Борьба за Северное Причерноморье
Рождение нового города всегда связано с определенной политической, социальной и экономической обстановкой в стране. Положение на юге Русской империи оставалось напряженным: сильные крепости Измаил, Очаков, К или я еще оставались в руках у турок. Чтобы защитить южные границы России и создать на Черном море военный флот, способный противостоять турецкому флоту, побеждать его, возникло решение построить в устье Днепра, на месте старого военно-полевого укрепления Александр-Шанц, город с крепостью, судостроительной верфью и пристанью.
11 декабря 1775 года последовал высочайший указ Екатерины П в адрес Адмиралтейств-коллегии о проведении изысканий выбранных мест, а также проектировании порта и адмиралтейства с верфью в устье Днепра. В указе очень подробно и обоснованно излагались задания: что и как надлежит проверить и что необходимо делать из расчета обеспечения постройки и базирования 20 единиц крупных военных кораблей. Оговаривались требования об изучении возможностей заготовки потребного количества лесоматериалов, особенно дубовых, и выполнения по всему комплексу зданий и сооружений самих строительных работ. Составленные описания, карты, планы и сметы предлагалось представить на рассмотрение кабинету императрицы. Проектирование и строительство крепости возлагалось на Новороссийского генерал-губернатора.
Обследование предложенных мест, промеры глубин, изучение лесных угодий и природных ресурсов строительных материалов осуществлялось с большой тщательностью. Для этой цели в лиман в феврале 1776 года был направлен корабельный мастер Василий Селянинов с двумя штурманскими партиями. Адмиралтейств-коллегия на основании изучения собранных материалов и обмеров подтвердила вывод, что будет правильным гавань и верфь строить в урочище Александр-Шанц на правом берегу Днепра в 30 км от его впадения в лиман. Свои соображения коллегия представила князю Г. А. Потемкину. По его докладу Екатерина II рескриптом от 18 июня 1778 года объявила свое решение — иметь единое место расположения порта, адмиралтейства и верфи. В указе она записала: «Место сие наименовать Херсон. Адмиралтейство тамошнее долженствует находиться под защитой укреплений, так, чтобы в них те строения помещены быть могли…» Название город Херсон получил по имени древнегреческой колонии Херсонес, основанной в У веке до н. э. и игравшей важную роль в исторических судьбах Северного Причерноморья (руины Херсонеса находятся в Крыму на территории Севастополя).
Спустя немногим более полумесяца высочайшим указом руководство всем комплексом строительства в Херсоне поручалось крупному специалисту инженерного дела генерал-поручику и генералу морской артиллерии Ивану Абрамовичу Ганнибалу, участнику многих морских сражений, в том числе Чесменского боя, брату деда великого русского поэта А. С. Пушкина. Поэт всегда гордился тем, что дядя его матери строил Херсон. «Его постановления доныне уважаются в полуденном краю России, где в 1821 году видел я стариков, живо еще хранивших его память», — писал он об И. А. Ганнибале в автобиографических заметках.
И. А. Ганнибал выехал из Петербурга в Херсон, где принял дела и команду над местными людьми. При непосредственном участии Г. А. Потемкина здесь 19 октября 1778 года основывается крепость, порт с гаванью, адмиралтейство с верфью и сам город Херсон.
Строилась крепость с 1778 по 1787 год в крайне неблагоприятных, условиях: лес с большими трудностями сплавляли по Днепру, металл везли с уральских заводов, почти все работы выполнялись вручную, люди гибли от болезней, голода, непосильного труда. Возводили крепостные сооружения солдаты, матросы, казенные и вольнонаемные рабочие из различных мест России, ремесленники, мастеровые, каторжники.
Однако, несмотря на трудности, строительство крепости велось сравнительно быстро и по всем правилам фортификационного искусства того времени. Окружавший его мощный, земляной вал с девятью бастионами и глубоким внешним рвом создавал серьезные препятствия для противника, а зигзагообразная линия укреплений позволяла вести по нему перекрестный огонь из 220 орудий, находившихся на бастионах, Проходы в крепость осуществлялись через несколько ворот, построенных из тщательно подогнанных блоков ингулецкого известняка. Двое из них — Петербургские и Очаковские — сохранились до наших дней.
На территории крепости разместилось немало сооружений: каменные казармы восьми полков, артиллерийские и оружейные мастерские, склады, пять пороховых погребов, патронная лаборатория, монетный двор. Адмиралтейство, обращенное одной стороной к Днепру, имело дополнительные укрепления в виде рва и вала с бастионами.
Всего в крепости насчитывалось шестнадцать кварталов. Восемь из них, застроенные одно-, двух- и трехэтажными зданиями, составляли интересный архитектурный ансамбль. Центром его служила площадь, на которой возвышались арсенал, крепостная церковь (Екатерининский собор), дворец генерал-губернатора Новороссийского края. Часть этой площади запечатлена на картине «Вид Херсона» художника Ф. Я. Алексеева (1755—1824 гг.), которая находится в экспозиции херсонского краеведческого музея.
Внутри крепости, на случай осады, строители вырыли глубокие, облицованные камнем колодцы с подъемными механизмами. Один из них, почти на две трети засыпанный землей, сохранился. Впечатляет его внушительная 25-метровая глубина. Это трудно себе представить, но первоначальная глубина колодца достигала 70 метров!
В создании оборонительных сооружений в Херсоне и боях на подступах к городу принимал участие А. В. Суворов, который прибыл в город перед началом новой войны с Турцией 1787—1791 годов. Он осмотрел район будущих военных действий и принял меры к усилению Херсонской крепости. В рапорте князю Потемкину А. В. Суворов сообщал: «По повелению Вашей светлости от 21-го числа о приготовлении крепости Херсонской в оборонительное состояние, надлежащие меры мною предприняты…»
Херсонской крепости не судилось вести огонь из своих орудий по неприятелю, отбивать его атаки: бои прошли на дальних подступах к городу. Но она сыграла роль мощной сдерживающей силы, грозного форпоста на юге Украины, надежного щита, прикрывшего строительство в Херсоне военного флота.
Время не пощадило большинства ее фортификационных и архитектурных сооружений. Сохранились уже упоминавшиеся выше крепостные ворота, часть вала и рва, основные постройки арсенала и Екатерининский собор — памятник архитектуры XVIII века. Построен собор был в 1781—1786 годах в стиле классицизма по проекту известного русского зодчего И. Е. Старова, автора проекта знаменитого Таврического дворца в Петербурге. В Екатерининском соборе бывали А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. И. Кутузов, знаменитый поэт-партизан, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов. В настоящее время у собора находятся захоронения нескольких видных русских военачальников, павших при осаде и штурме крепости Очаков и в других баталиях русско-турецкой войны 1787—1791 годов.
К концу 1778 года на верфи, по докладу И. А. Ганнибала, уже успешно осуществлялось строительство пяти первых эллингов и служебных помещений, казарм для служителей и мастеровых. Сохранившиеся донесения того времени говорят о затруднениях в работах, связанных с нехваткой мастеровых и работных людей. Несмотря на трудности, работы по сооружению этого первого на Черном море судостроительного предприятия развернулись и велись энергично. Это позволило уже в 1779 году начать постройку первого из большой серии довольно крупного линейного корабля 66-пу-шечного ранга — «Слава Екатерины», длиной по нижней палубе свыше 47, шириной 12,6 и глубиной интрюма 4,8 метра. По этому поводу генерал А. И. Ганнибал лаконично рапортовал Г. А. Потемкину: «…Корабль шестидесятишесяти-пушечного ранга на здешней верфи сего мая в 26 день заложен…»
В марте 1780 года императорским указом по представлению генерал-поручика И. А. Ганнибала в Херсон назначается уже хорошо зарекомендовавший себя корабельный мастер подполковничьего ранга Семен Иванович Афанасьев. Под его руководством в новых эллингах заложили новую пару линейных кораблей 66-пушечного ранга по улучшенному чертежу, утвержденному лично императрицей. Этим кораблям в дальнейшем присвоили названия «Св. Павел» и «Владимир». По справке тех лет, для обеспечения необходимой рабочей силой находившихся в постройке кораблей требовалось сверх казенных адмиралтейских мастеровых дополнительно: плотников — 1122, столяров — 24, кузнецов — 60, портных для шитья парусов — 40, работных подсобных людей — 150 чел. Несмотря на неукомплектованность верфи, в следующем, 1781 году, херсонцы заложили еще два линейных корабля 66-пушечного ранга — «Марию Магдалину» и «Александра». Однако трудности с доставкой материалов и комплектующих изделий, особенно корабельного леса, нехватка квалифицированных мастеровых и низкая производительность подневольного труда рабочих экипажей сдерживали быстрое строительство заложенных судов.