторах мирной реки.
Засияй на лоне Надднепровья,
Как неугасимые наши маяки.
Чудесный подарок школьникам на время зимних каникул сделал и областной профсоюз. Он решил в распоряжении детей на эти две недели отдать Цюрупинский дом отдыха имени Фрунзе. На зимний отдых приехало 200 школьников из Херсона и области. Подвижные игры на воздухе, походы в лес и к Днепру способствуют хорошему аппетиту, а после обеда надо, как говорится, чтобы «сало завязалось». А после отдыха к праздничной елке, ведь она гостья. Скоро снова придется расставаться с ней на целый год. Поэтому сейчас все выступления художественной самодеятельности, игры проводятся возле елки. И хотя дети из разных школ и городов сюда приехали, но, как видите, они уже станцевались. Хорошо отдохнув, набравшись свежих сил, придут дети в школу. И мы желаем им всего самого доброго.
Светятся огоньки искристые,
И мы желаем для всех в жизни
Нового счастья в труде и учебе,
Новых успехов.
В дни школьных каникул гостеприимно открыл свои двери перед школьниками областной музыкально-драматический театр. Веселые новогодние утренники, чудесные подарки от Деда Мороза. И что самое прекрасное, так это Красная Шапочка. Не удивляйтесь. Именно живая Красная Шапочка пришла к детям в гости. Вы, конечно, догадались, это спектакль по сказке Перро «Красная Шапочка». Это новогодний подарок актеров нашего театра детям. А подготовил спектакль молодой актер Дмитрий Короленко. Роль Красной Шапочки удачно исполнила молодая актриса Айду. Очень понравился детям спектакль. Но, по-моему, лучшим был на сцене Серый Волк.
Новый Год всегда приносит школьникам зимний каникулы, празднично украшенную лесную красавиц — елку, представительного Деда Мороза и белоснежную Снегурочку, и, безусловно, праздничные подарки. Напрасно мороз в эту зиму так надолго замешкался. Ни у кого еще не покраснел нос, до сих пор не скрипел под ногами веселый снежок, и отдых проходит без игры в снежки и снежной бабы. Каникулы принесли детям много веселья и радости. Об интересных новогодних встречах, интересный отдых и расскажет нам, друзья, наш кинорепортаж.
С Новым Годом, с Новым Годом,
Звучат тосты вновь и вновь,
Богатырским вольным шагом
Новый Год к нам пришел.
Ну, честно говоря, немного удивительно, к чему здесь тосты. Ну, это наша вина. И далее в репортаже. Много интересного, по-настоящему увлекательного подготовили для детей работники кинотеатра имени Павлика Морозова. Без конца хочется кружиться на карусели вокруг елки, которая сияет, искрится разноцветными огнями. Как хорошо, даже дух захватывает. Дети готовы часами стоять и любоваться чудесной елкой, новогодней красавицей и поездом, который примчал к нам вместе с Новым Годом.
Сейчас мы впервые с начала нашей программы «20-й век. Херсонский хронограф» оставим стены телестудии, чтобы пообщаться с человеком. Поскольку тема у нас не сидячая, туристическая. Наш путь к областной станции юных туристов, ну, это сейчас уже центр, оказался коротким. А вообще, туристические пути наших молодых, юных, в разные годы, были достаточно долгими, и они пролагались не только по Херсонщине, но и далеко за пределами нашего Таврического края.
П.Л (Лилия Петровна Перешивайло). — Нашему центру или областной станции юных туристов исполнилось 50 лет. И в этом году мы будем отмечать 55 лет нашего центра туристически-краеведческой работы ученической молодежи.
Ведущий – Вот эта передача последняя 1961 года. И первые кинокадры, которые касаются именно юных туристов, мы нашли за этот год. Лилия Петровна пришла на станцию юных туристов именно в 1961 году. Так что мы не случайно сюда пришли.
П.Л. – Да, в 1961 году, когда я пришла на нашу станцию, областную станцию юных туристов, мы размещались в двух маленьких комнатках. Было два туристически-краеведческие кружка, очень мало детей.
Ведущий – Но много работали. Сейчас я хочу, чтобы нам показали кинокадры, где дети с рюкзаками ходят. Наверное, что-то изменилось с того времени? Но я думаю, тот дух туризма, он остался.
П.Л. – Да, я хочу сказать, что за эти годы станция стала действительно центром туристически-краеведческой работы в области. У нас есть успехи на Украине. Мы входим в пятерку лучших станций. Хочу сказать, что в свое время мы, имея туристический опыт, туристически-краеведческой работы с ученической молодежью, даже делились своим опытом в Москве на всесоюзных семинарах директоров туристически-краеведческих станций. Это, конечно, огромный поиск, большая творческая работа наших учителей, наших работников станции выливалось в такую широкую краеведческую работу. Хочу сказать, что конечно, наши туристы побывали в свое время и на Кавказе и на Урале, в Крыму. Но сейчас у нас такой возможности нет. Потому, больше это Крым, Закарпатье. В свое время у нас было открыто 5 туристических баз. Это Москва, Киев, Ленинград, Минск, Херсон, куда выезжали наши дети Херсонщины. Мы за лето оздоравливали до 10 тысяч детей из нашей Херсонской области, наших школьников. Это было, конечно, интересно. Но сейчас мы живем в непростое, сложное время. Но и сейчас мы достигаем определенных успехов в этой работе. Я хочу сказать, что мы не только ходим в походы. Мы занимаемся большой поисковой, творческой работой. Мы проводим много викторин с учениками, научно-исследовательскую работу с юными краеведами нашей области. У нас около 25 тысяч учеников занимаются туристически-краеведческой работой в области.
Ведущий – Мы посмотрели хроникальные кадры. 40 лет. Это уже судьба, призвание. Не хотелось никогда уйти, потому что зарплата небольшая, трудностей много, много проблем?
П.Л. – Вы знаете, я, наверное, счастливый человек. Потому что я начала работать на станции в свое время. Я ни одной минуты не сомневалась и не пожалела о том, что пришла на станцию юных туристов.
Ведущий – Елена Петровна, я все-таки не верю, что не было ни одного случая, когда что-то случилось, когда Вы нервничали больше, чем обычно.
П.Л. – Знаете, был один такой случай, когда, наши дети в походе на Кавказе с очень опытным руководителем кружка должны были возвращаться домой. И срочная телеграмма: «Просим предоставить автобус к поезду. Несчастный случай.»
Ведущий – Несчастный случай и все. Какой, не понятно.
П.Л. – Конечно все нервничали. Все работники станции и я. Как это можно? Что могло случиться с группой или ребенком? Но, когда мы встретил поезд, то был перелом ноги. Конечно, это трагедия для ребенка, неприятность, но все обошлось.
Ведущий – Маменькины сыночки, как говорится, они ведь тоже шли в эти походы. И надо было готовить, разжигать костер…
П.Л. – И костер, и мы наводим порядок в лесу, будем так говорить, проводим такие акции, то Вы понимаете, таких детей, конечно, встречаются маменькины сыночки, коллектив туристический их всегда воспитывает. Это без сомнений. Они становятся совсем другими. Были у нас и такие, что один раз сбежал, «не хочу», но потом свыклись, сдружились, это был единый коллектив.
Ведущий – А что, как Вы считаете, больше всего нравится детям в этих походах, в этих туристических путешествиях?
П.Л. – Знаете, наверное, это, прежде всего, познание нашей Родины, нашей родной Украины, нашей Херсонщины. Ведь и тогда и сегодня дети в своих практических, исследовательских работах очень много пишут о нашей стране. И о достижениях и о Херсонщине. Наверное, это, прежде всего, познание своей Родины, детям интересно. Ведь благодаря туристическим походам, мы воспитываем патриотов нашей Родины.
Ведущий – Ваши дети – патриоты.
П.Л. – Да. Наши дети – патриоты.
Сейчас много говорится о клонировании. Что касается клонирования человека, то мне кажется, ученые перенимают на себя функции Творца. И вообще, я думаю, что невозможно повторить человека, ведь меняются обстоятельства, меняется время. Давайте посмотрим на лица людей 1961 года в нашей постоянной рубрике.
Лица 1961 года не отличаются от лиц 1960-го. Ни в природе, ни в обществе не смотря на некоторые знаменательные события, как, например, полет Юрия Гагарина в космос, не случилось ничего такого, чтобы как-то отразилось на искренности улыбки, горячих взглядах, открытости в общении. Вообще, интересная штука: если сравнивать два соседних года, изменений словно и не наблюдается. Год за годом существенно, словно ничего не меняется. А проходят десятилетия, и перемены, как говорится, на лицо, то есть на лице. В американских фильмах, где герои часто путешествуют во времени, внимание, прежде всего, обращается на внешние признаки. Новая или старая одежда, разные предметы быта. А лица? Действительно, как тут показать разницу, если герои из разных исторических эпох играют в современности? Немного выручают прически. Популярными в 60-е годы были бокс и полубокс. Это для взрослых в основном, а для школьников младших классов чубчик. Мечта старшеклассников так называемая «канатка». Патлатые «битлы» появились намного позднее, а стиляги, были все-таки редкостью. Люди возле станков, в поле больше, безусловно, думали о хлебе насущном, чем о каких-то там, внешних признаках. Многие следом за Маяковским и через 30 лет мог повторить:
И кроме свежевымытой сорочки,
Скажу по совести, мне ничего не надо.
Разными были настроения у этих людей, разные характеры. Они были не похожи, как сейчас непохожи и мы. И все-таки, было у них что-то общее, свойственное этому поколению 60-ников.
Результаты коллективного труда, коллективная ответственность. Тогда роль коллектива в обществе была, безусловно ведущей. Полет Гагарина в космос – это был результат работы всех советских людей. Как тут не вспомнить Владимира Маяковского?
Единица – вздор,
Единица – ноль,
Один, даже очень важный,
Не поднимет пятивершковое бревно,
Тем более дом пятиэтажный.
И все же, мне кажется, именно в начале 60-х годов роль личности становится более весомой. И вспоминаются строки мудрого Расула Гамзатова, которые, он, правда, написал немного позже:
К дальним звездам в небесную россыпь
Улетали ракеты не раз.
Люди, люди, высокие звезды
Долететь бы мне только до вас.
К Вам мы хотим долететь, уважаемые телезрители. Если Вас интересует наша передача, пишите по адресу: ул. Перекопская, 10, программа «Херсонский хронограф» или звоните 22-97-49. Мы прощаемся с Вами в 1961 году, чтобы встретиться с Вами в 1962.