Затонувшего «Князя Потемкина» назвали «Херсонским “Титаником”»
«Вчера из Херсона получены тревожные сведения о страшной катастрофе на море, вблизи острова Березань, завершившейся гибелью пассажирского парохода Русского общества пароходства и торговли «Князь Потемкин» и многих пассажиров».
«Одесские ведомости»,14 июля 1912 года
Пароход «Князь Потемкин» был построен в 1892 году в Николаеве и считался одним из самых красивых в Русском обществе пароходства и торговли. Он только что вернулся из капитального ремонта, который обошелся в 50 тысяч рублей. Под управлением капитана Ивана Крутикова пароход следовал по маршруту Херсон — Николаев — Одесса. 13 июля 1912 года около двух часов ночи вблизи острова Березань он столкнулся с грузовым пароходом «Аскольд», шедшим в Херсон с углем.
Газета «Южная Русь» писала: «Неизвестно, по какой причине пароход «Аскольд» врезался в пароход «Князь Потемкин». Раздался сильный треск. Вода хлынула в пароход. Среди пассажиров поднялась неимоверная паника. Многие, а в основном это были женщины и дети, в одном белье стали выскакивать из классов, метались по пароходу и молили о помощи. Слышны были крики: «Наконец и мы дождались участи «Титаника». («Титаник» погиб 14 апреля 1912 года).
На борту «Князя Потемкина» находилось 278 пассажиров. Среди них было 20 арестантов и 10 конвоирных. Арестанты взбунтовались и стали требовать: «Мы погибнем, отпустите нас!» Кроме этого, пароход перевозил 1500 пудов различного груза и большой автомобиль владельца одесской табачной фабрики Асвадурова. Груз не был застрахован. Через час «Князь Потемкин» затонул. В спасении пассажиров принимали участие пароходы «Аскольд», «Харакс», «Орион» и «Геркулес». Среди спасенных были бывший иркутский генерал-губернатор, член Государственной Думы А. Н. Селиванов, жена полковника Любовь Лерком и певица одесской оперы Анастасия Смолиевская. По прибытии в Одессу пассажиры Серебренюк и Леонов заявили сыскному отделению полиции, что во время паники у них украли соответственно бумажник с 1100 рублями и кошелек, в котором было 685 рублей».
Р. S. Одной из причин катастрофы рассматривалась версия появления конкурентов — Днепровского пароходства Г. Я. Кумана и К. А. Шавалды, которому принадлежал «Аскольд». Затонувший пароход подняли, отремонтировали и оставили в Николаеве. И хотя он продолжал плавать под прежним названием, в народе его нарекли «херсонским «Титаником»». И, видимо, из-за этого пассажиры предпочитали другие пароходы. А царская цензура сработала четко: количество жертв было надежно сокрыто.
Примечание от меня:
На самом деле затопление этого корабля было вторым, но не последним.
По одному из источников в 1907 г при ремонте в Одесском доке РОПИТ из-за неправильной установки полузатонул (первое утопление парохода) и ремонт шел до 1909 г. Вероятнее всего здесь есть неточность, ибо уже в 1908 году пароход упоминается в газете «Новое время»:
15 (02) февраля 1908 года
ТЕЛЕГРАММЫ НАШИХЪ КОРРЕСПОНДЕНТОВЪ. «Новое время»
«ОДЕССА. […] Пароходное сообщение с Николаевым снова прервано вследствие вторичной поломки руля у парохода «Потемкин» во льду. Оказывается, заносы захватили весь южный район.»
Скорее всего именно после этой поломки «Потемкин» вторично стал на ремонт, который и продолжался до 1909 года, а первый ремонт, из-за которого он был поставлен в док и полузатонул — тоже связан с поломкой руля.
В годы Первой мировой войны в состав Черноморского флота пароход не мобилизовывался. В 1917 году или в 1918 году «Князь Потемкин» переименован в «Потемкин». Осенью 1918 года пароход оказался в Одессе под контролем немецкой армии. В ноябре 1918 года захватывается англо — французскими интервентами.
В конце марта Красная армия, заняв Украину, подошла к берегам Черного и Азовского морей и к Крымским перешейкам. 3 апреля французское командование приняло решение эвакуировать Одессу, ввиду отказа многих французских частей воевать с большевиками и революционного движения на кораблях. Эвакуация была затруднена забастовкой русских коммерческих моряков, покинувших свои пароходы. Ввиду этого, около 20 различных судов, в том числе и пароход «Потемкин», были выведены в близлежащий Тендровский залив и там оставлены на якорях. Вскоре Одессу занимают части атамана Григорьева.
Там у Тендры, он тонет в третий раз -15 мая 1919 года- во время шторма.
Между тем еще 14 мая старший лейтенант Н.Н. Машуков получил от адмирала М.П. Саблина следующее предписание: «Предлагаю Вам, приняв на «Георгия» офицерский отряд старшего лейтенанта Никитенко, с буксиром «Черномор» следовать на Тендру. На Вас возлагается задача вывести в Новороссийск стоящие там суда…». Данное предписание было направлено на формирование флота Добровольческой Армии.
18 мая 1919 «Георгий» и «Черномор» — самый сильный буксир на Черном море, но не имевший вооружения, вышли из Новороссийска. Они дважды обогнуть занятый красными Крым, и прибыли на Тендру, где старший лейтенант Н.Н. Mашуков приступил к осмотру стоящих там со времени эвакуации Одессы судов. Оказалось, что разыгравшимся в конце апреля штормом канонерская лодка «Донец» была сорвана с якоря и, ударившись о корпус служившего и 1913 году для опытных стрельб броненосца «Чесма», затонула у его борта; большой транспорт «Грегор», два парохода и два буксира были выброшены на песчаный берег, а пароход «Князь Потемкин» затонул.
В 1933 году пароход был поднят Черноморской партией ЭПРОН, назван «Потемкин» (по другому источнику его переименовали раньше в 1917 или 1918 году) и сдан в ремонт СРЗ города Одесса. В августе 1941 года, в начале Великой Отечественной при эвакуации, увели в Севастополь (по другим данным в Херсон, еще по другим данным в Поти) на буксире транспорта «Анатолий Серов» (старпомом которого была Наталья Николаевна Кисса , будущий капитан дальнего плавания и Герой Социалистического Труда).
Пароход был введен в строй в декабре 1941 года. Его вооружили 1-76 мм орудием. Капитаном был назначен Т.М.Морозов.
В связи с началом второго штурма Севастополя фашистами, было решено перебросить в Севастополь части 386-й стрелковой дивизии. Первоначально планировалось перебрасывать войска на пароходах, однако из-за плохой погоды и тяжелых боев и нехватки боеприпасов в осажденном городе, было решено задействовать и корабли Черноморского Флота. Крейсер «Молотов» 24 декабря в 17.00 вышел из Туапсе и направился в Поти. Войска предстояло принимать на рейде Очамчири с помощью вспомогательных судов. 25 декабря крейсер прибыл на рейд и встал на якорь, но из-за сильного волнения вспомогательные суда не смогли выйти в море, и «Молотову» пришлось уйти в Поти. В следующие двое суток на корабль с причала было погружено 15 вагонов авиабомб и боеприпасов, пушки и минометы, а на рейде с буксиров и парохода «Потемкин» принято 1200 бойцов и командиров.
С февраля по апрель 1942 года «Потемкин» занимался доставкой грузов из портов Кавказа в Керчь.
04.05.1942 г. в порту Камыш-Бурун, точка 45,16 с.ш., 36,25 в.д. при приеме раненых с берега, пароход подвергся атаке немецких самолетов, получил повреждения от бомб, на борту возник пожар — 30 человек погибло, 25 было ранено.
Корпус парохода, севший на мель, 14 мая 1942 года при отходе с Керченского полуострова был подорван и затоплен советскими войсками. По другому источнику пароход сел на мель 04.05.1942 г. после атаки самолетов и был захвачен немцами и отведен на ремонт в Николаев.
Однако по другим источникам он был поднят немцами только в начале 1943 года и отбуксирован вначале в Николаев, затем осенью 1943 года в Турну-Северин (Румыния) (по другим данным в Галац (Румыния)) для переоборудования в прорыватель минных заграждений «SPERRBRECHER -194» (Spbr 194).
В мае 1944 года работы по переоборудованию были в целом завершены, за исключением установки вооружения.
С 1 августа 1944 года Spbr 194 был зачислен во 2-ю фл. обороны побережья Черного моря как SM241.
20 августа 1944 года он был готов к вводу в строй, но по-прежнему без вооружения.
Далее, как это традиционно принято у немцев на советско-германском фронте, когда касается вопроса немецких потерь, один из источников утверждает, что 24 августа 1944 года «SPERRBRECHER -194» самостоятельно затонул у Галаца.
Однако по другим данным 25 августа 1944 года, «SPERRBRECHER -194» был захвачен советскими войсками у Браила.
Впрочем, еще один источник утверждает, что «SPERRBRECHER -194» 25.08.1944 был потоплен советской артиллерией.
Наконец, по другой версии 25.08.1944 он был поврежден советской авиацией на 171 км реки Дунай у Систово (вблизи Брэила) 45,15 с.ш. 27,49 в.д. и брошен экипажем.
Это было пятое и последнее затопление парохода.
В сентябре 1944 года, его корпус был снят с мели и возвращен СССР (уведен на буксире в Одессу). После войны пароход, тонувший пять раз за свою биографию, больше не ремонтировался и до 1953 г. использовался в ЧГМП как несамоходное портовое средство в порту Одессы, затем был разобран на металл.
Источник http://zhurnal.lib.ru/t/tonina_o_i/ussr_navy_sp_194.shtml
Теги: 1912, кораблекрушение, пароход, флот