Психотерапия и фундаментальный закон природы
Каждая наука нуждается в критерии проверки собственной точности.
Каким критерием пользуется психология, чтобы различить добро и зло? На основании чего можно сказать человеку; “Это правильно, а это нет?”
После тысячелетий изучения человеческой личности стала очевидной несостоятельность многих моральных устоев. Опыт показывает, что человеческая природа едина, а законы, критерии, типы воспитания многочисленны.
Для психологии нам нужен критерий, который был бы первичен по отношению к любой морали и играл роль ориентира в научных исследованиях. Под “моралью” мы понимаем идеологию, стоящую за поведением общества в целом или отдельного индивидуума, форму поведения, которая может носить политический, культурный, религиозный или какой-нибудь другой характер.
Например, если я спрошу вас: “Что такое хорошая девушка?”, у вас наверняка уже готов ответ; если я задам этот вопрос арабу, израильтянину, католику, коммунисту или японцу, им в голову придут самые разнообразные ответы.
Психология часто играла роль “государственной религии” перед тем, как стать естественной наукой. Поэтому, если мы собираемся отыскать критерий точности в научной психологии, наш подход должен быть аморален; это не значит, что он должен противоречить морали, ему только следует быть безразличным к любой форме суждения, потому что любой аспект морали мешает правильному осуществлению психотерапии.
То, что я только что сказал, подтверждается следующими двумя аргументами:
1) Я сам анализировал личности людей, достигших совершенства в рамках своей собственной морали (например, католических святых), и часто обнаруживал у них какой-либо невроз, то есть они были неприспособлены к здоровому взаимодействию со своей собственной природой. Особенно на пороге смерти люди, прожившие жизнь по законам своей морали, переживали особенно сильное невротическое состояние: только зрелая личность встречает смерть в состоянии покоя и с чувством достоинства.
Очевидно, что никакая мораль не обеспечивает критерий точности при определении психологического здоровья личности: в центре внимания истинной психологии находится человек, а не идея.
2) Кроме того, не существует единства между различными системами моральных ценностей, поэтому критерий в каждой из них не будет связан с критериями других систем.
Могу добавить еще один аргумент: насколько мне известно из моего опыта, в идеологических установках нуждаются человеческие комплексы, в то время как здоровая природа человека не приемлет строгих моральных ограничений.
Когда я встречаю человека, строго придерживающегося каких-либо идеологических принципов, я всегда вижу в нем ярко выраженную психическую патологию: любой фанатизм свидетельствует о болезни, о комплексе.
Онтопсихология стремится прежде всего вывести единый критерий, на основании которого можно определить индивидуальное состояние личности.
Что означает для нас понятие “нормальный”, когда мы относим его к человеку? Означает ли оно соответствие идеологическим установкам общества или какому-то более априорному принципу человеческой личности?
Внимательно наблюдая любого из нас, можно заметить, что в нас действует определенный закон, принцип, схема поведения. Жизнь предопределила наше химическое, биологическое, физиологическое и нравственное состояние. Эту предопределенность, это состояние я называю “природой”. Речь идет о принципе, который предшествует личности.
Например, входя в здание этого университета, я вижу дверь, лестницу, помещения — сознание охватывает расположение объектов. Я продолжаю анализировать и замечаю в комнате сто л, стулья, одежду людей, еще не видя их самих, и в конце концов осознаю, что здесь находятся люди, устроенные определенным обозом. Если хватает терпения проанализировать все внутренние и внешние факторы, определяющие личность человека, можно разгадать смысл и природу этой личности.
В природе действует фундаментальный закон, и человек пока живет, не может избежать его действия: его существование определяется его собственной природой.
Этот фундаментальный критерий я называю “Ин-се (In Se) человека”. Это изначальная априорная сущность любой человеческой личности.
Прежде всего этот принцип должен быть ясен для психологической науки, так как он представляет собой уникальный критерий точности оценки любого состояния и находится в основе познания на органическом уровне.
Человек потерял способность к такому познанию, а ведь организм в целом обеспечивает деятельность отдельных органов — сердца, печени, глаз, легких, кожи. Организм как единое целое обеспечивает жизнедеятельность индивидуума.
Сознание следует за существованием, а не предшествует ему: оно существует здесь и сейчас как фактор автономного проявления жизни.
Так же, как в вашем университете вся деятельность осуществляется под единым руководством, деятельность организма и отдельных его частей организуется из единого центра. Замысел природы проявляется в нашем организме. Поэтому достаточно обратиться к своей собственной природе, чтобы понять, что существование — это то, что происходит здесь и сейчас: Я, который здесь и сейчас, есть проявление моего метафизического, универсального Ин-се.
Еще до того, как я начинаю существовать как явление, я уже есть.