За Цюрупинск!
К. Я. ТЫМЧИК, генерал-майор в отставке,
бывший командир 87-й гвардейской Перекопской
стрелковой дивизии 4-го Украинского фронта
Всю ночь с 3 на 4 ноября шли бои за Цюрупинск. Гитлеровцы упорно сопротивлялись. Нашим воинам приходилось, действуя штыком и гранатой,- выбивать их буквально из каждого дома, из каждого подвала.
Лишь, к обеду были подавлены все очаги вражеского сопротивления, и наши войска полностью овладели городом. Мы захватили богатые трофеи — 5 складов с продовольствием и боеприпасами, 18 орудий, два шестиствольных миномета, много пулеметов, автоматов и винтовок, 153 лошади, 94 повозки, 180 голов скота, тысячи тонн украинской пшеницы. Огромные запасы зерна по распоряжению командования 2-й гвардейской армии были переданы местным органам власти для оказания помощи голодающему населению и возрождения коллективных хозяйств.
В боях за Цюрупинск отличились многие воины в том числе и нашей дивизии. Среди них — гвардии рядовой Н. Н. Есипов. Он один на хуторе Саги, юго-восточнее Цюрупинска, самоотверженно отбивал атаки вражеской группы солдат, поддерживаемой двумя танками. Когда гитлеровцы проникли на окраину населенного пункта, Есипов пробрался в крайний дом и открыл огонь из автомата. Фашисты стали окружать дом, считая, что в нем засело несколько наших бойцов, и, видимо, намеревались взять их живыми. Но Есипов, меняя места обороны, не давал им приблизиться, встречая их автоматным огнем и гранатами. Падали убитые и раненые. Враг потерял терпение. Тогда немецкий танк дважды выстрелил по дому и поджег его. К Есипову в это время подошло подкрепление, и враг отступил. Когда наши бойцы подбежали к догоревшему дому, возле него лежало 8 трупов солдат противника. Стали искать тело своего товарища. Вдруг открылась заслонка уцелевшей от огня большой русской печи и из нее с автоматом в руках вылез невредимый гвардеец…
Подвиг Николая Николаевича Есипова стал известен бойцам и командирам всего 4-го Украинского фронта — о нем рассказывали газеты. За мужество и отвагу красноармеец Н. Н. Есипов был награжден орденом Славы III степени.
Отличились и артиллеристы полковой батареи 76-миллиметровых пушек, которой командовал гвардии старший лейтенант Л. Н. Винокуров. При помощи местных жителей они перетащили пушки в дельту реки Конки, откуда представлялись широкие возможности для обстрела вражеских объектов в лежащем напротив Херсоне.
Внимание артиллеристов привлек находившийся на правом берегу Днепра элеватор. Фашисты подавали на его территорию вагоны, загружали пшеницей и отправляли в Германию. Артиллеристы быстро сделали необходимые расчеты, командир батареи отдал приказ об открытии огня. Первым же выстрелом орудия старшего сержанта В. А. Пантелеева был поврежден маневровый паровоз. Среди гитлеровцев поднялась паника. Несколько залпов завершили разгром поданных под погрузку вагонов.
Несколько дней в районе элеватора стояла тишина: фашисты стали грузить хлеб только ночью. Узнав об этом, артиллеристы разгромили все подъездные пути, уничтожили весь подвижной состав, находившийся у элеватора.
Самоотверженно выполняли свои боевые задачи саперы дивизии. Ночью во время дождя одна из групп под командованием гвардии лейтенанта П. Николенко на лодке незаметно и бесшумно подошла к железнодорожному мосту, по которому гитлеровцы доставляли подкрепление на свой левобережный плацдарм. Гвардии рядовые Г. Позадзе и П. Ананьев пробрались под пролет и укрепили заряды тола. Дело было осенью. Охрана не предполагала, что в такое ненастье кто-то может подобраться к мосту, и укрылась от непогоды в блиндажах. Часовые, стоявшие на мосту, тоже ничего не слышали. В дожде и тумане периодически вспыхивали ракеты, но свет их был очень слаб.
Позадзе и Ананьев подожгли зажигалкой короткий бикфордов шнур. Необходимо было срочно отходить. В это время гитлеровцы заметили смельчаков, открыли по ним огонь. Рядовой Позадзе был смертельно ранен. Товарищи с трудом втащили его в лодку и налегли на весла. В это время прогремел взрыв. Пролет рухнул в воду, связь фашистов со своим предмостным укреплением была прервана.
Гвардейцы похоронили Г. Позадзе в братской могиле в г. Цюрупинске.