Педагогическое обеспечение процесса самоорганизации эстетического отношения к искусству
Бутенко Владимир Григорьевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий
научной лабораторией эстетического воспитания Херсонского педагогического института
С первых лет жизни человек входит в мир социальных отношений, одной из сторон которого является освоение художественно-эстетических ценностей. В результате влияния социальной и художественной среды, воздействия школы, семьи у него вырабатывается эстетическое отношение. Оно проявляется через эстетические чувства и переживания, оценки и суждения, стремления и ориентации, нравственно-эстетические идеалы и организацию повседневного общения, отношение к окружающим людям, работе, учебе, искусству.
Эстетическое отношение находится в состоянии развития, изменения, обогащения. Именно поэтому оно не может рассматриваться в завершенном нормативном варианте. Между человеком и искусством последовательно укрепляется духовная связь, для которых свойственны динамичность, соподчиненность составляющих сторон, логика и обусловленность раскрытия потенциальных возможностей.
Педагогический опыт позволяет отметить, что эстетическое отношение постоянно развивается, а “движущими силами его развития выступают противоречия; важнейшие среди них — между требованиями общества и личности и реальным уровнем ее эстетической культуры — эстетического кругозора, интересов, вкусов, идеалов, ценностных ориентаций; между потребностью самовыражения и самоутверждения личности и ее реальными возможностями для этого — включенностью в разнообразную деятельность, реализующую сущностные силы школьника; между индивидуальным характером воспитания и потребления эстетических ценностей и корректировкой их оценки в процессе коллективной деятельности, общения с другими людьми”.
Как системное образование эстетическое отношение находится в состоянии внутренних и внешних взаимосвязей, что в конечном результате приводит к его изменению, поступательному повышению уровня эстетического реагирования человека.
Самоорганизация эстетического отношения становится возможной при наличии необходимых внутренних и внешних условий. Внутренние предпосылки не являются природно-генетической особенностью человека и приобретаются в ходе общественного познания, общения, участия в преобразующей деятельности. Поэтому особый смысл имеет вопрос о том, насколько эффективным является влияние окружающей среды.
Социальная практика и художественная жизнь общества сориентированы на развитие духовного потенциала, рассчитанного на многоуровневый характер эстетического освоения действительности. При этом формирующаяся личность, с ее своеобразием эстетического реагирования и особенностями подготовки к освоению искусства, нередко остается вне должного внимания и поддержки, а значит проявляемое ею отношение может не получить необходимого развития, оставаться на прежнем уровне, свертывать свои возможности, ограничиваясь лишь узким спектром интересов.
Поддержать проявление эстетической активности человека может педагогическая деятельность, призванная содействовать развитию потенциальных возможностей и дарований человека, его способности к эстетическому реагированию. Деятельность работников образования, культуры, родительской общественности характеризуется гуманистической направленностью, стремлением создать необходимые условия для того, чтобы формирующая личность имела возможность последовательно приобретать необходимый общественный опыт и активно его использовать в своей жизни. Благодаря педагогическому вниманию человек приобретает уверенность в себе, концентрирует свои силы на наиболее значимых аспектах духовного постижения мира, проникается чувствами ответственности за свои действия и поступки. При этом открываются широкие перспективы активного продвижения по пути социализации человека, последовательного развития его сущностных сил.
Духовное богатство человека, многогранность его связей с окружающей действительностью, способность творчески решать поставленные вопросы и задачи требуют серьезного педагогического внимания. Это особенно важно в период становления личности, когда проявляется стремление как можно полнее войти в различные духовные пласты жизни общества, познать и оценить свои возможности. Как предмет педагогической заботы, эстетическое отношение приобретает особую значимость. Опытные учителя, воспитатели, наставники молодежи усматривают в решении этого вопроса один из основных резервов духовного утверждения личности, фактор развития нравственной и эстетической культуры. Острота вопроса требует не только должного внимания со стороны школы и семьи, но и педагогически обоснованных и глубоко продуманных решений, позволяющих учитывать важнейшие закономерности этого явления.
Эпизодические подвижки в стимулировании эстетической активности, выборочность педагогического влияния на отдельные формы этого явления не могут привести к существенным результатам укрепления духовной связи с искусством. Это требует от педагогической науки и практики разработки условий, которые могли бы обеспечить формирование эстетического отношения как системного образования. Педагогический опыт убеждает в необходимости проявления последовательной концептуальной линии при решении этой проблемы и внедрения на этой основе комплекса эффективных действий. В практике образования и воспитания “требуется большей системы и продуманности формирования у учащихся чувства ответственности, самоконтроля, способности самооценки, различия подлинных и мнимых ценностей в содержании и целях человеческой жизни. Выполнение этой задачи является сейчас одной из главных задач воспитания”.
Успешное формирование эстетического отношения к искусству зависит от педагогического обеспечения, которое следует понимать не как набор определенных установок или нормативных требований, а как умелое использование внутренних и внешних факторов, стимулирующих духовную связь с искусством и укрепляющих ее на основе развития эстетической активности человека. В этом состоит главный смысл педагогического влияния, а значит и тех действий, которые важно предпринимать с целью приобщения подрастающего поколения к миру художественных и эстетических ценностей.
Разрабатываемая нами педагогическая концепция формирования эстетического отношения к искусству предусматривает создание условий, которые могли бы способствовать укреплению системного характера этого явления. В этой связи представляются весьма значимыми пути и средства педагогического влияния, которые ведут к соподчинению внутренних и внешних факторов эстетического развития личности, позволяют успешно решать задачи информационно-педагогического и организационно-педагогического обеспечения процесса формирования эстетического отношения к искусству.
Информационно-педагогическое обеспечение предусматривает решение комплекса вопросов, связанных с отбором необходимой информации в области искусства, умелым ее использованием на учебных занятиях, в воспитательной работе, в процессе общения и творчества. Особую актуальность приобретает задача, предусматривающая эффективное использование отдельных видов и жанров искусства в качестве средства обогащения эстетического опыта, который бы не консервировался в памяти человека, а превращался в информационный фонд, ведущий к установлению осознанного отношения к воспринимаемым явлениям художественной культуры.
Неотъемлемой частью разрабатываемой педагогической системы является деятельность, предусматривающая решение задач организационного характера. В центре педагогического внимания должны находиться вопросы, связанные с созданием условий, стимулирующих эстетическую активность человека, способствующих овладению способами ее проявления.
В развитии эстетического отношения к искусству как системного образования можно выделить ряд этапов, характеризующихся качественными изменениями и дополнениями во взаимосвязи формирующейся личности с миром художественных ценностей. На каждом этапе становления духовной связи наблюдается активный процесс генерирования эстетической идеи, использования возможностей искусства, проявления важнейших сущностных сил человека. В своем поступательном развитии и обогащении эстетическое отношение проходит путь от спонтанного побуждения к общению с прекрасным к глубоко концептуальному освоению художественно-эстетических явлений. При этом представляется важным, что “эстетическое отношение ребенка к действительности развивается постепенно, в процессе его взаимодействия с миром. Важнейшую роль в этом процессе играет целенаправленное, педагогически организованное формирование эстетического отношения к действительности дошкольном и школьном возрасте. Субъективный мир детей планомерно обогащается эстетическими представлениями и переживаниями за счет знакомства с различными видами искусства; за счет участия в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой, общественно-полезной”.
В дошкольном возрасте эстетическое отношение к искусству отличается рядом особенностей своего становления и функционирования. В этот период закладываются первоначальные основы социализации личности, ее отношения к прекрасному в окружающей действительности и искусстве, берут свое начало важнейшие элементы духовно-нравственной культуры. Однако не следует рассматривать эстетическое отношение в дошкольном возрасте как подготовительный этап формирующейся духовной связи. Такой взгляд был бы поверхностным и не давал представления о всей полноте педагогической ответственности за развитие эстетического отношение в этот возрастной период.
В своем отношении к искусству дошкольники неповторимы и на последующих этапах духовного взросления они уже не смогут быть такими, какими были в прошлом. Поэтому эстетическое отношение дошкольников следует рассматривать с позиций самоценности, уникальности и своеобразия эмоционально-эстетических реакций. В процессе общения с миром искусства дети проявляют восприимчивость, понимание художественных персонажей, испытывают желание своими руками творить прекрасное. В своем отношении к искусству они непосредственны, открыты, готовы с увлечением слушать сказки, песни, смотреть театральные представления, участвовать в коллективных формах художественно-творческой деятельности.
Опора на приобретаемый эстетический опыт, выделение любимых художественных образов, использование отдельных способов восприятия произведений искусства свидетельствует о том, что. в дошкольном возрасте эстетическое отношение тяготеет к системной организации, однако его функционирование и самоорганизация носят спонтанный характер. Объясняется это тем, что в эстетическом отношении детей доминируют эмоциональные способы установления духовной связи с искусством. Воспринимаемые ими художественные образы вызывают определенный эмоциональный отклик, влияющий в последующем на самочувствие, настроение, оценочные суждения-, организацию поведения. Выразительность искусства, сопряженная с нравственно-эстетическими переживаниями детей, способствует к приобщению их к духовным ценностям.
Между детьми и миром искусства прокладываются первые связующие духовные нити. Они еще не отличаются прочностью и устойчивостью, в силу спонтанной организации отношения могут возникать и столь же неожиданно исчезать. Эстетическое отношение детей характеризуется непредсказуемостью реакций, диаметрально противоположными оценочными суждениями, обусловленными опорой на различные исходные понятия и представления, утверждением видения предметов и явлений, не поддающегося привычной логике взрослых людей. Все это требует от родителей и педагогов понимания интересов и увлечений детей дошкольного возраста, умения оказывать им необходимую помощь и поддержку в процессе вхождения в многогранный и увлекательный мир искусства.
В младшем школьном возрасте эстетическое отношение еще сохраняет характерные для предыдущего периода способы проявления эмоциональной активности. Однако здесь важно видеть и появление и тех свойств духовной связи с искусством, которые впервые заявляют о себе и требуют соответствующей педагогической поддержки. Поэтому задача начальной школы состоит не только в обеспечении преемственности процессов, которые характерны в дошкольном возрасте, но и в создании необходимых условий для укрепления качественно новых свойств эстетического отношения.
У младших школьников достаточно выражено отношение к искусству, основанное на использовании эмоциональных сил, а значит и тех способов освоения прекрасного, которые позволяют устанавливать с искусством эмоционально окрашенную связь.
Переход детей от игровой деятельности к организованному и последовательному овладению знаниями, умениями и навыками на основе изучаемых дисциплин ведет к утверждению интеллектуальных возможностей освоения искусства и постижения его эстетической ценности средствами аналитических операций. На учебных занятиях младшие школьники приобретают знания о выразительных свойствах художественных произведений, приучаются использовать отдельные художественные представления и понятия в процессе эстетической оценки искусства и действительности.
Усиление роли интеллектуального начала в освоении эстетических явлений приводит к тому, что отношение младших школьников к искусству все чаще основывается на оценочных операциях, в которых учитывается как эмоциональная, так и понятийная сторона воспринимаемого художественного материала. Однако использование в этом возрасте эмоциональных и интеллектуальных сил еще имеет известные ограничения и поэтому их взаимодействие в системе эстетического отношения преимущественно носит мозаичный характер и проявляется чаще всего в регулируемых педагогических ситуациях.
Мозаичность отношения младших школьников к искусству является важным шагом к укреплению системности этого духовного образования, проявлению самостоятельности и осознанности эмоционально-эстетических реакций. Педагогическая практика призвана обеспечить адекватные и организационные условия, при которых младшие школьники не теряли бы свойственную им непосредственность и эмоциональность эстетического регулирования, и вместе с тем, последовательно приобщались бы к общественно значимым способам освоения прекрасного.
Эстетическое отношение к искусству — явление, затрагивающее в своем развитии важнейшие духовные силы человека, вовлекающее их в многогранный процесс эмоционально-чувственного, интеллектуального, созидательного характера. На примере детей дошкольного и младшего школьного возраста не трудно убедиться в том, что в рамках эстетического отношения совершенствуются духовные способности. Эстетическое отношение дает возможность активизировать духовное начало в жизни человека, а также особым образом моделировать эмоциональную, Интеллектуальную, творческую активность, создавая необходимые предпосылки для последовательного овладения эстетическим богатством окружающей действительности, общественной практики, художественной культуры. Эстетическое отношение является средством, которое открывает широкие перспективы продвижения по пути освоения действительности по законам красоты.
Отмеченные выше положения имеют существенное значение для осмысления особенностей формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте. Этот период в укреплении духовной связи с прекрасным представляется особенно значимым и ответственным. В этом можно убедиться исходя из многочисленных примеров современной школьной практики, когда ученики средних классов в своем отношении к искусству проявляют высокий уровень духовной связи, испытывая при этом и немало трудностей как смыслового, так и процессуальной характера.
Что же обуславливает не простые и весьма противоречивые тенденции в развитии эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте? Они в значительной степени предопределяются становлением нового качества в организации эстетического отношения как системного образования. На смену мозаичной системе эстетического реагирования, свойственной младшему школьнику, приходит более высокий уровень взаимодействия компонентов, составляющих основу функционирования эстетического отношения. Его смысл состоит в структурировании духовной связи с искусством на основе соподчинения в рамках отдельных ее форм эмоциональных, интеллектуальных и творческих сил личности.
В подростковом возрасте все заметнее заявляет о себе тенденция к самостоятельности общения с искусством, его восприятия и оценки. Определяя свое отношение к отдельным художественным произведен им і учащиеся средних классов чаще обращаются к тому, что получило отражение в их сознании и личном опыте, принято чувствами, оценено как полезное, доброе, прекрасное. Обращение к приобретенным ранее знаниям, критическое осмысление духовных запросов и ориентаций, проявление выборочного подхода в процессе общения с художественными ценностями свидетельствуют об укрепляющейся взаимосвязи основных компонентов отношения в рамках ценностно-функциональных структур. Это позволяет школьникам проявлять последовательность, осознанность, самостоятельность эстетической оценки, активно использовать свои духовные силы и художественно-эстетический потенциал произведений искусства.
Структурный характер построения эстетического отношения в подростковом возрасте ведет к гармонизации эмоциональных, интеллектуальных, творческих возможностей, адекватному освоению искусства. Опора учащихся на структурные построения ведет к выработке и использованию на практике целостных проявлений духовной связи, соподчиняющих в себе как содержательные, так и формообразующие стороны эстетического отношения. Такие проявления духовной связи с искусством способствуют укреплению содержательно-ценностных основ отношения, делают его в информационном плане более емким и значимым. В рамках структурных образований происходит активизация отдельных способов освоения искусства, его восприятия, осмысления, творческой интерпретации.
Эстетическое отношение в подростковом возрасте знаменует начало качественно нового этапа в формировании духовной активности школьников в сфере художественной культуры. Если в предыдущие, возрастные периоды эстетическая активность личности генерировалась преимущественно при помощи внешних средств, то в подростковом возрасте акценты этого процесса постепенно уравновешиваются на основе усиления роли внутренних факторов. Это требует должного педагогического внимания, так как формирующаяся духовная связь с искусством приобретает более глубокий личностный характер, затрагивая как чувственно-эмоциональную сферу, так и убеждения школьников, их ценностные установки и ориентации.
Развитие содержательной и процессуальной стороны эстетического отношения подростков выдвигает перед школьной практикой требования, смысл которых состоит в том, чтобы педагогическая помощь, в которой нуждаются учащиеся, соответствовала не только по своей ценностной направленности, но и осуществлялась в форме, учитывающей своеобразие структурной организации эстетического отношения к искусству.
Решая задачи информационного и организационного обеспечения процесса формирования эстетического отношения к искусству средняя школа призвана широко использовать возможности как отдельных видов художественного творчества, так и их взаимосвязи. При этом главный смысл проводимой работы состоит в том, чтобы создать необходимую основу функционирования структурных образований, проявления подростками эмоциональной, интеллектуальной и творческой активности при решении задач освоения искусства.
Эстетическому отношению характерна не только репродуктивно-воспроизводящая, но и созидательно-генерирующая функция. В рамках устанавливаемой связи с искусством эстетические идеи могут вырабатываться, наполняться конкретным смыслом и ценностной направленностью. При этом взаимодействие содержательной и формообразующей сторон отношения качественно обновляется, усиливается роль процессов, имеющих логический характер. Духовная связь с искусством поднимается на новый уровень развития, обогащая не только внутренние, но и внешние функциональные свойства.
Отмеченные выше черты эстетического отношения наиболее присущи старшему школьному возрасту. Здесь ощутимо воспринимается тенденция к укреплению системности реализуемых процессов на основе созидательно-генерирующей функции. Старшеклассники ставят перед собой задачи не только воспроизводства смыслового контекста художественных явлений, но и развития тех чувств, мыслей, ценностных устремлений и идеалов, которые актуализированы в сознании под влиянием художественных произведений.
Характерная для подросткового возраста структурная организация эстетического отношения приводит к тому, что эмоционально-ценностное реагирование приобретает свою последовательность и целостность в рамках отдельных форм устанавливаемой связи. Так, соподчиняя в процессе эстетической оценки усилия эмоционального, интеллектуального и творческого характера, подростки тем самым значительно продвигаются по пути адекватного освоения художественных явлений. Однако, проявляемая ими эстетическая активность еще не находит должного процессуального решения и продолжения в других формах духовной связи с искусством. Она как-бы консервируется в заданных пределах и возможностях структурных построений, а это, как известно, ограничивает возможности эстетического контакта, оставляя за ним лишь репродуктивно-воспроизводящую функцию.
В старшем школьном возрасте такой характер организации духовной связи с художественными произведениями не в состоянии удовлетворить возрастающие запросы и требует своего обновления. На смену структурной организации приходит логическая, позволяющая устанавливать взаимодействие между важнейшими формами эстетического отношения. В результате, отношение к искусству приобретает возможность не только объединять духовные силы учащихся, но и обеспечивать взаимодействие и взаимодополнение между основными формами проявляемой активности. Последнее имеет существенное значение для реализации созидательно-генерирующей функции эстетического отношения. В условиях логической соподчиненности между важнейшими формами эстетического отношения актуализированные в сознании чувства и мысли получают свое последующее развитие на конкретном материале коммуникативной, познавательной, творческой деятельности учащихся.
Логическая организация отличается от иных путей соподчинения составляющих компонентов эстетического отношения тем, что обеспечивает их активность не только в конструктивном, но и процессуальном плане. Эстетические идеи, определяющие генерализующую линию и ценностную направленность отношения к искусству, не консервируются в лабиринтах структурных образований, а выводятся на более широкую плоскость ценностно-логических операций. Старшие школьники получают возможность в процессе эстетического освоения искусства увязывать прошлое, настоящее и будущее активно использовать такие способы эстетической оценки, как транспозиция, генерализация и др.
Необходимость логической организации эстетического отношения в старшем школьном возрасте обусловлена рядом факторов, среди которых особое значение имеет расширение палитры художественных ценностей доступных восприятию и осмыслению учащимися. В этот период набирают оптимального развития важнейшие духовные силы, что также предусматривает расширение операционных возможностей, связанных с побуждением к общению с искусством, его освоением, выражением отношения к воспринимаемому. Стремясь эффективно использовать возможности искусства и свой духовный потенциал с целью утверждения актуализированных эстетических идей, старшеклассники, вместе с тем, испытывают и немалые трудности в этом вопросе. Все это обуславливает необходимость педагогического обеспечения процесса формирования эстетического отношения к искусству в старшем школьном возрасте.
Ко времени завершения обучения в средней школе формирующаяся личность овладевает опытом и средствами эстетического реагирования, позволяющими самостоятельно и творчески осваивать художественные явления. При этом отношение к искусству приобретает достаточно устойчивый системный характер, о чем свидетельствуют умения выпускников школы опираться на важнейшие духовные силы, соподчинять возможности основных форм эстетической активности. В условиях школьной практики при помощи поэтапного педагогического влияния решается задача, связанная с созданием основы для функционирования эстетического отношения как системного духовного образования.
Реализуя имеющиеся возможности самоорганизации эстетическое отношение выходит на качественно новый этап своего развития, главный смысл которого состоит в укреплении концептуальности духовной связи. Это означает, что доминирующим фактором в организации и соподчинении составляющих компонентов отношения к искусству становится эстетическая идея. Как организующее средство, она задает ценностную направленность всему комплексу духовной связи с искусством и тем самым объединяет в ходе решения отдельных задач важнейшие стороны отношения.
Отмеченные признаки развития духовной связи с искусством наиболее полно проявляются в студенческие годы и требуют соответствующего педагогического внимания. В деятельности высшей школы, призванной готовить высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, проблема формирования эстетического отношения к искусству приобретает важное значение, т.к. от характера ее решения зависит во многом утверждение гуманистического начала в образе жизни и деятельности студенческой молодежи. Вот поэтому столь значимой представляется роль учебной, научной, культурно-массовой, пропагандистской работы, в условиях которой будущие учителя, деятели культуры, инженерно-технические работники могут приобретать столь необходимый им опыт не только практической, но и эстетической деятельности, формировать свое отношение к явлениям окружающей действительности и искусства.
Поиск резервов повышения эффективности учебно-воспитательной работы высшей школы приводит к выводу о необходимости усиления роли гуманитарно-эстетического фактора в процессе подготовки специалистов высшей квалификации. Все убедительнее воспринимаются требования к повышению нравственной и эстетической культуры выпускников вузов. Решая эти вопросы, педагогические коллективы обращаются к проблемам приобщения студенческой молодежи к ценностям художественной культуры прошлого и настоящего. В этом усматривается ответственное понимание того, что без создания надлежащего базиса, связанного с совершенствованием культуры чувств, потребностей, ориентацией невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста, способного видеть в предметах и явлениях окружающей жизни не только практически значимое, но и эстетически совершенное, выразительное, прекрасное.
В системе высшей школы велико значение предметов художественно-эстетического цикла. Введение курса художественной культуры, проведение занятий по эстетике, дизайну, методике эстетического образования способствует усилению целенаправленного влияния на формирование эстетического отношения у студенческой молодежи. Вместе с тем, вопросы эти-еще остаются достаточно острыми. Вызывает беспокойство состояние развития у выпускников вузов художественных интересов и потребностей, уровень сформированности эстетического отношения к искусству. Все это предопределяет необходимость глубокого изучения указанной проблемы и ее педагогического решения.
Результаты проведенных исследований убеждают в необходимости целенаправленного обогащения и развития содержательной и формообразующей сторон эстетического отношения. Сущность педагогической проблемы состоит в том, чтобы обеспечить условия для развития основных компонентов эстетического отношения и укрепления их взаимосвязи. К числу таких условий относятся: создание информационно-эстетического фонда, а также овладение учащимися необходимыми способами эстетической активности.
Как отмечает Н.П.Дубинин, человек при рождении “не имеет ничего социального, но своими биологическими особенностями подготовлен к восприятию и дальнейшему развитию огромной социальной программы”. Создание информационно-эстетического фонда ведет к обеспечению регуляторной функции эстетического отношения, осознанному освоению художественных произведений, утверждению духовных сил человека.
В педагогической литературе получило широкое отражение понимание информационно-эстетического фонда как средства утверждения духовности человека. Под влиянием переживаемых чувств, интеллектуальной деятельности, опыта познания и преобразования действительности у человека формируется внутренний и неповторимый мир, определяющий во многом его духовную активность, потребности, интересы. Духовность, по мнению психологов, является специфической чертой и проявляется в богатстве духовного мира, эрудиции, развитых интеллектуальных и эмоциональных запросах, высокой нравственности. Опираясь на рациональный и чувственный опыт, человек находит ответы на волнующие его мировозренческие, нравственные, житейские вопросы, осознанно воспринимает окружающую действительность, самостоятельно решает жизненные проблемы, обращает внимание на эстетические проявления природы, трудовой деятельности* межличностных отношений, быта, и др. Формируемые при этом эстетические отношения играют чрезвычайно важную роль, “расширяют поле деятельности индивида, создают запас знаний и представлений о мире, облегчают возможность ориентировки, создают предпосылки для творчества, обогащают индивидуальность человека”.
Это влияние представляется особо значимым в период ранней юности, когда человек достигает гражданской зрелости, активно включается в общественную жизнь, когда заметно развиваются моральные силы, духовные потребности, самосознание, утверждаются ценностные ориентиры. Информационно-эстетический фонд способствует формированию у учащихся наиболее общего взгляда на окружающий мир, раскрывает целостность мира духовного, т.е. внутреннего мира человека, во взаимодействии его с природным и социальным миром». Удерживая богатство чувственных впечатлений, эстетический фонд дает возможность проникать в скрытые существенные связи и отношения, всеми чувствами приобщаться к окружающему миру.
Прекрасное стимулирует доброе, формирует духовные потребности и нравственные качества человека. В эстетическом опыте, по мнению А.В.Луначарского, важно усматривать стимул нравственной деятельности, влияющий на поведение учащихся и их сознание /13/. Восприятие художественных ценностей, наполненных высоким пафосом гуманизма и веры в человека, преобразование действительности с учетом эстетических требований способствует тому, что учащиеся приобретают необходимый опыт нравственных сопереживаний, милосердия, приучаются ценить и уважать достоинства другого человека. В.А.Сухомлинский писал, что если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творением этой красоты для счастья и радости- другого человека — он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».
Испытываемые учащимися чувства прекрасного оставляют глубокий след в их духовном мире, образуют иммунитет против безобразного и низменного, помогают выявлять и раскрывать меру целостности, гармонии и красоты воспринимаемых предметов, проявлять и переживать способности творческой и созидательной деятельности, оценивать степень совершенства продуктов природы и человеческого труда.
Эстетическое отношение “создает основу для практической эстетической деятельности учащихся, формирует определенную эмоционально-образную оценку предметов (прекрасное — безобразное и т.д.), пробуждает интерес к ним”.
Информационно-эстетический фонд является условием плодотворного освоения искусства. К такому выводу приходят педагоги, отмечая острую необходимость подготовки молодежи к самостоятельному восприятию и оцениванию художественных произведений. Подчеркивается, что в современных условиях расширяются коммуникативные связи и возможности общения с различными видами и жанрами искусства. Школьники становятся более самостоятельными в выборе художественной литературы, посещении концертов, театральных представлений, выставок. Создание полноценного информационно-эстетического фонда способствует развитию у учащихся эстетических чувств и вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и культуры, красоту и богатство родной природы.
В освоении искусства роль информационно-эстетического фонда представляется весьма значимой. Одна из его функций состоит в побуждении интереса к воспринимаемым произведениям. Результаты педагогических исследований убеждают, что на основе приобретаемого музыкально-эстетического опыта и устанавливаемых вкусовых предпочтений в области вокальной интепретации у учащихся пробуждается интерес, формируется правильная эстетическая оценка, развивается потребность в постоянном общении с более сложными видами искусства.
Эстетический опыт может быть использован учащимися в процессе освоения прекрасного в действительности и искусстве. К такому выводу приходят исследователи, подчеркивая, что “в результате все более осознаваемой и ощущаемой объективной красоты, содержащейся в природе, искусстве и общественной жизни, у старшего школьника появляется потребность в освоении широкого объективного эстетического опыта, выраженного другими людьми в произведениях искусства, в общественных отношениях и результатах труда. Овладев в какой-то степени ключами познания искусства и эстетического в жизни общества и природы, старший школьник на этой новой для себя основе обращается к переоценке своего субъективного эстетического опыта. Он стремится подняться в своих эстетических представлениях и понятиях до общепринятых критериев”.
Традиционная интерпретация информационно-эстетического фонда должна быть дополнена новым взглядом на это явление. Суть его состоит в том, что нельзя рассматривать специфику эстетического исходя из того, что эстетическому отношению требуется особый уже сам по себе эстетический предмет. Здесь важно помнить об активно-творческом характере эстетического отношения и не истолковывать его упрощенно как пассивно-зеркальное отражение. По мнению Алехина А.И., “каждое конкретное эстетическое отношение обусловлено конкретными особенностями воспринимаемого предмета и индивидуальный опытом воспринимающего человека. Оно есть результат взаимодействия индивидуального опыта личности с окружающим миром. Раз возникнув, конкретное эстетическое отношение закрепляется, само включается в индивидуальный опыт, становится его частью. При этом ’’чувства и эмоции индивида, его эстетические отношения и вкусы (устойчивые, закрепившиеся в памяти эстетические оценки) — отличают его от других людей, делаются одной из сторон той непохожести, особенности, которая придает ценность человеческой личности. А значит, эмоционально-эстетический опыт индивида так же, как трудовой, интеллектуальный и др. опыт, приобретает общественную ценность, становится продуктом обмена между индивидами. Общество должно овладевать индивидуальным эмоционально-эстетическим опытом, присваивать его, создавать общественный эмоционально-эстетический опыт».
В информационно-эстетическом фонде усматривается важное условие самоорганизации отношения к искусству, когда актуализированные у учащихся чувства, мысли, представления и Понятия о прекрасном используются не только в качестве средства реагирования на воспринимаемые явления, но и включаются в более сложные процессы, обеспечивающие целенаправленность, последовательность, целостность устанавливаемой духовной связи. Информационно-эстетический фонд выполняет репродуктивно-воспроизводящую и созидательно-генерирующую функцию. Это имеет существенное значение в период юности, когда ощутимо проявляется стремление к самостоятельности суждений и оценок, поиску себя в мире социальных и художественных ценностей, активному использованию имеющихся сил и способностей с целью самовыражения и самоутверждения.
Путь создания информационно-эстетического фонда связывается с гуманитаризацией школьного образования, обращением к мировой и национальной культуре, истории, духовным ценностям, повышением статуса отдельных предметов, их обновлением, освобождением от плоского рационализма, выявлением в них духовности, человеческой сущности. По мнению педагогов, важно не только преподавание литературы, истории, предметов эстетического цикла в большом объеме, но и изучение математики, физики, биологии и других предметов во взаимосвязи с человеческой личностью. Естественнонаучная культура не должна быть “слепком” готового знания, а разворачиваться как живой процесс поиска, открытий, изобретений, как историческая драма идей и людей, как взаимосвязь важнейших направлений науки, техники, культуры, искусства.
Педагогический опыт подсказывает необходимость привнесения в дело воспитания всего того, что делает учащегося отзывчивее, внимательнее к себе и людям, умеющего воспринимать и сопереживать красоту окружающей природы, богатство человеческих отношений. Сегодня важно изменить отношение к эмоциональной культуре, к той части образования, которая идет через эмоции, ибо счастье человека зависит в жизни от того, как он чувствует, воспринимает жизнь.
Задача состоит в том, чтобы выпускник школы овладел основами художественной и эстетической культуры, ознакомился с важнейшими видами и жанрами искусства, умел использовать приобретенный опыт в условиях практики. Старшекласники должны располагать не просто суммой знаний в области искусства, а тем информационно-эстетическим фондом, который способен обеспечить самоорганизацию эстетического отношения.
Не менее значимым условием формирования духовной связи с искусством является эстетическая активность школьников. При восприятии прекрасного они опираются на эмоциональные, интеллектуальные, творческие силы и способности, переживания, мысли, чувства, которые возникают и получают свое развитие благодаря влиянию внешних и внутренних факторов. Школьники опираются на имеющийся духовный потенциал, производят необходимые операции с тем, чтобы установить необходимый контакт с миром художественно-эстетических ценностей. Если информационно-эстетический фонд способствует созданию содержательно-смысловой основы взаимосвязи с искусством, то эстетическая обеспечивает процессуальный аспект этой связи.
Опыт научных наблюдений позволяет отметить, что эстетическое отношение, сопряженное с активностью духовных сил учащихся, способствует обогащению процесса общения с искусством и его познания, привнесению в содержание непосредственного контакта того нового, что появляется в результате восприятия прекрасного в действительности и искусстве. Все это свидетельствует о значении эстетической активности, необходимости ее целенаправленного развития и стимулирования. В современной литературе имеют место различные подходы к осмыслению этого явления, что дает возможность представить эстетическую активность в качестве средства, приема, а также способа установления духовной связи с искусством.
В эстетической активности усматривается одно из средств передачи эмоционально-чувственного состояния, ценностных ориентаций, творческих побуждений учащихся. Объясняется это тем, что в процессе общения с миром прекрасного и познания окружающей действительности, участия в творческой деятельности школьники стремятся определенным образом выразить свое душевное состояние, передать другим людям чувства, мысли, творческие планы. Эстетическая активность используется при этом в качестве средства успешного решения коммуникативных, познавательных, творческих задач.
Учитывая значимость эстетической активности, школьная практика обращает внимание на необходимость повышения культуры чувств, оценочных суждений, творческой деятельности. Отмечается, что “мы очень много пишем о том, как надо учить мыслить (школьников, студентов и вообще подрастающее поколение), но значительно реже вспоминаем о том, что надо учить чувствовать, что чувства нуждаются в воспитании и упражнении, как и любая другая телесная и душевная способность”.
Эстетическая активность рассматривается педагогами и как один из приемов плодотворного освоения прекрасного в действительности и искусстве. Внимание обращается на то, что умелое использование учащимися эмоциональных интеллектуальных. творческих сил позволяет успешно решать конкретные задачи восприятия оценки художественных произведений, явлений окружающей действительности.
В старшем школьном возрасте формируются необходимые предпосылки для активной эмоциональной, интеллектуальной, творческой деятельности на основе относительно гармоничного отношения двух сигнальных систем, коры и подкорки. Строение клеток коры больших полушарий в этот возрастной период постепенно приобретает особенности, свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой, усложняется аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Отмечается активность аналитической мысли, способность к анализу и обобщению, а также эмоциональная восприимчивость, проявление глубоких переживаний. Выделенные стороны гармонически соотносятся, что способствует овладению учащимися необходимыми приемами эстетической активности.
Роль педагогического влияния на этот процесс состоит в том, чтобы создавать необходимые условия для целенаправленного развития способности воспринимать, чувствовать и правильно оценивать красоту окружающей действительности — в природе, общественной жизни, явлениях искусства.
Менее разработанным в современной теории и практике является вопрос об эстетической активности как способе установления духовной связи с искусством. Традиционные подходы к осмыслению этого явления утверждают мысль о конкретной функции и значимости эстетической активности, ее влиянии на процесс восприятия, оценки и т.п. Вместе с тем, проявляемая учащимися активность духовных сил способна обеспечить широкую программу действий, связанных с самоорганизацией эстетического отношения. Опыт научных наблюдений убеждает, что эта программа не должна ограничиваться какой-либо сферой эстетической активности учащихся, а действия познавательного и оценочного характера должны дополняться коммуникативной, творческой, созидательной сферой.
Задача состоит в том, чтобы выпускник школы имел возможность в равной степени овладеть необходимыми способами эстетической активности, умел их использовать в процессе установления духовной связи с искусством. Для этого нужны “специально организованные педагогические воздействия, которые бы всесторонне влияли на чувства и сознание учащихся, формировали у них эстетическое отношение к действительности через ведущие виды деятельности, характеризующиеся в оптимальном своем проявлении с творческим началом”.
Отмеченные выше положения позволяют заключить, что самоорганизация эстетического отношения происходит не произвольно, а в результате целенаправленного педагогического влияния. Создание информационно-эстетического фонда, а также овладение учащимися необходимыми способами эстетической активности приводит к тому, что духовная связь с искусством приобретает системный характер, укрепляется взаимосвязь содержательной и формообразующей сторон; усиливается роль внутренних факторов самоорганизации эстетического отношения к искусству.
Литература:
- Репринцев А. В . Формирование эстетического отношения старшеклассников к действительности в деятельности школьной комсомольской организации. Автореф. дис…. канд. пед. наук — М., 1987. — С.6-76.
- Шербина В. Р. Проблемы литературного образования в средней школе. — М., 1987. Просвещение, 1982. — С.770.
- Научно — педагогические основы формирования эстетического отношения к искусству. Отв.ред. и сост. В.Г.Бутенко. — М., 1991.
- Лихачев Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к искусству: автореф. дис. докт. пед. наук. — М.., 1969.
- Формирование эстетического отношения к искусству у детей дошкольного й младшего школьного возраста. Отв. ред. и сост. В.Г.Бутенко. — М.., 1991.
- Формирование эстетического отношения к искусству у учащихся среднего возраста. Отв. ред. и сост. В.Г.Бутенко. — М., 1991.
- Формирование эстетического отношения к искусству у учащихся старшего школьного возраста. Отв. ред. и сост. В.Г.Бутенко. — М., 1991.
- Формирование эстетического отношения к искусству у студенческой молодежи. Отв. ред. и сост. В.Г.Бутенко. — М.,1991.
- Биологическое и социальное развитие человека. – М.Наука, 1977. — С. 86.
- Алехина.И. Эстетическое отношение как проблема исторического материализма: Автореф. дис. …канд. филос. наук. — Красноярск, 1971. — С. 18.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.
- Сафронов Б.В. Сознание эстетическое. Художественная культура: понятия и термины. — М.: Знание, 1978. — С. 181.
- Луначарский А.В. О народном образовании. — М., 1956. — С. 198.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1969. — С. 212 — 213.
- Краткий словарь по эстетике. — М., 1983. — С. 109.
- Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. — Киев; Рад. школа, 1985. -С. 13.
- Исследование художественных интересов школьников. Под общ. ред. Е.В.Квятковского и Ю.У.Фохта — Бабушкина. — М.: Педагогика, 1974.
- Можайкина Н.С. Воспитание эстетического отношения к вокальному искусству у учащихся старшего школьного возраста; Автореф. дис. …канд. пед. наук. — Киев, 1983.-С. 6.
- Лихачев Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности: Автореф. дис. …докт. пед. наук. -М., 1969. -С. 19.
- Алехин А.И. Эстетические отношения как проблема исторического материализма: Автореф. дис. канд. философ, наук. — Красноярск, 1971. — С. 16 — 17.
- Лук А.Н. Эмоции и чувства. — М.: Знание, 1972. — С. 35.
- Возрастная психология. Под ред. Г.С.Костюка. — Киев: Рад. школа, 1976. — С. 269. — Укр.
- Общие вопросы эстетического воспитания в школе. Под ред. В.Н.Шацкой. -М., 1955. — С. 6.
- Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. — Киев: Рад. школа, 1985. -С. 13.