Существует ли Homo Sovieticus ?
Итак, из нашего краткого обзора видно, что успешный переход от коммунистического режима к рыночной экономике обеспечивается скорее ситуативными факторами, чем установочными. Основные препятствия не лежат в области психологии и общих установках. Различия в установках людей из разных стран сложные, довольно нелегко сделать широкие сравнения и обобщить их. Хотя в отношении установок прослеживается некоторая разница между странами, все же нет объективных предпосылок выделять население экс-коммунистических стран в отдельную категорию homo sovieticus.
Одни полагают, что в силу своей боязни перемен, люди в экс-коммунистических странах предпримут внутриполитическое давление для того, чтобы избежать приватизации, другие считают причиной нежелания перейти к более продуктивным частным производственным формам инертность, отсутствие честолюбия, но этими же факторами обеспечивается существование менее продуктивных производств в ущерб более продуктивным.
Исследователи обеспокоены тем, что непродуктивные предприятия выживут, так как люди пожелают остаться в таких предприятиях и работать за низкую плату, несмотря на имеющиеся лучшие возможности. Мы берем под сомнение такие выводы.
Политический нажим может оказывать влияние на приватизацию и некоторые люди могут быть вынуждены проявить агрессивность по отношению к своим нанимателям. Однако, наше исследование указывает на то, что ни пассивность, ни инертность, ни отсутствие честолюбия не являются первопричиной. Мы считаем, что исследование вскрыло ряд проблем экономики России и Украины, достойных внимания, и эти проблемы не имеют ничего общего с установками — они ситуативны. Люди не доверяют существующим институтам, не верят в эффективность принимаемых мер. Именно поэтому прослеживается тенденция шот-термизма в России и на Украине, что намного серьезнее того шот-термизма, который обнаруживается сегодня в ходе предвыборной кампании и в США.
Люди в России и на Украине не ждут, что правительство будет в состоянии улучшить ситуацию, наоборот, они считают, что своими действиями правительство только препятствует их попыткам улучшить собственную жизнь. Рабочие не видят пользы от своих производств. Они предпочитают сократить расходы до минимума или вообще покинуть страну. В нынешнюю экономику никто не желает делать долговременных инвестиций сил и времени, никто не стремится встретить рынок повышением своей квалификации. Люди даже не желают заводить детей.
Часть этих ситуативных проблем является так называемым “уравновешением плохих ожиданий” («bad expectations equilibrium»). Получается некий замкнутый круг: люди не желают инвестировать сложившуюся систему, так как она не приносит им пользы, и работать на нее будут только тогда, когда увидят эту самую пользу. Именно такая расстановка может привести к самым нежелательным последствиям. И тогда выхода действительно не будет.
С подобными проблемами зачастую сталкиваются сегодня и в развитых капиталистических странах. И осложняется все тем, что настроение людей не меняется мгновенно, даже в результате таких серьезных перемен, как распад СССР.
Другой ряд проблем, с которыми сталкиваются Россия и Украина — формальные законы и их регулирование. Сложное положение, отмечаемое сегодня в России и на Украине, в некоторой степени напоминает трудную ситуацию, сложившуюся в Германии сразу же после второй мировой войны, когда “полная неуверенность в правах на собственность и экономических правилах игры была весьма значительной” (Alexander, 1991 ,р. 17, цитируя впечатления наблюдателей в Германии в конце второй мировой войны, говорил: “Очевидна общая нерешительность во всем… Надо подождать, осмотреться… Почему я должен работать сегодня?”)
Каким-то образом направить ситуацию можно, лишь убедив людей в необходимости перемен. И сделать это можно через законопроекты, общие привилегии, регулирование.
В то время, как на Украине и в России названные проблемы стоят наиболее остро, ситуация в Восточной Германии, по сравнению с другими экс-коммунистическими странами, менее всего проблематична, и дело здесь не в установках, дело — в экономических условиях — именно они позволяют людям быть более оптимистичными и способствуют лонг-термизму, долговременному мышлению, вкладыванию средств в существующую сегодня систему.