По Кривой на Болотную…
Когда-то ужасно давно, когда Херсон был еще в нашем понимании «маленькой деревней», жители его прекрасно обходились без названий улиц
Если требовалось найти место жительства какого-нибудь человека, говорили, к примеру: «в доме Пупкина» или «собственный дом», присовокупляя район проживания: «на Военном форштадте», «в Греческом предместье» и так далее. Немного позднее, с ростом города, когда это стало не совсем удобно, у некоторых улиц Херсона появились названия. И произошло это как-то само по себе, без «давления свыше». Скажем, улица Греческая (позже называвшаяся Ришельевской, а ныне Октябрьской революции) получила свое название благодаря тому, что первыми ее жителями были греки. И даже гораздо позже, в середине XIX века, у названий улиц сохранилась определенная топографическая привязка.
Скажем, очутившись на улице Богоугодной (ныне – Красного Креста), можно было с уверенностью заключить, что где-то рядом расположена больница, или, как тогда ее называли – «богоугодное заведение».
Улица Литейная (название сохранилось) могла подсказать, что здесь находилось промышленное предприятие, занимавшееся обработкой металла. В нашем случае это чугунолитейный завод предпринимателя Вадона.
Если вы прогуливаетесь по Соборной (ныне улице Ленина неофициально вернули ее историческое название), то будьте уверены, что на этой улице стоит главная православная святыня города.
С улицы Бериславской (сегодня – улица 40 лет Октября) начиналась дорога на Берислав.
Почтовая (ныне – проспект Ушакова) связывала город с трактом, шедшим на Николаев, Одессу, и указывала направление движения корреспонденции и почтовых грузов.
На улице Мясницкой (ныне – улица Белинского) находились резни и мясные ряды.
Кривая (ныне – улица Чайковского) действительно была кривой, а Болотная (сегодня – улица Краснофлотская) напоминала непроходимое болото зимой, весной, осенью и даже летом после обильных южных ливней.
А нынешняя улица Суворова первоначально звалась Эгизовской, по имени купца, державшего здесь свои склады. Однако в 30-х годах XIX века эта улица получила уже на плане города официальное наименование Богородская. И только на плане городских улиц 1855 года она названа Суворовской. Впрочем, перемены названий касались этой улицы не раз и не два. Так как в разные времена любимая всеми херсонцами до возведения здесь «монстра ТРЦ» эта улица поменяла более десятка иных названий: от улицы Парижской коммуны до Адольф Гитлерштрассе в период фашистской оккупации.
Интересно, что во время появления официальных наименований улиц в начале XIX века названия эти приживались с большим трудом. Уже на грани смены веков в 1899 году газета «Югъ» сетовала на то, что многие обыватели не знают названий улиц, на которых живут, а продолжают пользоваться издревле принятыми обозначениями «в доме такого-то», что создает огромные проблемы для прибывающих в город иногородцев. Причем, как оказалось, порой не в состоянии вспомнить названия улиц и представители власти, городовые, на чьем участке они находились!
И только лишь в начале 1903 года господин херсонский полицмейстер «на примере всех благоустроенных городов обратился к городской управе с предложением сделать распоряжение о том, чтобы на каждом углу квартала, на видном месте, было обозначено название улицы, и на каждом доме номер с наименованием владельца» – как сообщала о том газета «Югъ». Впрочем, было бы сказано! К исправлению ситуации с названиями городских улиц не приступали еще достаточно долго. Ибо в конце лета 1904 года газета «Югъ» вновь обращалась к этому вопросу: «Вопрос об упорядочении названий улиц остается открытым. Некогда все улицы имели свои имена, но большая часть за давностью растерялась, и сохранились лишь некоторые названия. Нам известен случай, когда одна семья долго не могла сообщить своего адреса, не зная названия улицы».
Наконец осенью 1904 года местные власти всё же приступили к решению этого насущного вопроса, и в прессе появилось обязательное постановление: «Таблички на дома. На каждый квартал по четыре. Стоимость каждой 60 копеек. Для этих целей Думой ассигновано 388 рублей 80 копеек. Владельцы дворовых мест должны делать таблички по установленному образцу и на свой счет».
Как бы там ни было, однако в прежние времена к названиям улиц относились гораздо серьезнее, чем при советской
и даже при нынешней власти. К примеру, из десятка улиц старого Херсона, названных фамилиями людей, 7 наименований принадлежали лицам, внесшим определенный вклад в развитие именно Херсона. Причем одна из улиц – Волохинская – была названа в честь городского главы, другая – Эрделевская – в честь гражданского губернатора Херсона. Наконец Витовская – в честь коменданта Херсонской крепо-сти. И всего лишь три городские улицы –
Ломоносовская (ныне улица Дзержин-ского), Гоголевская (сейчас улица Гоголя) и Пугачёвская – были названы именами людей, не имевших к Херсону прямого отношения. Это уж потом, в советское время, в большинстве своем названия улиц приобрели яркую политическую окраску: улица Тельмана, Розы Люксембург, Сакко и Ванцетти… Ну кто сейчас быстро, «навскидку» скажет, кем были Сакко и Ванцетти и что хорошего сделали для Херсона?
Имена тех, кто действительно заслуживал памяти потомков как небезразличный, рачительный хозяин, немало сделавший для процветания Херсона и Херсонщины, ярких исторических личностей прошлого были вычеркнуты из городской топонимики практически полностью. Появились новые герои и новые имена, которые иногда «не оправдывали доверия». И тогда на плане города появлялись другие наименования улиц. Кто сейчас знает, где в Херсоне находились улицы Андре Марти, Бухарина, Носенко, Микояна?..
Александр ЗАХАРОВ
Как херсонцы относятся к идее переименования улиц и городов, которые носят советские названия? Какие улицы в нашем областном центре им хотелось бы, чтобы переименовали в первую очередь? Как относятся к финансовой стороне этого вопроса? Об этом мы расспросили горожан
Людмила:
— Я только за! Наверное, надо начать с таких улиц, которые носят названия Октябрьская и Ленина. В общем, все советские названия надо убрать!
Марина:
— Меня вполне устраивают нынешние названия. И зачем что-то менять?
Ирина, пенсионерка:
— Положительно. Деньги на переименование улиц и городов можно заложить в госбюджет и всё продуманно сделать. При этом не должны ущемлять интересы жителей, за личные деньги люди не должны переделывать документы. Переименовывать улицы должны комплексно. Вернуть необходимо исторические названия. Ведь сегодня настолько перекрутили историю, кому как было выгодно! Поэтому идет большое разночтение. Скажем, название Цюрупинск надо поменять на Олешки – очень красивое название.
Анатолий, курьер:
— Нормально отношусь к идее переименования улиц и городов. Но если посмотреть с финансовой стороны, затратной, то я против. Лучше за эти деньги помощь солдатам в АТО оказать, больницам дать, инвалидам или направить на улучшение экономики страны. Сейчас это не своевременно. Надо бы подождать.
Антонина Ивановна, сотрудница военкомата:
— Я бы оставила всё как есть. Здесь наше детство проходило, на родных улицах. К тому же это какие-то ресурсы, затратное дело.
Руслан, моряк:
— Не нужно этого делать! Так исторически сложилось, что города назвали в честь каких-то исторических событий, людей. К чему это новшество? Зачем менять на другой лад? Я считаю, что существующие названия – история нынешнего поколения.
Теги: имя улицы