Дорожное дѣло до введенія земскихъ учрежденій. Важнѣйшія дороги и дорожныя сооруженія, переданныя земству.
Дорожное дѣло до введенія земскихъ учрежденій.
До введенія земскихъ учрежденій пути сообщенія находились въ завѣдываніи губернскаго особаго о земскихъ повинностяхъ присутствія. Для выполненія работъ, требовавшихъ техническихъ знаній, существовала, такъ называемая, губернская строительная и дорожная комиссія съ особымъ штатомъ инженеровъ и архитекторовъ. Комиссія эта разсматривала техническія смѣты, составленныя инженерами, наблюдала за устройствомъ и исправленіемъ дорожныхъ сооруженій; на ней лежалъ и общій надзоръ за исправнымъ состояніемъ грунтовыхъ дорогъ. Главное вниманіе губернскаго начальства въ то время обращено было на почтовыя, военныя и большія транзитныя или торговыя дороги, и на нихъ тратились довольно значительныя денежныя средства сверхъ примѣненія и натуральной повинности. Менѣе важныя транзитныя и проселочныя дороги содержались исключительно натуральной повинностью.
Для этой цѣли сельскія общества поставляли рабочихъ, а помѣщики тамъ, гдѣ дороги пролегали по ихъ землямъ, должны были отпускать необходимый матеріалъ. Разсчеты и смѣты на ремонтъ и постройку новыхъ сооруженій и опредѣленіе количества рабочихъ дней для исправленія полотна дорогъ натуральной повинностью производились уѣздными по земскимъ повинностямъ присутствіями на три года впередъ, а затѣмъ передавались на утвержденіе губернскаго начальства Благодаря такому порядку дорожная комиссія лишена была возможности предусмотрѣть могущія быть непредвидѣнные расходы, вслѣдствіе чего снесенные водой мосты цѣлыми годами не замѣнялись новыми, а поврежденныя сооруженія не исправлялись. Помимо этого, дорожное дѣло не мало страдало отъ обычной въ дореформенное время бумажной волокиты. Въ дѣйствительности дороги были предоставлены самимъ себѣ и содержались только заинтересованными въ исправномъ ихъ состояніи сельскими обществами и помѣщиками.
Важнѣйшія дороги и дорожныя сооруженія, переданныя земству.
По упраздненіи губернской строительной и дорожной комиссіи, весною 1865 г. земству переданъ былъ подъ названіемъ техническихъ описей краткій перечень дорогъ и находящихся на нихъ сооруженій. Въ Херсонскомъ уѣздѣ дороги и сооруженія приняты были членами управы Калагеоргіемъ-Алкалаевымъ и Волохинымъ и приглашеннымъ архитекторомъ Диринымъ въ августѣ мѣсяцѣ. Къ сожалѣнію свѣдѣній о томъ, въ какомъ состояніи приняты были дороги и сооруженія ни въ уѣздной, ни въ губернской управахъ не имѣется. По переданнымъ земству описямъ были приняты двѣ „главныя почтовыя“ дороги и двѣ торговыя.
Почтовыя дороги: 1) отъ Херсона черезъ Николаевъ, Кандыбино, д. Водяну на Бобринецъ и Елисаветградъ, протяженіемъ по нашему уѣзду 128 ¼ верстъ, и 2) отъ Херсона черезъ Бериславъ до границы Екатеринославской губерніи, длиною 168 ¾ верстъ. Всего почтовыхъ дорогъ 297 верстъ.
На первой изъ этихъ дорогъ было 10 каменныхъ мостовъ, 1 земляная гать съ тремя каменными трубами для пропуска воды, 1 деревянный мостъ съ каменными устоями и 1 деревянный на плашкоутахъ мостъ черезъ р. Ингулъ въ Николаевѣ, а всего 13 сооруженій. На второмъ трактѣ было 7 каменныхъ мостовъ, 9 деревянныхъ съ каменными устоями, 3 каменныхъ оградительныхъ стѣнки, 4 земляныхъ гати въ каменныхъ стѣнкахъ, при чемъ одна изъ нихъ съ двумя деревянными мостами, и 5 земляныхъ насыпей, а всего 30 сооруженій.
Торговыя дороги: 1) отъ г. Берислава до Кривого-Рога и отъ Николаева до г. Берислава. Кромѣ этихъ главныхъ, довольно большихъ по протяженію путей въ уѣздѣ, были переданы еще два небольшихъ участка почтовыхъ дорогъ: изъ Николаева въ Одессу и изъ Берислава въ Таврическую губ. Первая изъ нихъ на территоріи Херсонскаго уѣзда представляетъ собою только деревянный наплавной мостъ черезъ р. Бугъ у г. Николаева, вторая, — такой же мостъ и переправу черезъ р. Днѣпръ у г. Берислава. Мостъ черезъ р. Бугъ, принадлежащій къ числу крупнѣйшихъ сооруженій (длина наплавной части моста 390 саж.), былъ устроенъ по Высочайшему повелѣнію еще въ Крымскую войну и обошелся морскому вѣдомству свыше 42 тысячъ рублей; кромѣ того, на устройство плотины къ этому мосту у берега Буга въ м. Варваровкѣ израсходовано 15.605 рублей. Въ 1857 г. мостъ и переправа черезъ р. Бугъ, по Высочайшему повелѣнію переданы были въ вѣдѣніе Николаевскаго городского самоуправленія, и въ пособіе ему назначено было выдавать ежегодно изъ суммъ губернскаго земскаго сбора по 7.147 руб. 50 коп. Уплата такой значительной суммы изъ средствъ земства и въ тоже время устраненіе его отъ завѣдыванія мостомъ не могли считаться нормальнымъ явленіемъ, а потому въ 1865 г. губернское земское собраніе постановило ходатайствовать о передачѣ Бугскаго моста въ завѣдываніе земства. Послѣ долгой переписки, по распоряженію правительства, мостъ былъ переданъ земству въ 1866 г.
Бериславскій мостъ и переправа соединяли Крымскій трактъ съ трактомъ черезъ Кривой-Рогъ на Кременчугъ. Трактъ этотъ въ то время имѣлъ большое торговое значеніе, такъ какъ этимъ путемъ главнымъ образомъ чумаки возили изъ Крыма соль. Переправа содержалась правительствомъ и производилась безплатно. Но, очевидно, казенной переправы здѣсь было недостаточно, потому что перевозкой занималось до 70 паромовъ, принадлежавшихъ Бериславскимъ мѣщанамъ. Во второй половинѣ іюля наводился мостъ, состоявшій изъ двухъ частей. На казенной переправѣ и мосту содержалось до 60 человѣкъ команды. Въ первое время существованія земскихъ учрежденій губернскимъ земствомъ выдавалось переправѣ ежегодно пособіе въ размѣрѣ 180 руб. на содержаніе почтоваго ялика. Въ 1880 году по Высочайшему повелѣнію Бериславская переправа передана была губернскому земству, съ единовременнымъ пособіемъ въ 11 тыс. руб. на переустройство моста и ежегоднымъ пособіемъ въ 8774 руб. на содержаніе его и переправы.