Геройский «испанец» доживал свой век в Херсоне
В начале 1960-х годов из Одессы в Херсон было отбуксировано списанное судно «Львов», отслужившее свой положенный срок в составе Черноморского флота. Херсонский период жизни «старичка» начался весьма интересно: первоначально пароход был плавучим рестораном, потом – гостиницей, и, наконец, его передали в распоряжение юных моряков херсонской детской флотилии. Более десятка лет они постигали морское дело на его борту. Пока корпус стоявшего на приколе судна окончательно не проржавел и компетентная комиссия признала дальнейшую его эксплуатацию в качестве учебного достаточно опасной. В начале 1980-х годов «Львов» закончил свою службу и был отбуксирован на стоянку у причала ОСВОДа, в районе Гидропарка. Несколько лет некогда белоснежный, а ныне изъеденный коррозией корпус парохода одиноко и грустно умирал под летним зноем и слякотными херсонскими зимами. Пока, придя в полную негодность, не затонул. Судно подняли, укрепили борта, заделали дыры и отбуксировали в Николаев на слом. Так бы и закончил «Львов», преданный забвению, свое существование, если бы руководители Черноморского морского пароходства совместно с ВМФ СССР не решили, что прошлое судна достойно памяти потомков. Во время работ по разделке корпуса фрагмент обшивки судна с деталями такелажа был вырезан, перевезен в Одессу и установлен во дворе Музея морского флота. Мемориальная доска, появившаяся рядом с новым экспонатом, рассказывала о героической судьбе парохода «Львов»…
В августе 1933 года в Испании на верфи «Union Naval de Levante SA» произошло торжественное событие – спуск на воду судна «Ciudad de Tarragona», построенного по заказу местной средиземноморской компании. Включившись в работу по перевозке пассажиров и грузов, пароход в течение нескольких лет осуществлял рейсы между Испанией и Канарскими островами.
А потом в стране началась гражданская война… В самый ее разгар, когда силы республиканских войск уже основательно иссякли, Советский Союз, который помогал республике боевой техникой, оружием, военными специалистами, медикаментами и продовольствием, по соглашению с правительством Народного фронта предоставил убежище и защиту испанским детям. Впрочем, юных испанцев спасал не только Советский Союз. С 1937 по 1939 год в Великобританию, Францию, Швейцарию, Голландию и даже Мексику их было вывезено более 30 тысяч.
В Советский Союз детей-беженцев везли двумя морскими маршрутами – северным и южным. Первое судно с маленькими республиканцами холодными водами Балтики прибыло в гавань Кронштадта весной 1937 года. Почти одновременно с северным путем начал действовать канал эмиграции через Черное море с конечным пунктом в Одессе. Отсюда юных испанцев развозили по детским домам, открытым специально для них. На территории Украины было 5 таких домов. Один из них располагался в Херсоне.
В июле 1938 года в Одесский порт прибыл из Картахены белоснежный испанский пароход «Ciudad de Tarragona», который привез очередную группу детей. Это был его последний международный рейс. По прибытии в советский порт пароход стал на длительный ремонт. А уже весной 1939 года, когда испанская республика потерпела поражение, «Tarragona» стала советским судном и изменила прежнее свое название на «Транспорт № 3». Первоначально планировали перевести пароход на Дальний Восток, однако в связи с обострившейся международной обстановкой рейс конфискованного судна не состоялся. Поэтому осенью 1939-го «Транспорт № 3» был переименован во «Львов» и включен в состав Черноморского морского пароходства.
В предвоенный период пароход совершал рейсы между Одессой, Крымом и Кавказом, перевозил грузы и пассажиров. Есть сведения, что появлялся он и в Херсоне. Во всяком случае в Интернете встречаются фотографии судна с подписью: «Пароход “Львов” у причала Херсонского порта. 1940 год».
Мирная служба грузопассажирского парохода прервалась с началом Великой Отечественной войны. 20 июня 1941 года «Львов» вышел из Одессы, а уже 22-го, находясь в Керченском порту, стал судном военным. И после перекраски, переоборудования и вооружения тремя орудиями и пулеметом ДШК превратился в плавбазу подводных лодок Черноморского флота. В конце октября 1941 года фашисты подошли к Севастополю. А уже в начале декабря подводные лодки Черноморского флота в спешном порядке были переведены на Кавказ. Вместе с ними ушел и «Львов», под завязку загруженный оборудованием береговой базы. Это был последний рейс парохода в качестве плавбазы подводного флота.
По прибытии на Кавказ судно передали медицинской службе Черноморского флота и переоборудовали в санитарный транспорт. На «Львове» были устроены операционная, несколько перевязочных, а все имевшиеся на нем помещения приспособили под палаты для раненых. Помимо экипажа в 100 человек, согласно штатному расписанию, санитарному транспорту был придан медперсонал, состоявший из 5 врачей, 12 медсестер и 15 санитаров. Для защиты от врага с воздуха на пароходе дополнительно установили два зенитных орудия и несколько зенитных пулеметов.
Первые свои рейсы судно совершило в последних числах декабря 1941-го в осажденный фашистами Севастополь. Под массированным вражеским огнем защитникам города были доставлены боеприпасы и продовольствие, а обратно санитарный транспорт шел загруженный ранеными бойцами и остававшимися в городе детьми.
Подобных рейсов под непрекращавшимся огнем врага в те лихие военные годы в жизни парохода оказалось немало. В августе 1942-го в Сухумском порту при погрузке боеприпасов «Львов» подвергся налету немецкой авиации. Экипаж судна, плотным огнем отражавший вражеские атаки, понес крупные потери. Две авиационные бомбы, попавшие в кормовую надстройку, вызвали на пароходе серьезный пожар. В любую минуту на пылавшем судне могли сдетонировать загруженные в трюмы боеприпасы. И всё же морякам удалось не только отогнать фашистов, но и локализовать огонь. Однако пароходу потребовался серьезный ремонт в Поти. Впрочем, уже после выхода из ремонта почти ежедневно в течение трех недель судно испытывало на себе массированные удары гитлеровской авиации, господствовавшей в небе над Черным морем.
25 сентября на траверзе селения Хоста, расположенного между Сочи и Адлером, «Львов» подвергся нападению значительной группы вражеских бомбардировщиков и штурмовиков. Вода закипала от разрывов снарядов и авиабомб. В общей сложности на пароход было сброшено более сотни бомб. Судно, получившее множество повреждений и разрушений корпуса, стало тонуть. Отбиваясь от неприятеля остатками боеприпасов, моряки сумели направить горевший «Львов» к берегу и посадить его на мель. Фашистские летчики, которые сочли советское судно уничтоженным, просчитались. Моряки погасили огонь, заделали пробоины и откачали из трюмов воду. Подоспевший поздно ночью буксир снял судно с мели и отбуксировал его в Поти на ремонт.
Следующий героический эпизод с его участием произошел в феврале 1943 года. На подходе к Геленджику «Львов» был атакован фашистскими торпедными катерами. Маневренность судна и умелые, слаженные действия команды позволили уклониться от 10 выпущенных по пароходу торпед! Вслед за тем всей мощью имевшегося на судне вооружения черноморцы обрушились на нападавшего врага. Понеся значительные потери, фашисты вынуждены были отступить.
Трудно подсчитать хотя бы приблизительно количество грузов и боеприпасов, перевезенных судном за годы войны. Как и не счесть всех спасенных и эвакуированных на пароходе раненых советских воинов. Известно лишь, что таковых были сотни тысяч человек. В мае 1944 года ратный подвиг и героизм экипажа был отмечен высокой наградой Родины. Судно удостоилось ордена Красного Знамени.
После окончания боевых действий на Черном море санитарный транспорт «Львов» был расформирован и стал использоваться в качестве грузового судна. Лишь спустя год после окончания Великой Отечественной войны он вернулся к мирной жизни. В 1946 году судно снова ввели в состав Черноморского государственного морского пароходства, поставили на длительный капитальный ремонт, и в 1947-м оно стало совершать регулярные рейсы между Одессой и Батуми.
Послевоенная биография героического парохода оказалась довольно интересной. В 1952 году «Львов» был передан в состав Азовского государственного морского пароходства и совершал пассажирские перевозки между портами Черноморско-Азовской линии.
В 1964-м было принято решение о выводе судна из эксплуатации. А последним рейсом орденоносного «Львова» стал маршрут по местам его боевой славы.
Теги: II мировая война, флот