Главный труд
На мой взгляд, наиболее интересный труд С.А.Сильванского — небольшая книга «Старый Херсон. [Выпуск] I. Греческое предместье». Ее тираж был отпечатан в 1928 году в херсонской типографии Кооперативной артели «Друкар» в количестве 300 нумерованных экземпляров. Написать и издать этот труд Сильванский решил в связи с исполнявшимся в том году 150-летием Херсона. Он считал, что эта «дата достаточно солидная, чтобы бросить взгляд в прошлое и, по возможности, воскресить прежний вид города».
Читая «Старый Херсон», невольно начинаешь думать, что этой книгой Сильванский как бы прощался со своей малой родиной. Во всяком случае, в ней много не только фактов и размышлений, но и грусти по ушедшему времени, когда было создано — пусть и провинциальное — великолепие Херсона. К 1928 году из всего этого «многое исчезло естественным путем, многое [было] уничтожено вандализмом». Сильванский нигде в тексте не высказал своего негативного отношения к советской власти и ее порядкам — тем главным факторам, которые всего за несколько лет сильно изменили в худшую сторону облик Старого Херсона. Автору книги нельзя было ввязываться в открытую полемику с властью, поскольку это было далеко не безопасно. И он поступил единственно верно: прошелся по улицам, переулкам, площадям, скверам, паркам Старого Херсона и рассказал об их состоянии на период 10-летия советской власти.
Наверно, на момент написания книги Сильванский еще верил в то, что ничего плохого в будущем не произойдет. А потому планировал опубликовать в 1928-29 гг. ряд очерков об истории Херсона, тем самым создав наиболее полную биографию города от времени его основания: «Следующие очерки будут посвящены описанию Крепости, людям, связавшим свою судьбу с городом, революционерам Старого Херсона, Херсонскому Некрополю и т.д.». Однако свет увидела только книга о Греческом предместье, которую Сильванскому, по его признанию, писать было нелегко, поскольку «исторический материал о провинции трудно добыть, особенно теперь, когда изничтожены старые архивы…». Вот эта фраза об «изничтоженных старых архивах» — один из немногих укоров, которые осторожный и благоразумный автор позволил себе бросить в сторону новой власти.
Также в книге «Старый Херсон» Сильванский дает характеристики некоторым несохранившимся старинным зданиям, о которых уже несколько поколений херсонцев имеют искаженное, неправильное представление. В частности, это касается помещения театра, в середине марта 1944 года взорванного отступавшими немецкими войсками и не восстановленного впоследствии. Даже некоторые работники Херсонского музыкально-драматического театра имени Миколы Кулиша убеждены, что прежнее здание представляло собой уменьшенную копию знаменитого Одесского театра оперы и балета. Но вот прекрасно разбиравшийся в архитектуре Сильванский вполне определенно характеризует это строение, которое наблюдал в течение десятилетий: «В 1889 году был построен театр. Архитектура его не представляет какого-либо художественного интереса. Зрительный зал выполнен в стиле Ренессанс. В текущем году перед главным входом в театр поставлен портик с 4-мя рустованными колоннами, несколько украсивший его угрюмый вид; в зрительном зале произведен капитальный ремонт, однако можно опасаться, что позолота даст быстрое потускнение, так как выполнена не червонным золотом».
Кстати, совсем в другом ключе о театре писал тогда же в газете «Рабочий» херсонский журналист Михаил Дарьял. Его пышущая оптимизмом заметка «Обновленный театр» была опубликована 20 октября 1927 года. Из нее сегодня мы, пожалуй, впервые узнаем о том, в какой цвет было выкрашено здание театра, как оно воспринималось горожанами, какую имело архитектурную ценность и многое другое:
«Долгие годы с театральной площади мрачно глядело желтое здание городского театра, нагоняя своим видом тоску. Построенный довольно безвкусно еще в 1889 году (в стиле Ренессанс — эпоха Возрождения) театр с тех пор ни разу не ремонтировался. Только благодаря усиленным заботам Херсонского Окрисполкома и Горсовета удалось добыть средства и капитально отремонтировать театр. Площадка перед театром убрана и расчищена. Внутри театр отделан новыми обоями и драпировкой. Мебель реставрирована и имеет однотипный характер. Коридоры, фойе и курильня также отремонтированы. Сцена приведена в полный порядок. В общем, театр производит хорошее впечатление. Руководит ремонтом архитектор местхоза Д.П.Бунцельман. Обновленный театр — одно из ценнейших достижений в нашем культурном строительстве к десятилетию Октября».
Как видно, М.Дарьял ни словом не обмолвился о «позолоте» и других реставрационных тонкостях, которые были применены при ремонте (не реконструкции) театра. И только Сильванский спустя почти год на страницах «Старого Херсона» иронично высказался по поводу отделки зала театра квази-золотом. Впрочем, не только об этом. Стремясь хоть как-то повлиять на местные власти, не очень заботившиеся тогда о культурном наследии прошлого, он так пишет по поводу разрушавшегося здания «Таврического дворца» — «единственного уцелевшего частного дома Старого Херсона»: «»Бережная рука» Жилкоопа поддерживает дом и к колоннам приставила бревенчатые подпорки…».
Увы, и спустя почти 75 лет после выхода книги Сильванского херсонские власти не очень заботятся как о сохранении отдельных архитектурных реликвий XVIII — начала XIX столетий, так и большинства значительных строений Старого Херсона более позднего времени, представляющих собой уникальный историко-культурный комплекс. Налицо какая-то дурная преемственность, протянувшаяся на многие десятилетия…