Онтопсихология и сновидения
Вся теория онтопсихологии основана на клинической практике. Эта наука всегда находила себе подтверждение в опыте восстановления жизнеспособности личности. Для меня любая теория ценна лишь в той мере, в какой разрешает человеческие проблемы, и наибольшую помощь в решении этих проблем оказала концепция “семантического поля”.
Онтопсихологическая школа, обогащаясь теоретическими знаниями других научных направлений, открывает для клинической практики новый метод исследования, анализ семантического поля.
Семантическое поле — это автоматический канал информации, который устанавливается между двумя субъектами, между двумя реальностями: это первичная форма познания личности.
Кроме изучения семантического поля, онтопсихология пользуется и другими методами изучения личности, находя, например, новый смысл в неосознанных телодвижениях и сновидениях, согласно собственной интерпретации, предложенной самой природой.
Если бы я был инопланетянином, изучающим землян, в качестве метода исследования я бы внимательно наблюдал за их жестами и условными рефлексами их тела. Я бы пришел к выводу, что система их неосознанных телодвижений — это целый язык. Например, человек мне может сказать: “Я с тобой согласен, все, что ты говоришь, верно”. Однако в то же время, я могу заметить, что его нога под столом нервно подрагивает — она со мной не согласна. В теле заложен неисчерпаемый словарь, и, чтобы узнать человека, надо изучить язык его тела, потому что, хотя он и бессознательный, он все же наиболее верный.
Затем есть еще язык болезни; каждый недуг говорит, рассказывает, сообщает.
Сны также чрезвычайно важны; они продолжаются постоянно, даже когда мы бодрствуем, только мы этого не замечаем. Достаточно отключить сознание “Я”, как происходит сон: сновидение — это непрерывная психическая деятельность.
Поэтому, будь я инопланетянином, я бы не ограничился наблюдением за тем, как человек говорит, ведет себя, ощается с друзьями. Я бы прежде всего исследовал более скрытые вещи.
Предположим, молодой человек говорит мне: “Я очень люблю свою мать, она очень добра ко мне” (а сам он, насколько я знаю, страдает от клаустрофобии). Затем он рассказывает мне сон. Ему снилось, что он работает в поле рядом с машиной, перемалывающей зерно. Сон произвел на него большое впечатление. Я спрашиваю: “После того, как машина перемалывает зерно, остается мука?” “Нет, — отвечает он, -машина забирает зерно, и оно исчезает”. Сон подсказывает, что молодой человек страдает от чрезмерной зависимости от своей матери. Чтобы помочь ему избавиться от клаустрофобии, я должен посоветовать ему постепенно начать самостоятельную жизнь отдельно от своей семьи. Молодой человек, возможно скажет: “Но я не могу жить без матери”, однако разумное начало в его личности утверждает обратное.
Сновидение — это скрижаль, на которой можно с достоверностью прочитать то, что субъект переживает в данный момент.
Что касается интерпретации снов, онтопсихология частично принимает методы Фрейда и Юнга, а частично разрабатывает их исходя непосредственно из человеческой природы.
Логика бессознательного почти всегда носит биологический характер. Например, если мне снится, что мое поле подверглось нападению стаи птиц, это означает, что я одержим и истощен самыми противоречивыми склонностями. Как для крестьянина нашествие птиц — это угроза потери урожая, так и нападение птиц во сне — это лишение необходимых для жизнедеятельности элементов.
Подводя итоги, напомню основные принципы онтопсихологической теории: онтопсихология утверждает, что ядро человеческой личности всегда имеет положительный заряд; это ядро — от вечности. Потенциал этого ядра включает в себя всю человеческую историю, все ее многообразие, откровение духа.
Открытой сознательной части “Я” приходится постоянно заниматься решением повседневных проблем (хлеба насущного, конфликтов, общественной жизни), посредством чего потенциал личностного ядра развивается в идеале до полной самореализации. Но внутри оптимальное направление уже определено: в любой момент жизни существует правильный выбор момента. Этот правильный выбор имеет естественный спонтанный характер: с одной стороны мы имеем дело с социальными проблемами (общение, деньги, здоровье, амбиции, секс, пища, работа и т. д.), а с другой, обладаем всеми инстинктами, которые суть проявления природы и которые “Я” должно привести в равновесие и гармонию, чтобы обеспечить свое собственное рождение, ибо личное “Я” рождается непрерывно. Опасность может представлять культурное воздействие, существенное, может быть, десятки тысяч лет назад. Мы и сегодня знаем о человечестве немного, а чего только не происходило тысячелетия назад. Исследуя бессознательное, можно как бы вести археологические раскопки сознания, чтобы узнать множество фактов о происхождении мира и человека. На сегодняшний день человек утерял способность самопознания, а онтопсихология заново отыскала метод для точного познания бессознательного в человеческой личности.
Практические цели онтопсихологии сводятся к двум направлениям работы:
1) найти человека там, где он есть, в соответствии с замыслом его жизни и природы;
2) установив предопределенное природой, реализовать творческие силы человека, сделать его ответственным за свою жизнь, позволить ему стать творцом и создателем себя самого.
В перспективе цель онтопсихологии — самореализовавшаяся личность высшего порядка: нетрудно исцелить больного, труднее раскрыть творческий потенциал человека, придать ему ответственность и способность помогать другим.
Сегодня мы живем в условиях научной посредственности, а будь у нас общество творческих людей, мы стали бы свидетелями революции во всех областях знания, от политики до экономики, от литературы до музыки.
Природа делает возможным появление стольких гениев, но посредственность и привычки сводят на нет этот потенциал. Онтопсихология стремится к торжеству искусства жизни, когда все поступки человека станут проявлением духа, а каждый выбор станет божественным выбором. Ведь все это заложено в человеческой природе.
(Продолжение следует.)