Семантическое поле
Онтопсихологическая школа придерживается следующего фундаментального принципа: чтобы узнать человека, надо задействовать все уровни восприятия.
Судя по результатам моих научных изысканий, ни одно из направлений современной психологии не учитывает при изучении человека все аспекты его личной и общественной жизни. Некоторые направления для изучения личности ограничиваются психоаналитической интерпретацией сновидений, другие придают исключительное значение манерам или поведению человека, третьи занимаются только психологическим тестированием. Онтопсихология же познает человека на всех уровнях, изучая самые скрытые аспекты человеческого бытия, позволяющие точно идентифицировать природу данной личности.
Начнем с первых моментов познания, которое начинается в первый год жизни. Если мы внимательно понаблюдаем за ребенком, мы убедимся в том, что он познает; еще не умея видеть и слышать, новорожденный познает, потому что живет реальностью всего своего тела. Впоследствии ребенок овладевает органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием), но в начале, имея все эти инструменты, он не умеет ими пользоваться. Тем не менее они — часть его жизни. Еще до рождения, когда ребенок находится в утробе матери, процесс познания уже идет полным ходом: ребенок, подчиняясь доминирующему “Я” своей матери, переживает все ее подсознательные эмоциональные состояния, он сам пока как бы ее орган, не пользующийся своими глазами, ушами, руками; тем не менее он познает и воспринимает свою мать, будучи уже другой, отдельной от нее личностью.
Этим я хочу сказать, что человек при рождении, еще не обладая никаким инструментом познания, тем не менее способен все познавать. И эта изначальная форма познания способствует развитию органов чувств (зрения, слуха и т. д.); другими словами, имеет место неформализованный процесс познания.
Куда же делось то знание, которым вы обладали в раннем детстве? Ведь у вас больше нет того базового биологического знания, которое предшествует всем другим формам знания, доступным человеку. Все вы используете глаза, уши, рот, руки, вы способны создавать образы в уме и сознании, но что же случилось с первичным, спонтанным знанием? Скорее всего, это природное знание было замещено чем-то более поверхностным.
Онтопсихология заново открыла этот изначальный способ познания. Онтопсихологический метод не только обогатился научными результатами наиболее передовых направлений психологии прошлого и будущего, но и возродил естественный метод познания реальности.
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: Почему нам нравится определенная пища? Как мы различаем вредное и полезное? Дело в том, что организм автоматически выбирает пищу, повинуясь безошибочному чутью, так как клетки синтезируют только то, что идентично им, и отторгают все чуждое.
Но вернемся к начальной стадии развития ребенка. Мы уже сказали, что малыш воспринимает все эмоции матери, как положительные, так и отрицательные. Все современные психологи сходятся в том, что ребенок растет и развивается в зависимости от того, как влияет на этот процесс его мать. (Под “матерью” я понимаю не обязательно биологическую мать, а любого взрослого человека, который воспитывает данного ребенка). Ребенок уже на первом году жизни немедленно воспринимает эмоции не только матери, но и любого взрослого, с которым он общается.
Однако сейчас вы уже не способны правильно воспринимать эмоции других людей, потому что утратили способность восприятия на органическом уровне.
Познание на органическом уровне — это познание другого организма посредством своего. Это значит, что я могу познавать человека не только по его внешнему виду, анализируя на уровне рассудка, наблюдая за всеми его внешними проявлениями, но и с помощью всего своего тела. Это восприятие на телесном уровне помогает понять всю совокупность эмоций человека.
Если я научился понимать людей, то это благодаря познанию на органическом уровне как дополнению к другим формам познания. Сам факт, что мы живы, определяет присутствие в нас органического уровня восприятия, надо только вывести его на активный уровень нашего сознания.
В целом, так как законы природы распространяются на все организмы, каждый из них способен познать сущность другого. Организм — это живое зеркало, которое записывает, регистрирует все эмоциональные изменения в другом организме, с которым вступает в контакт: наше тело — это радар восприятия, надо только заново открыть его. Как только к вам вернется умение владеть им, для вас станет естественным правильное понимание внутренних явлений человеческой природы. Вы научитесь многочисленным способам оценки любой ситуации.
Я говорю сейчас о концепции “семантического поля”, которая дает онтопсихологической школе преимущество в области методологии и способе анализа перед любой другой школой психологии в мире.
Представим себе беседу психотерапевта с клиентом: после формального начала наступает момент, когда все — помещение, время встречи, добровольное желание клиента раскрыться, — превращается в единое целое. И в этом единстве времени, пространства и диалога устанавливается то, что я называю “единством поля”.
Единство поля — это взаимодействие людей, между которыми происходит диалог и развивается динамический процесс, свойственный диалогу пациента и психотерапевта. Они сидят друг перед другом, на расстоянии не более трех метров: пациент говорит, а психотерапевт слушает и сверяет услышанное с той информацией, которую получает через семантическое поле.
График изображает следующую ситуацию:
А и В — это личности в динамическом развитии, которые взаимодействуют в рамках единого поля. В верхней части находится сфера сознательного “Я”; внизу бессознательный уровень, взаимодействие на котором происходит через семантическое поле.
Онтопсихолог настраивает свое подсознание на прием информации, передаваемой подсознательным органическим уровнем клиента через семантическое поле.
Здоровый цельный человек сообщает о себе информацию, которая соответствует его подлинному состоянию; если же в нем существуют какие-либо отклонения, то налицо противоречие. Психотерапевт понимает, что пациент говорит вещи, не соответствующие действительности, и на основании этого принимает решение, каким образом ему можно помочь. Клиенту не обязательно все сразу сообщать, главное, чтобы онтопсихолог в совершенстве владел своим телом, не в спортивном или физиологическом смысле, а в плане точности эмоционального восприятия. Все его органы должны быть способны к точному восприятию: сердце, легкие, обоняние, эпителий, горло, ноги. Очень важно эротическое восприятие. Другими словами, психотерапевт должен обладать системой точного сенсорного восприятия.
Для достижения такой степени совершенства необходима школа, тренировка. Я могу рассказать на уровне теории, каким образом информация передается через семантическое поле, но для того, чтобы практиковать психотерапию, нужны годы упорной работы над своей личностью.
В рамках единого поля происходит взаимодействие динамики “А” психотерапевта, который настроен на пассивное восприятие информации, и динамики “В” -клиента, который активно и по собственному выбору открывает себя для исследования. Схема показывает, как это взаимодействие позволяет психотерапевту узнать о состоянии пациента на данный момент.
“Поле” в данном случае означает форму энергии, силы, обладающей переменной величиной.
Слово “семантика” происходит от греческого “сема” (знак) и “ан” (энергия и движение бытия). Это движение имеет цель, направление, причину и заряд энергии, поэтому оно является “формальной силой”, “значимой силой”, “направленным смыслом”. Речь идет о целенаправленном импульсе, с помощью которого можно узнать о предрасположенности данного субъекта, о сознательных и подсознательных свойствах его природы. Через посредство семантического поля себя проявляет природа, жизненное начало, даже если сам человек об этом не подозревает.
Знание на этом уровне проявляется у ясновидцев и мудрецов — людей, которые в силу стечения обстоятельств открыли в себе эту способность восприятия без всякой научной подготовки и естественным образом живут в соответствии с природой. Парапсихологическая способность предвидения заложена в человеке, это природный дар, основанный на явлении семантического поля.
Вначале единственная трудность состоит в том, чтобы чувствовать себя самого и других, то есть использовать свою физическую природу как инструмент познания, но это уже вопрос практических навыков, которые позволят вам воспринимать информацию на органическом уровне, что исключает возможность ошибки.