«Спасибо» от императора
В начале ХХ века, после окончания дноуглубительных работ в пределах Херсонского порта и реки Кошевой, а также расчистки проложенного к устью Днепра подводного канала, Херсон получил возможность принимать крупные океанские суда с глубокой осадкой. Возможно, единственным минусом этого проекта оказалась недоработка системы правил судовождения, действующих в устье реки. То есть до выхода в Днепро-Бугский лиман речные суда руководствовались речными правилами, а морские и океанские – более привычными для них морскими. На этой почве порой случались различные казусы и незначительные инциденты. Правда, до поры…
26 июня 1910 года около двух часов ночи огромный и мало приспособленный для хождения по реке океанский пароход «Вампоа», поднимаясь вверх по Днепру, на полном ходу протаранил пассажирский пароход «Ловкий», шедший из Херсона. Удар пришелся по центру судна, рядом с гребным колесом, и был настолько сильным, что «Ловкого» буквально разорвало пополам. Катастрофу усугубило разрушение магистрального паропровода, который шел от котлов к машинам. Густой пар под высоким давлением мгновенно заполнил пассажирский трюм. В кромешной темноте, под рёв вырывавшегося пара, на погибавшем судне, где находились около 300 пассажиров и членов экипажа, начался сущий ад.
Океанский гигант «Вампоа», в сущности, серьезно не пострадал. Капитан парохода Грот подал экипажу команду приступить к спасению терпевших бедствие. К этому времени 8-я рота 57-го Модлинского генерал-адъютанта Корнилова пехотного полка под командованием капитана Лебедева, следовавшая на «Вампоа» из Одессы в Херсон, была уже на палубе и совместно с членами экипажа приняла участие в спасательных работах. Всё это заняло секунды. Шлюпки были спущены на воду всего лишь через 4 минуты после столкновения с «Ловким». Нижние чины (в то время так называли рядовых солдат), занявшие места гребцов, устремились к погибавшему судну. Командовал шлюпками недавний выпускник Павловского военного училища поручик Владимир Петров. В это же время оставшиеся на «Вампоа» под руководством капитана Лебедева готовились к приему пострадавших. Разворачивали походный лазарет, устраивали на палубе и в каютах постели для раненых. Добровольцы-солдаты 4 спасательных шлюпок поручика Петрова вытаскивали из черной воды израненных и терявших силы людей. Они бесстрашно карабкались на борт медленно уходившего под воду «Ловкого».
Несмотря на чрезвычайный риск, обыскивали уже частично заполненные водой темные каюты. В одной из них был услышан доносившийся снизу стук. Так как вход в нижнее помещение уже перекрывала вода, решили спешно рубить настил. Из недр почти полностью затопленного нижнего помещения извлекли сильно обожженного паром мужчину с глубокой раной головы. Впоследствии капитан Александр Лебедев вспоминал:
«Я был в Мукденском бою, который для нашего полка продолжался десять суток, но такой потрясающей картины я не припомню. Ужас обстановки требовал большого самообладания». Кроме того, у одной из пассажирок начались роды, и солдатам вдобавок пришлось исполнять роль акушеров. Одной из последних на тонувшем судне обнаружили и спасли маленькую девочку. Во время всей той суматохи, криков ужаса и черноты ночи она лежала на палубе, не в силах пошевелиться, придавленная упавшими на нее мешками с огурцами. К рассвету спасательные работы были закончены. «Вампоа» снялся с якоря и ушел в Херсон, стремясь как можно быстрее доставить в город раненых. На месте трагедии, подле возвышавшегося над поверхностью воды носа и дымовой трубы погибшего судна, остались две шлюпки под командованием поручика Петрова.
Уже в половине пятого утра «Вампоа» пришвартовался в Херсоне. Далее – строки из приказа № 83 от 17 июля 1910 года войскам 8-го армейского корпуса, подписанного командиром корпуса генералом от инфантерии Романенко: «По прибытии парохода “Вампоа” в 4 1/2 ч. утра в г. Херсон на пристани перевозочных средств не оказалось, а потому капитан Лебедев немедленно распорядился выгрузить 5 полковых лазаретных линеек, которые приспособили для перевозки пострадавших. За недостатком носилок нижние чины 8 роты выносили раненых на простынях, укрывая их своими шинелями и одеялами, а для наблюдения за доставкой в больницу пострадавших с каждой линейкой был отправлен нижний чин роты. Капитан парохода “Вампоа”, его помощники, врач и команда парохода засвидетельствовали перед Херсонским губернатором о самоотверженном поведении всех чинов 8 роты, благодаря которым при столь тяжелой обстановке было спасено до 100 человек».
Вскоре модлинцам объявили, что на рапорте о доблестном поведении нижних чинов и офицеров во время спасения человеческих жизней при столкновении пароходов царь Николай собственноручно начертал: «Спасибо 8 роте Модлинского полка». А поручик Владимир Петров был награжден орденом Святой Анны III степени.
Теги: кораблекрушение