Сильванский и Андреенко-Нечитайло
Знакомство с жизнью и деятельностью Сильванского закономерно вызывает вопрос: что считать в не очень обширном его творческом наследии наиболее ценным? Здесь мнения могут разделиться. Однако возьму на себя смелость утверждать, что для херсонцев главным трудом Сильванского была и останется первая часть его несостоявшегося фундаментального исследования «Старый Херсон» — «Греческое предместье».
Она написана в доступном, легком стиле, в отличие от очерков о городе работы других авторов, например, А.Н.Чиркова, рассматривавшего сугубо исторические аспекты биографии Херсона, или того же А.С.Петражицкого, «разбавлявшего» свои исторические очерки города политической информацией сомнительного толка (в чем он, собственно, не был виноват) и, в основном, упиравшего на экономические выкладки в ущерб другим аспектам. Сильванский же уделил в «Старом Херсоне» много внимания религиозным и историко-культурным моментам.
Эту направленность издания усиливают и тщательно подобранные иллюстрации, в частности, два рисунка Михаила Андреенко-Нечитайло: «Дом с урнами по Богородицкой ул.» и «Старые резни». Сильванский высоко ценил творчество этого живописца и популяризировал его при каждом удобном случае. Так, годом раньше, когда вовсю масштабно праздновалось 10-летие Октябрьского переворота (кстати, в 1920-е годы такой термин широко употреблялся в печати и исследованиях; спустя же годы называть Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию «каким-то» Октябрьским переворотом считалось невозможным и даже враждебным), Сильванский в Херсонской Центральной Библиотеке, как писала газета «Рабочий», «выставил свою коллекцию книг по искусству за 10 лет». Эта мини-выставка была открыта для посетителей 4 и 5 ноября 1927 года «с 12 часов дня до 8 часов вечера».
И хотя вряд ли на ней демонстрировались какие-либо работы Андреенко-Нечитайло, все же в своих пояснениях автор выставки не мог обойти имя этого херсонского художника.
Впрочем, в том же году Сильванский экспонировал семь работ Андреенко-Нечитайло на первой после 1917 года выставке херсонских художников, среди которых был и книжный знак одессита Христофора Дувартжоглу, находящийся сейчас в собрании М.А.Емельянова. Если вспомнить, что к тому времени живописец-новатор уже был эмигрантом, жившим в приютившей его и тысячи других россиян, которые не приняли Октябрьский переворот, благословенной Франции, то показ его работ на юбилейной выставке 1927 года и публикация их в книгах «Провинциальные книжные знаки», «Старый Херсон» и «Библиотеки Старого Херсона» может вызвать только восхищение смелостью Сильванского, проявившего гражданское мужество и верность мужской дружбе.
А что экспонирование работ «херсонского парижанина» (определение Е.А.Потапова) действительно было небезопасно для Сильванского, свидетельствует и вполне «идеологическая» рецензия на выставку, опубликованная тогда же в газете «Рабочий». Само ее начало звучит как приговор от имени власти участвовавшим в ней живописцам: «Первое общее впечатление, какое складывается после самого беглого обзора выставки и какое не рассеивается и при более близком знакомстве с нею, — это полный отрыв выставляющихся художников от современности, от ее темпа, от основных настроений переживаемого нами времени».
Рецензент выставки был квалифицированным в своем деле человеком, а потому не мог в середине статьи, ослабив ее пугающую идеологическую установку, не сказать несколько «аполитичных» слов о собственно художественной ценности экспонировавшихся работ: «Но если отрешиться от этого основного упрека — некоторой замкнутости художников, какой-то их изоляции от всего действенного своеобразия наших дней, то нельзя не признать большого чисто художественного интереса, вызываемого показанными произведениями, хотя бы и лишенными общественно-социальных мотивов».
По мнению автора рецензии, «наибольшую ценность на выставке» представляли, «несомненно, вещи Михайлова, Курнакова и Шовкуненко». Что же касается экспонировавшихся работ «херсонского парижанина», то, по его мнению, они «обращают на себя внимание», хотя и с оговоркой: «Нечитайло-Андреенко […] кое-кто помнит, вероятно, как художника «дерзаний», представленного на выставке, однако, мало характерными вещами».
Юбилейную выставку херсонских художников посетило некое важное лицо из центра. Как писала газета «Рабочий», то был представитель Ассоциации художников Украины. Скорее всего, этот чиновник, как и автор цитированной статьи, мерой уровня экспонировавшихся работ избрал, прежде всего, идеологию. И хотя он таки отобрал несколько вещей для выставки в Харькове, вряд ли среди них была хоть одна, созданная Андреенко-Нечитайло.
Возвращаясь к теме иллюстраций «Старого Херсона», надо сказать, что в книге использованы и фотографии, сделанные как во второй половине XIX века — например, Потемкинского бульвара, Гостиного двора, Привозной площади, — так и в начале XX века, выпускавшиеся в виде почтовых фотооткрыток. К последним относится фотография памятника основателю Херсона князю Потемкину, сделанная местным фотографом В.П.Пещанским, который также был известным в городе коллекционером.