Структура религии
А.П.Гоменюк, кандидат философских наук,
доцент Херсонского педагогического института.
Изучение структуры любого объекта является одной из важных задач любой науки. Структурный подход, который первоначально использовался преимущественно в естествознании (в химии, физике, биологии и т. п.), позднее начинает активно применяться в лингвистике, психологии, антропологии, социологии и других науках о человеке и обществе. За последние годы появился ряд ценных исследований по структуре науки, морали, искусства и иных форм духовной деятельности. Вопрос о структуре религии также рассматривался в работах ряда известных специалистов в области религиоведения — Ю. А. Левады, Д.М.Угриновича, В.К.Танчера, И.Н.Яблокова и др. Раскрывая те или иные теоретические проблемы, они не могли не коснуться и данного вопроса. Однако до сих пор не было такой работы, которая специально была посвящена именно всестороннему освещению целого комплекса проблем структуры религии. Такая попытка и предпринята в книге В.С.Кулика. Следует сразу же подчеркнуть, что автор не просто анализирует структуру религии, а рассматривает её в динамике, в процессе исторического развития, что, на наш взгляд, вообще предпринимается впервые в известной нам литературе по религиоведению.
Работа состоит из предисловия, четырёх глав и заключения. В предисловии автор сообщает о том, что основу книги составил курс лекций по истории религии, которые он на протяжении многих лет читает в Херсонском педагогическом институте. Первая глава — “Религия как форма духовно — практической деятельности” — посвящена теоретическому анализу проблем определения и структуры религии. Даётся типология различных определений религии — психологических (Ф.Д.Шлейермахер Р.Отто, М.Элиаде, Г.Зиммель, З.Фрейд, К.Г.Юнг и др.), функциональных (Э.Дюркгейм, Б.Малиновский), социологических (М.Гюйо) и некоторых других, распространённых в религиоведении (известно, что таких определений более 150). Говоря о структуре религии, автор выделяет в ней два главных элемента — духовный (религиозное сознание) и практический (культовая деятельность — религиозные организации — религиозные отношения).
Необходимо сказать, что в научной литературе до сих пор в центре внимания исследователей находилось религиозное сознание, а практической стороне религиозной структуры почему-то не уделялось должного внимания. Поэтому анализ структуры религии носил односторонний характер. В данной книге предпринимается попытка избежать такой односторонности, выделяя не только духовный, но и практический компоненты.
Религиозное сознание автор рассматривает в определённой логической последовательности: специфика религиозного сознания, его главные признаки (сверхъестественное, священное, святое), исторические типы (мифологический и доктринальный), структура (обыденное и идеологическое), а также основные его функции. При этом высказывается немало новых положений о религиозной мифологии и её отличии от нерелигиозной, об исторических этапах развития доктринального сознания (жреческая мифология, институциональная догматика, теологический идеализм), об особенностях массового, обыденного религиозного сознания, о религиозной идеологии, об их структуре (концептуальный, нормативный и эмоциональный компоненты), о функциях религиозного сознания (компенсационная, нормативная и мировозренческая). Другим элементом религиозной структуры является практический, который охватывает культовую деятельность, религиозные организации и религиозные отношения. Рассматривая культовую деятельность, автор подчёркивает её символический характер, её зависимость от соответствующей интерпретации, от включенности в определённую религиозную систему, когда религиозные символы наполняются соответствующим содержанием и выполняют определенные функции. В процессе исторического развития культовой деятельности выделяются два основных типа — ритуал и богослужение. Первый связан с дополитеистическими представлениями (фетишизм, магия, тотемизм, анимизм), второй отражает этап поли- и монотеизма. В структуре культовой деятельности автор выделяет субъектов деятельности, культовые действия (вербальные, визуальные, жертвоприношения и т.п.), предметы и средства культа. Особое внимание уделяется при этом анализу жертвоприношений и молитвы как важнейших форм культовых действий. Заслуживает внимания осуществлённый, на наш взгляд, впервые контент-анализ православных и иудейских молитвословов для выявления их основных тенденций. Культовая деятельность представляет собой явление полифункциональное, она выполняет ряд важных функций — практически — регулятивную, коммуникативную, интеграции и дезинтеграции и др. наряду с культовой деятельностью в практический элемент структуры религии входят также религиозные организации и религиозные отношения. Автор рассматривает проблему типологии религиозных организаций, уделяя главное внимание анализу церкви и секты как наиболее важных религиозных институтов. В структуре церкви, например, выделяются: субъекты, функционеры, базисный элемент, нормативный, доктринальный (концепции “оправдания”), а среди функций — организационно-управленческая, авторитарная, миссионерская, функция “представительства” и иные. Высказывается мысль о том, что церковь по своей структуре и функциям является своеобразным слепком, моделью государства, анализируются основные варианты взаимоотношений церкви и государства. Затем автор рассматривает проблему религиозных связей и отношений. Он полагает, что, в отличие от религиозных связей, религиозные отношения есть только отношения между субъектами, людьми. Религиозные отношения представляют собой один из видов общественных отношений и включены в их систему — наряду с экономическими, политическими, правовыми, нравственными и другими. Выделяются два вида религиозных отношений -внутренние (в рамках данной конфессии) и внешние (между верующими разных, конфессий). В заключении данной главы рассматривается проблема исторического развития религии. Даётся анализ основных интерпретаций истории религии: компаративизм (М.Мюллер, К.Тиле, Т.Ахелис), эволюционизм (Э.Тейлор, Дж.Леббок, Дж.Фрезер), культурно-историческая школа (диффузионизм -Ф.Боас,Ф.Гребнер,Л.Фробениус и прамонотеизм — В.Шмидт, В.Копперс, П.Шебеста), феномено-логизм (Г.Ван дер Лееув, М.Элиаде, Фр.Хейлср), универсализм (С.Радхакришнан, Х.фон Гласе-напп, В.Кремер),структурализм (К.Леви-Строс). По мнению автора, в истории религии можно выделить три основных типа религии — родо-племенные, национально — государственные и мировые, каждому из которых соответствуют определённые формы религии. Анализу этих трёх типов религии и посвящены последующие главы книги.
Глава вторая носит название: “Родо-племенные религии: бинарная структура». В ней рассматриваются религии первобытного общества. В истории первобытной формации выделяется три основных этапа: раннее родовое общество (охотники, собиратели, рыболовы), расцвет родового общества (земледельцы, скотоводы, высшие охотники и рыболовы), разложение родового общества и формирование раннеклассовых отношений. В соответствии с этим говорится о трёх основных стадиях развития религии: до-аннмистическая стадия, стадия анимизма, стадия раннего политеизма. Исследование структуры религии первобытного общества осуществляется на базе этнографических материалов, которые широко используются автором. В условиях раннего родового общества находились народы: кубу, семаги, огнеземельцы, тасманийцы, бушмены, пигмеи, австралийцы. На стадии развитого родового общества — папуасы, меланезийцы, гиляки (нивхи), эскимосы, ирокезы. На этапе разложения родового общества и формирования раннеклассовых отношений — чукчи, зулусы, полинезийцы, древние славяне, древние германцы, майя. В книге даётся анализ религиозных воззрений и культа этих народов, раскрываются их структурные особенности.
В третьей главе — “Национально — государственные религии: целостная структура” — рассматривается структура ряда религий — древнешумерская, древневавилонская, древнеегипетская, индийские национальные религии, китайские национальные религии, древнеиранская (маздаизм), иудаизм, древнегреческая и древнеримская. Делаются выводы о специфике структурных характеристик национально- государственных религий.
Четвёртая глава — “Мировые религии: универсальная структура” — посвящена изучению структуры мировых религий — буддизма, христианства и ислама. Следует отметить, что каждая из форм религии рассматривается одновременно в историческом плане (выделение основных этапов её развития) и в структурном (изменения каждого из элементов религиозной структуры — духовного и практического). Такой подход в изучении структуры религии осуществляется вообще впервые в научной литературе в области религиоведения. В заключении подведены итоги анализа: история религии представляет собой диалектический процесс, развитие религии совершается по определённым законам диалектики. Автор даст общую характеристику трёх основных типов структуры религии — бинарная структура родо -племенных религий, целостная структура национально -государственных религий, универсальная структура мировых религий. Хотелось бы отметить и обширную библиографию, приложенную в конце книги (она насчитывает 332 наименования книг по проблемам теории и іч тории религии). Вместе с тем следует указать на то, что в данной работе, на наш взгляд, мало внимания уделяется вопросам современного состояния религии. Явно недостает ещё пятой главы — о структурных процессах, протекающих в религии сегодня, в настоящее время, в том числе и на Украине. Тем более что эти процессы являются очень важными и окажут глубокое влияние на религиозную ситуацию в будущем (например, раскол в современном православии, бурный рост религиозных общин, экуменические тенденции и другие). Имеются в книге к сожалению, и технические недостатки, в частности, встречается ряд опечаток. Было бы целесообразно подготовить второе издание книги, дополнив его новой главой, и издав более широким тиражом (тираж всего 200 экземпляров явно недостаточен).
В целом же настоящая работа представляет собой ценное, глубокое научное исследование, которое вносит определенный вклад в изучение такого сложного общественного явления, как религия. Книга может использоваться как пособие студентами по курсу истории религии, специалистами в области религиоведения, истории, этнографии, а также с интересом будет прочитана массовым