Прощание с театром
Такой была атмосфера вокруг театра «СОЗ», гастролировавшего в городе в течение всего двух с небольшим месяцев. Разумеется, Сильванский был заинтересованным наблюдателем этой драмы, поскольку именно с «СОЗом» решил навсегда уехать из Херсона. Он поступил на службу в театр в тот момент, когда вместе с Игорем Терентьевым из Херсона в Одессу уехала талантливая актриса Эмилия Инк (жена Владимира Кашницкого) и некоторые другие ближайшие его соратники. Тогда «СОЗу» экстренно понадобились профессиональные работники на различные должности, причем владеющие украинским языком. Времени на подбор новых кадров, вместо уехавших, у нового руководства труппы не было. Потому Сильванский, по протекции Кашницкого, без особых проблем был принят на службу в театр, и можно сказать, что новый репертуар «СОЗа» во многом явился заслугой его как заведующего литературной частью. До конца гастролей этого коллектива херсонцы увидели постановки «Яблуневий полон» по Ивану Днипровскому, «Митька на царстві», «Республіка на колесах», «Фея гіркого мигдалю», «Диктатура» по Ивану Микитенко, «1905 рік» по С.Бондарчуку и «Закут» по Миколе Кулишу.
Из писем Сильванского к Н.Н.Иванченко можно понять, что он не собирался связывать свою судьбу с «СОЗом», а лишь использовал его для своих передвижений по стране — до того момента, когда повезет удачно осесть на новом месте. На каком-то этапе он покинул оказавшийся спасительным для него этот театр и очутился в Москве, где, как полагал, ему будет гораздо проще жить и работать. Вполне возможно, что Сильванский надеялся какое-то время работать в «СОЗе», присмотреться к новым обстоятельствам, а уже затем принять окончательное решение. Однако в Луганске или Харькове ему подвернулась возможность уехать в столицу, которую он хорошо знал, где имел немало знакомых. Они и помогли ему на первых порах, в том числе и с устройством на работу. Для Сильванского это было тем более важно, что всевозможные «чистки» особую опасность для «бывших» представляли именно в провинции, да и украинизация на его родине, фактически направленная на политическое укрощение и нейтрализацию национальной культуры, являлась для него не меньшим злом. Столичная жизнь тогда еще не была такой мрачной, как то случилось во второй половине 1930-х годов, и можно было надеяться «затеряться в толпе», неприметно существовать и понемногу заниматься любимым делом.
Эти предположения подтверждает и динамика, с которой Сильванский перемещался по территории СССР. В начале марта 1930 года он еще находился с театром в Луганске, а уже в апреле сообщал своему корреспонденту, что переехал на постоянное место жительства в Москву, где получил и работу, пусть временную. Если учесть, что «СОЗ» являлся харьковским театром, то в столицу Сильванский отбыл, скорее всего, из Харькова, когда закончилось гастрольное турне незадачливой труппы по городам Украины. В Москву он перевез большую часть своей библиотеки, переписку, наиболее ценные вещи и коллекцию книжных знаков.