Глава IX. Коренное преобразование Главных мастерских имени III Коминтерна
Коренное преобразование Главных мастерских имени III Коминтерна наступило в начале 1930-х годов, когда большую роль в развитии речного судоходства и судостроения на Днепре сыграло введение в строй в 1932 году Днепровской ГЭС имени Ленина (работы на ней стали разворачиваться с 1927 года). До ее создания нельзя было с полной нагрузкой использовать порты этой реки. Херсон, являясь конечным пунктом всей днепровской водной артерии, не мог извлечь выгод из своего положения в связи с прерыванием водного пути мощными порогами. Ситуация радикально изменилась после сооружения гидроэлектростанции и шлюзования Днепра на месте порогов. Открытие движения вниз по реке из Киева в Херсон (первые пароходы по этому маршруту пошли в 1933 году) значительно расширило район тяготения к Херсону.
Тогда и возникла необходимость в создании крупной базы речного судостроения в Нижнем Приднепровье. Херсон был выбран ее местом не случайно: во-первых, из-за удобства своего географического положения для ведения крупных судостроительных работ; во-вторых, благодаря наличию большого числа квалифицированных кадров судостроителей и техперсонала; в-третьих, потому, что здесь оставались традиции судостроения, складывавшиеся с конца XVIII века до начала ХХ-го.
Коренная реорганизация мастерских началась в 1931 году в соответствии с задачами Первого пятилетнего плана развития хозяйства СССР: по заказу Херсонского судостроительного комбината Водстрой приступил к строительству совершенно нового речного судоремонтного завода, получившего название имени III Коминтерна. Старые помещения мастерских, обветшавшие и фактически пришедшие в негодность, уже не удовлетворяли растущие запросы производства. В то время, например, котельный цех, построенный в 1926-1927 годах, представлял собой большой досчатый сарай, а литейный цех выглядел небольшим облупившимся сооружением с досчатой пристройкой (он возводился по указанию С.А.Коценюка в 1923-1924 годах). Судьба этих сооружений была следующей: то, которое занимал котельный цех, перестало функционировать в качестве такового с постройкой нового цехового помещения и подверглось разборке, а принадлежавшее котельному цеху существовало и после постройки нового здания в 1935 году. Оно исчезло в период оккупации 1941-1944 годов.
Жалкой досчатой избушкой «на курьих ножках» стояло помещение электроцеха и модельной мастерской. Здесь еще в 1902-1903 годах размещалась квартира боцмана дока Коваленко. Здание пошло на слом в середине 1930-х годов.
Не менее неприглядно выглядели тогда и другие цеховые помещения Главных мастерских имени III Коминтерна.
На развернувшемся строительстве завода имени III Коминтерна к середине 1930-х годов было возведено несколько специально спроектированных под его цеха и склады помещений. В 1930 году заложили, а в следующем закончили строить здание слесарно-механического цеха. Оно появилось на месте располагавшейся там когда-то шерстомойки Лемперта. На территории бывшего дока Коваленко в 1931 году вырос просторный корпусокотельный цех, и тогда же навсегда исчез док Сушкова, где традиционно производилось только деревянное судостроение, — на его месте возник деревообделочный цех. В 1933 году выстроили помещение кузнечного цеха, а два года спустя вместо нескольких одноэтажных домишек коренных жителей Карантинного острова возвели здание литейного цеха. За короткое время на территории высокими темпами создававшегося предприятия появились и другие здания-склады, служебные помещения, сараи.
Росло на новом заводе и число работающих: если в 1929 году здесь трудилось 149 человек, то в следующем — 606, а в 1932 — 750. По плану созданного в Херсоне судостроительного комбината Наркомвода на предприятии должно было числиться уже 1200 человек. Вскоре этот недостаток ликвидировали, и количество рабочих в короткое время превысило 1000 человек.
Одновременно наблюдалось и увеличение выпускаемой заводом имени III Коминтерна продукции. К ноябрю 1932 года она исчислялась в сумме 3,5 миллиона рублей (золотом). По плану второй пятилетки в 1933 году предприятию предстояло вдвое улучшить свои показатели.
Начатый в 1931 году, новый завод к ноябрю следующего года был готов на 70%. Он состоял из семи больших, просторных каменных цехов и множества других построек, включая столовую.
Вместе с тем в Херсоне возникали и другие судостроительные предприятия. В конце 1929 года на Карантинном острове вступила в строй поначалу небольшая верфь Рыбтреста. На ней трудилось 70 человек, строивших моторные лодки грузоподъемностью 5-10 тонн каждая. Спустя два года на верфи работало 118, а в 1932 году — 219 человек. Они строили уже небольшие суда грузоподъемностью до 125 тонн. К концу первой пятилетки судостроительные мастерские Рыбтреста занимали территорию в 154 метра по берегу Кошевой и 103 метра вглубь острова. Тогда же началось ее расширение еще на 200 метрах дополнительно выделенной территории, где к началу второй пятилетки выросло здание литейного цеха и другие сооружения. Только с 1931 по 1933 годы на верфи Рыбтреста спустили на воду 323 судна общим тоннажем 3093 тонны.
Также в 1930 году на Карантинном острове были заложены и в следующем году в основном построены мастерские судостроительного комбината № 2 (до того — верфь Совторгфлота). Они располагались на территории 320 квадратных метров. Вначале в мастерских работало 120 человек, а в 1932 году — уже 360. К концу второй пятилетки предприятие механизировали на 80%, здесь, наряду с циркульными пилами и специальными станками, работал гатер, который обслуживали лучшие бригады Яндолаева и Шпака, постоянно перевыполнявшие плановые задания на 25 и больше процентов. Тогда среди рабочих все большую популярность приобретали различные соревновательные формы труда, прежде всего, ударничество и социалистическое соревнование. Благодаря высоким темпам работ на верфи за два года было построено 21 судно общей грузоподъемностью 950 тонн.
Но лидировали среди херсонских корабелов коминтерновцы. В 1930 году они приступили к строительству 100- и 500-тонных барж, что явилось важным для зерноперевозок, значительно увеличившихся с начала 1930-х годов после появления в Херсоне элеватора. В связи с этим завод вскоре стал выпускать 1000-тонные баржи и плавучие элеваторы. За годы первой пятилетки на предприятии были построены мощные буксиры «Тельман», «Литвинов», «Республика», «Федерация» и другие, начато строительство 350-сильного пассажирского парохода «Ильич», для транспортной линии Киев — Херсон реконструированы пароходы «Чубарь», «Петровский», «Боровский». «20 июля 1933 года, — писала газета „Водный транспорт”,- пароход „Чубарь” прибыл в Херсон первым рейсом из Киева. Пройдя Днепровские шлюзы, он открыл грузопассажирскую линию, соединяющую Нижний и Средний Днепр. Сплошное судоходство Киев — Херсон открыто. Регулярные рейсы установлены».
Примечательно, что к 1932 году — за 15 лет советской власти — утроилось количество судов в херсонском порту. В этом была большая заслуга коллектива прежде мастерских, а затем завода имени III Коминтерна, где на то время ремонтировались и строились почти все пароходы, вступившие в строй на нижнем течении Днепра в период с 1920-х годов по начало 1930-х.