Заключеніе
Дѣятели по народному образованію.
Въ настоящемъ бѣгломъ очеркѣ дѣятельности Херсонскаго уѣзднаго земства по народному образованію мы не могли входить въ разсмотрѣніе и оцѣнку дѣятельности отдѣльныхъ личностей. Слѣдуетъ, однако, упомянуть о тѣхъ земскихъ дѣятеляхъ, заслуги которыхъ были неоднократно признаны самимъ земствомъ. Эти дѣятели — благородный и горячій до увлеченія ревнитель народнаго образованія гласный земства Н. Д. Карповъ (членъ 1-го училищнаго совѣта съ 1865 по 1868 годъ) и талантливый организаторъ земской образцовой школы Г. Г. Герценштейнъ (членъ управы и затѣмъ училищнаго совѣта съ 1868 по 1874 годъ): оба они являются иниціаторами всѣхъ, можно сказать, главнѣйшихъ мѣропріятій земства по школьному дѣлу за время своего въ немъ участія. Ихъ преданность дѣлу и неутомимая дѣятельность выразилась въ замѣчательныхъ докладахъ собранію и обстоятельныхъ отчетахъ. Чтобы сохранить въ земствѣ память этихъ дѣятелей, собраніе 1874 года постановило учредить при педагогическихъ курсахъ Херсонской женской прогимназіи двѣ стипендіи ихъ имени (Стипендіи эти не были утверждены какъ необезпеченные особымъ фондомъ). Самымъ дѣятельнымъ и опытнымъ сотрудникомъ Герценштейна въ дѣлѣ школьной организаціи слѣдуетъ считать несомнѣнно инспектора народныхъ училищъ того времени Ф. Ф. Соловьева, который по особому порученію земства обозрѣвалъ по три раза въ годъ земскія школы, производилъ въ нихъ экзамены и представлялъ отчеты, въ своемъ родѣ образцовые. По случаю назначенія его въ 1874 году на должность директора народныхъ училищъ Херсонской губерніи, собраніе единогласно постановило принести бывшему инспектору искреннюю благодарность за споспѣшествованіе дѣлу народнаго образованія въ уѣздѣ.
Успѣшности хода школьнаго дѣла содѣйствовали еще и частныя лица своими пожертвованіями въ пользу земской школы. Такъ, землевладѣльцы: М. Ф. Агарковъ, князь П. Н. Трубецкой, Д. Р. Кудрявцевъ, Н. Н. Аркасъ, М. И. Журавскій, X. А. Бредихинъ, Л. и И. Ефрусси, Ф. Г. Чихунъ, В. К. Стрѣльченко, Г. М. Сочевановъ, сестры Крейторъ, устраиваютъ школы, жертвуютъ землю. Законоучитель Ново-Александровской школы священникъ о. Викторъ Логиновъ въ продолженіи 11-ти лѣтъ жертвуетъ на нужды Ново-Александровской и Засельской земскихъ школъ деньги, слѣдуемыя ему отъ земства за преподаваніе Закона Божія.
Нельзя не сказать еще и о трудѣ, зачастую самоотверженномъ, непосильномъ, какой приходится нести учителямъ и учительницамъ земскихъ школъ при томъ переполненіи классовъ учащимися, которое особенно стало замѣтно за послѣднее время, когда народъ созналъ уже пользу благоустроенной школы и сталъ настойчиво домогаться принятія въ нее своихъ дѣтей.
Ходъ развитія народнаго образованія.
Мы видѣли, какъ земство постепенно, по мѣрѣ пріобрѣтенной опытности и сознанія значенія своего участія въ дѣлѣ народнаго образованія, становится все болѣе дѣятельнымъ и рѣшительнымъ. Отъ системы пособій общественнымъ школамъ пореходитъ къ организаціи своей образцовой школы, къ ея распространенію въ уѣздѣ, для чего увеличиваетъ значительно свои смѣты и привлекаетъ сельскія общества къ участію въ содержаніи этой школы. Далѣе попытки удовлетворенія „насушной потребности»— введенія всеобщаго обученія — на совмѣстныя средства уѣзднаго и губернскаго земства вызываютъ весьма оживленную его дѣятельность. Согласно выработанной въ 1896 году школьной сѣти открываются новыя школы, строятся школьныя зданія и расширяются старыя, устанавливаются школьныя смѣны. Для потребностей взрослаго населенія устраиваются народныя чтенія, открываются земскіе книжные склады. На выставкахъ въ Нижнемъ-Новгородѣ (въ 1896 году) и въ Стокгольмѣ (въ 1897 году) Херсонское уѣздное земство за свою успѣшную дѣятельность по народному образованію удостаивается почетныхъ дипломовъ. Затѣмъ, не смотря на встрѣтившіяся препятствія, стремится все же улучшить школьное дѣло и для усиленія средствъ возбуждаетъ настойчиво ходатайства о пособіи отъ казны для введенія всеобщаго обученія. Наконецъ законъ 1908 года, предоставляя въ распоряженіе земства значительныя суммы, открываетъ поле для широкой его дѣятельности. Кромѣ созданія сѣти одноклассныхъ школъ, земство открываетъ свои двухклассныя и ремесленныя училища и намѣчаетъ открытіе въ уѣздѣ высшихъ начальныхъ, школъ; устраиваетъ сѣть народныхъ библіотекъ-читаленъ. Такимъ образомъ съ достиженіемъ въ 1920 году всеобщей грамотности не будетъ она глохнуть, и населеніе получитъ возможность подыматься постепенно на высшую ступень образованія, какая достигнута уже болѣе передовыми народами, вполнѣ сознавшими всю пользу и высокое значеніе просвѣщенія.