Экслибрис. Популярный очерк
Экслибрис (ex-libris) — слово латинское, в переводе на русский язык означает «из книг». Так, с прибавлением имени и фамилии или названия библиотеки, писали и пишут на книгах, желая отметить принадлежность книги определенному лицу или библиотеке.
Для большинства книжных собраний часто заказывают штамп — штемпель с подобной надписью и такой печаткой отмечают все книги данного собрания.
Обычно такие печатки применяются библиотеками общественного пользования, хотя часто встречаются они и у отдельных собирателей книг.
Однако пропечатывание книг штемпельной краской или надписывание чернилами портит внешний вид книги, нарушает гармонию конструктивно законченного титульного (заглавного) листа.
Краска и чернила часто проходят насквозь, оставляя следы и на следующих за титулом страницах.
Кроме того, при переходе книги от одного обладателя к другому (а книги часто меняют своих владельцев) такие надписи приходится или вытравливать, или же стирать резинкой, а это оставляет «неизлечимые раны» на титульных листах, нарушает опрятность книг и вместе с этим книга утрачивает свою ценность.
Поэтому уже издавна люди, любящие книгу и бережно обращающиеся с ней, отказались от употребления штемпелей и надписей на своих книгах, а отметки о принадлежности книги делают путем наклейки на оборотную сторону переплета ярлычка с надписью, что эта книга принадлежит такому-то лицу или такой-то библиотеке.
Бережное обращение с книгами пропагандируется всеми библиотеками.
Первым этапом этого бережного отношения является переплетение книг. Отдельные обладатели книг часто заказывают очень красивые переплеты из кожи, парчи, шелка, бархата и прочих материалов, чем выражают свою любовь к книге и ее внешности и заботы о ее сохранности. Второй этап книжной бережливости и уважения к книге -это употребление вместо пачкающего штемпеля или надписи ярлычка с фамилией владельца или названием библиотеки.
Поскольку первопечатные книги были на латинском языке, постольку и на ярлычках было принято надписи делать на этом же языке. Писали: «ex-libris» (из книг), «ex-bibliotheca» (из библиотеки) и так далее.
Такие надписи употребляются в большинстве и теперь, хотя все чаще и чаще встречаются уже надписи на языках тех народов, представителям которых принадлежат современные экслибрисы.
От выражения «ex-libris» для обозначения самого ярлычка образовано существительное — экслибрис, причем это слово приобрело интернациональный характер и употребляется в литературе любой страны.
Экслибрисы существуют почти с тех пор, как было изобретено книгопечатание и появились многотиражные книги.
Так, в Германии — центре книгопечатания и науки — он появился в 1480 году (экслибрис Гильдебранта Бранденбурга фон Бибераха), но особенное распространение экслибрис получил в XVI столетии, когда ему уделяли внимание такие мировые мастера, как Альбрехт Дюрер, Лука Кранах, Ганс Гольбейн и другие.
Во Франции и Англии экслибрис появляется одновременно — в 1574 году; это экслибрисы епископа К.Альбуаза (Франция) и канцлера королевы Елисаветы Н.Бэкона (Англия).
Несколько ранее, а именно в 1555 году, появляется он в Италии (экслибрис юриста Николо Пилли), в 1595 году — в Швеции (экслибрис известного политика Туре Бильке) и так далее.
В России экслибрис появился значительно позже, только при Петре Великом, будучи со всеми новшествами преобразователя завезен к нам из Европы одним из просвещеннейших его сподвижников князем Д.М.Голицыным, который обладал огромнейшей по тому времени библиотекой.
Появление этого экслибриса относится к 1702 году. Представлял он собою простой типографский ярлычок с надписью «Ex-bibliotheca Arcangelina».
Однако, вслед за стремлением сохранить опрятность книги, появляется желание наряду с красивым художественным переплетом украсить ее и красивым художественным экслибрисом.
На Западе экслибрис быстро воспринял художественные формы, исполнением экслибрисов занимались там многие выдающиеся и известные мастера. Кроме упомянутых выше немецких художников, укажем на французов Буше, Шоффара, Кешена, Гровело, англичанина Гогарта, поляка Ходовецкого и так далее.
В России художественные формы экслибрис приобретает вскоре после своего появления, причем эти формы видоизменяются в зависимости от социальных условий эпохи.
В период дворянско-помещичьего господства появлялись преимущественно геральдические (гербовые) экслибрисы. Герб как знак рода помещался везде — на каретах, посуде, одежде слуг и так далее.
В период буржуазного господства тематика экслибрисов целиком соответствует своему времени, выражая идеологию господствовавшего класса. Тематика экслибрисов этого периода или ретроспективна и модернистична, или же насыщена мистикой и прочим и таким образом впитала в себя все то, чем жило и питалось русское искусство эпохи промышленного капитализма. Наша эпоха вызвала к жизни революционный экслибрис. Образцы этих экслибрисов и представлены нами на выставке, причем материал подобран тематически:
1 тема — «Ленин в экслибрисе».
2 тема — «Религиозные экслибрисы России и антирелигиозные экслибрисы СССР».
3 тема — «Труд и его эмблемы» (сюда также включены некоторые дореволюционные экслибрисы).
4 тема — «Филателия в экслибрисе».
Первая тема пояснений не требует. Что же касается второй, то здесь нами представлены наиболее характерные для эпохи русского царизма религиозные мотивы, из которых ярче других — экслибрис бывшего наследника; в нем получила свое отражение религиозная мистика Романовых периода распутинского влияния. Не менее характерен для эпохи и экслибрис центра русской буржуазной науки — Московского университета.
Религиозным мотивам старого времени противопоставлены антирелигиозные экслибрисы наших дней.
Третья тема — сборная, здесь собраны экслибрисы старые и появившиеся после революции. Но внимательно рассматривающий их легко отличит, что появилось в период буржуазного господства, а что теперь. Как на пример буржуазного извращения изображений труда укажем на экслибрис M.Zoller; так грациозно, вероятно, никогда и нигде не работал молотобоец.
Наконец, в четвертой теме показано, как отражается филателия в экслибрисе. Причем параллельно с демонстрацией немногочисленных экслибрисов этого вида даны и оригиналы почтовых марок, включенных в композиции этих экслибрисов.
Надо сказать, что хотя экслибрис в СССР и получил широкое распространение и применение, но в среду пролетариата он почти не проник, все еще оставаясь в среде библиофильствующих интеллигентов. Поэтому его тематика далеко недостаточно отражает нашу великую эпоху.
В брошюре «Проблема советского экслибриса» (печатается) мы намечаем новые пути для советского экслибриса, пойдя по которым, он сможет отразить в себе всю многогранность нашего времени, этапы социалистического строительства, культурный рост пролетариата и так далее, и таким образом приобретет актуальность, а вместе с этим пробьет себе дорогу и в библиотеки отдельных представителей пролетариата, у которых за годы революции начали накапливаться солидные книжные собрания.