Глава VII. Достижения коллектива накануне юбилея
Идя навстречу юбилею своего предприятия, коминтерновцы ударно поработали в предпраздничном июле. И хотя не было выполнено месячное плановое задание по выпуску валовой продукции из-за очень низкого показателя цеха судоремонта и машиностроения, однако сдвиги к лучшему явно намечались: с заводских причалов, со слипа и с дока все чаще стали отправляться теплоходы после завершения на них ремонтных работ. Так, за чрезвычайно короткий срок был осуществлен аварийный ремонт на теплоходе «Одиннадцатая пятилетка», сданы в эксплуатацию суда «Славутич-16», «Ингул», «Виталий Примаков», «Семен Руднев», «Делита». Немалый объем работ пришлось выполнить на «Славутиче-16», пришедшем на текущий ремонт с модернизацией, имея трещины во внешней обшивке и наборе, которых при дефектации насчитали более 350. Основная нагрузка по их устранению легла на бригады судосборщиков корпусосварочного цеха Александра Сковородько и электросварщиков Валерия Лукьянова, которым даже помогали специалисты малого предприятия, расположенного на территории завода.
Позднее срочный ремонт проводился коминтерновцами на теплоходах «Иван Сергиенко» и «Иван Кудря», которые пришли с водотечностью второго дна. Здесь необходимо было поставить дублеры, обеспечив тем самым водонепроницаемость трюмов перед их загрузкой зерновыми культурами. На первом из них потребовалось установить 36,8 квадратных метра дублеров, а на втором — 126,8 квадратных метра, также проведя и испытание балластных отсеков.
Большой объем работ в сжатые сроки выполнили несколько бригад на теплоходе «Невский-1», где — впервые на заводе — были заменены дейдвудные трубы. Организовав свой труд даже в неурочное время — почти круглосуточно, оставаясь на заводе ночевать — токари С.В.Чернуха и В.Н.Золотаревский из поковок изготовили гребные валы и дейдвудные трубы. В то же время М.А.Левченко выточил ступицы кронштейнов дейдвудных подшипников, а И.3.Синько — втулки Гудрича и стаканы к ним. Здесь требовалась максимальная точность выполнения работ, и токари справились со своими заданиями с высоким качеством.
Немало пришлось потрудиться судосборщикам и сварщикам, которые устанавливали на судне кронштейны, бракеты под дейдвудные трубы, кожухи. На левом борту работали судосборщики под руководством Б.В.Гаврилова, а на правом — бригада А.В.Сковородько. Сварку на судне вели В.Ф.Лукьянов и В.А.Солнушко. Установка кронштейнов предусматривала строжайшее соблюдение технологии, потому судосборщики и сварщики трудились под наблюдением ОТК. А центровку валовых линий и главных двигателей с высочайшим качеством выполнил мастер своего дела слесарь А.Я.Оноприенко. Он работал на судне с сыном Сергеем, который проходил у отца курс обучения слесарному делу. Хотя на центровку разработана отдельная технология, Анатолий Яковлевич, опираясь на собственные знания и опыт, вносил в нее по ходу дела свои коррективы, что значительно ускорило завершение работ.
В конце августа 1997 года Вилковская ремонтно-эксплуатационная база флота, что в Одесской области, приобрела у завода построенный еще три года назад буксир-толкач проекта Р-47, который с тех пор так и стоял у достроечного причала. Теплоход назвали незатейливо-«Портовик-9». Он осуществлял проводки в основном принадлежавших АСК «Укррічфлот» барж-площадок с грузами с Черного моря в Дунай по маршруту Жебрияновская бухта — рейд порта Вилково, являющемся одним из самых трудных участков в дельте этой реки. По своим техническим параметрам и назначению «Портовик-9» — рейдовый буксир-ледокол, служащий для проводки караванов барж или отдельных несамоходных судов методом толкания или на буксире на небольшие расстояния. Он не предназначен для длительных рейсов, поскольку не располагает надлежащими жилищными и санитарными условиями для команды. Однако буксир подходил для работы в устье Дуная, поскольку плечо там имелось короткое — около 15 километров, а мощности его главных двигателей было вполне достаточно для преодоления дунайского течения с буксируемыми судами. Поскольку метод толкания удобен и особенно эффективен при движении против течения, в том числе и очень сильного, — в это время улучшается маневренность каравана — вилковцы и сочли необходимым приобрести давно готовый к реализации коминтерновский теплоход проекта Р-47.
Подводя итоги года на конференции трудового коллектива, В.А.Бондарь заверил работников, что у предприятия на тот момент имелась балансовая прибыль, а дебиторская задолженность равнялась кредиторской. В то время основными и реальными заказчиками завода являлись АСК «Укррічфлот», ВМС Украины и несколько фирм-судовладельцев, однако первые два не давали гарантий оплаты судоремонтных работ и стали его главными должниками. Предприятие надеялось существенно поправить свое положение за счет ремонта кораблей Российского Черноморского флота, однако правительство Украины отказало в этой просьбе командованию ВМФ РФ.
В связи с отсутствием средств у АСК «Укррічфлот» для рассчетов за ремонт ее судов она предложила возвращать свой значительный долг методом тайм-чартера: отремонтированные теплоходы какое-то время поработают на перевозке грузов, а прибыль от этой их эксплуатации будет поступать на счет завода. В.А.Бондарь поддержал такое предложение, поскольку оно являлось одним из реальных способов расчёта компании с коминтерновцами, ведь погашать долг за уже отремонтированные суда она могла начать не ранее второй половины 1998 года. Первым судном, которое стало работать по методу тайм-чартера, был отремонтированный сухогруз «Семен Руднев».
Впрочем, предприятие жило не только выполнением планов, сведением баланса доходов и расходов, решением постоянно возникавших проблем. Так, в конце 1996 года ему была присуждена Международная Золотая Звезда Качества. Этой награды оно удостоилось по решению Международного Клуба Деловой Инициативы, генеральное представительство которого находилось в Мадриде. Завод имени Коминтерна к ней представили три независимых эксперта: фирма «Веритас», а также греческий и турецкий Ллойды. Церемония вручения Золотой Звезды всем номинантам состоялась 18 ноября 1996 года в столице Испании, но представитель от предприятия на ней не присутствовал. Через два месяца почта доставила в заводоуправление письмо, в котором говорилось:
«В связи с присуждением вашему предприятию Международной Золотой Звезды Качества, 14 декабря 1996 года вам было направлено письмо о проведении XXII церемонии вручения Международной Золотой Звезды Качества, состоявшейся 18 ноября прошедшего года, в которой ваше предприятие, к сожалению, не приняло участия. Вместе с письмом вам был направлен специальный проспект о проведении этой церемонии. Из него вы можете узнать, что на церемонии присутствовали представители предпринимательских кругов из 45 стран мира, которым была присуждена Золотая Звезда за выдающиеся достижения их предприятий. В связи с вашим отсутствием мы хотим сообщить, что ваша кандидатура на получение Международной Золотой Звезды Качества остается в силе и вы имеете возможность получить этот приз. Руководство по нему и другие соответствующие материалы вы получите через курьерскую службу. Мы надеемся, что обязательства вашего предприятия на 1997 год дадут возможность и время оценить значимость и важность этого приза для судостроительно-судоремонтного завода имени Коминтерна».