Психотерапия как инструмент подтверждения функционального “Я”
Онтопсихология — это наука, направленная прежде всего на практическую деятельность. Когда психотерапевт имеет дело с пациентом, он способен увидеть и изучить его внутренний мир, ознакомиться с его устройством.
Чтобы понять суть онтопсихологии, необходимо достаточно знать о развитии психологии от Фрейда до Ролло Мея. В этой лекции я хочу поговорить о том, что такое психика, как она действует и развивается.
Что такое человек с точки зрения науки? Для медика — это физическое тело, для химика — набор определенных веществ, для юриста или судьи — Личность, обладающая правами, для экономиста — элемент рынка.
А что такое человек с точки зрения психологии?
Разумеется, я объясняю вам основы научной психологии исходя из оперативного опыта онтопсихологии, потому что она обладает уникальной возможностью хирургического вмешательства в психический мир человека и восстановления его психофизического здоровья согласно критерию, усвоенному непосредственно от самой природы.
Когда я вижу кого-либо из вас, передо мной энергетический центр, который долгие годы перемещается и формируется на этой планете. Каков же принцип его строения? При рождении человека появляется сгусток энергии, который можно представить в виде кольца, обладающего специфической формой: эта форма — Ин-се онтико (внутренняя сущность) человека. В этом ядре заложена структура, определяющая поведение всего энергетического заряда — константа Н (от латинского Homo — человек). Н — это модель, принцип, пункт, с которого начинается развитие человека.
Все живые существа обладают своей константой, которая соответствует виду организма. Например, у растений и животных свои константы, константа собаки отличается от константы дерева.
Человека можно определить так: Ин-се с константой Н.
Бытие безгранично, бытие — это все. Но именно здесь, в этом конкретном теле бытие проявляется в соответствии с определенной моделью константы Н. Это энергетическое ядро появляется на свет в условиях определенной семьи и обладает бесконечной способностью к адаптации, то есть может овладеть многочисленными навыками поведения, в то же время сохраняя константу, определяющую его как человека. Человек в момент рождения уже обладает разумом, регулирующим деятельность его тела и биологическими функциями отдельных органов: головы, глаз, ушей, ног, рук и т. д.
На рисунке пространство 1 — это интеллект соматической структуры; пространство 2 — это структура жизнедеятельности каждого отдельного органа: это органический уровень, эмоциональное поле, результат сознательного восприятия.
Будучи чистой энергией, интеллект Ин-се неразделим. Он проявляется в результате своей деятельности: мы сами являемся следствием этой разумной причинно-следственной связи.
Например, когда я думаю, формулирую мысль, например: “Сегодня вечером я пойду в театр”, или вспоминая теорию Павлова, я представляю себя как разумное существо. Мысль — это результат заложенного во мне разума. Если я не мыслю, значит, я не способен быть разумным; это относится к человеку любого возраста, будь ему один месяц от роду или сто лет.
Пространство 3 содержит в себе ту часть нашего сознания, развитие которой жизнь оставляет на наш выбор, на наше усмотрение. Это область энергетических импульсов — то, что я называю “гуманистическим потенциалом” (энергия “Я”, комплексы, стереотипы, творческие побуждения и т. п.) Под “гуманистическим потенциалом” следует понимать всевозможные модели культуры, любви, сексуальной жизни, творчества, а также предрасположенности к болезням, то есть бесконечные формы развития человека, положительные и отрицательные: положительные развивают ядро личности, отрицательные закрывают, блокируют это развитие. И это единственный критерий морали в психологии.
Например, как узнать, что такое добро и что такое зло в жизни растения? Если вы поливаете его водой и оно растет, значит, вы делаете ему добро. Если же растение засыхает, значит, вы причиняете ему зло.
Приведу другой пример: если секс улучшает состояние человека, развивает его творческие возможности: значит, он играет положительную роль; если же человек, например, всегда послушно выполняет волю своей матери, а затем чувствует себя подавленным, значит, его поведение имеет негативный характер. Наука нейтральна, поэтому мы должны руководствоваться прагматическим принципом: влияние другого человека, будь то мать или любовник, на вашу личность можете оценить не вы сами, а ваше внутреннее “Я” — Ин-се.
Вернемся к ядру человеческой личности. Мы находимся в сфере Ин-се, в начальный бессознательный момент жизни. Что такое бессознательное? Это то, что мы не знаем о себе. Но даже бессознательное является разумным и обладает еще большей силой, чем сознательный уровень.
Чтобы понять бессознательное, представьте себе большой дом, хозяин которого -“Я”, сознательная часть Ин-се. В принципе “Я” занимает лишь небольшую часть этого большого дома, в других помещениях царит хаос, так как каждый инстинкт все делает по-своему, а “Я” даже не знает, что там происходит. Часто человек знает о себе лишь немногое, а остальное остается скрытым, неопознанным.
В сфере “гуманистического потенциала” рождается психическая структура комплексов. Комплекс формируется в течение первых лет жизни, в детстве, и не столько из-за определенного воспитания, сколько из-за характера любви, которую получает ребенок. Эта психическая структура остается с человеком на всю жизнь, она не развивается. Очень часто ее путают с характером или темпераментом человека. На самом деле комплексы — это скрытые структуры, которые определяют все сознательное поведение и о которых человек ничего не знает. Их можно определить как несколько личностей, живущих в одном индивидууме. Эти структуры действуют наравне с другими элементами энергетического ядра.
Во время этой фазы зарождается структура “Я”. (Под структурой я подразумеваю упорядоченную направленность к определенной цели). Например, пианист, овладевший искусством игры на фортепиано, имея те же руки и голову, что и другие люди, создает из них дополнительную структуру с особой целью.
Энергия структуры “Я” и структуры комплексов равны. Единственная разница между ними в том, что “Я” способно видеть, понимать и контролировать все, кроме комплексов, которые не видны и не контролируемы. К сожалению, любой комплекс в состоянии предвидеть и контролировать действия “Я”.
Задача психологии — достичь целостности “Я”, исчерпать бессознательное в личности и позволить ей осознать все составляющие ее элементы. По мере своего роста и расширения “Я” отнимает у комплексов энергию. Распыленная психическая энергия приобретает форму на благо личности.
На метафизическом уровне “Я” — это средство проявления Бога в Ин-се.
Ин-се принадлежит вечному Бытию. Существование “Я” конечно. Если мы добьемся проявления Ин-се в нашей жизни, это будет для нас величайшим откровением на экзистенциальном уровне.
Высочайшая цель каждого человека — стремиться к достижению целостности своего “Я”.
С рождением “Я” мы входим в сферу сознательного, поднимаемся на уровень познания и начинаем осознавать свое существование. “Я” — это инструмент души для связи внутренней и внешней реальности.
ВОПРОСЫ: Как бороться с комплексами?
Профессор МЕНЕГЕТТИ: С комплексами не надо бороться, потому что они всегда представляют из себя формы жизни. Мы должны понять и подчинить их развитию личности. Комплекс всегда порождается неправильным формированием личности внешней средой, потому что изначально по своей природе человек здоров. Комплекс свидетельствует о том, что жизнь отталкивает постороннее воздействие и поэтому остается выведенной из равновесия.
То же самое происходит с коротким замыканием в электрическом проводе: сама по себе энергия конструктивна, но провод испорчен. Достаточно исправить его, и все вернется на свои места, природа возьмет свое.