Глава XIII. Завод имени III Коминтерна в предвоенные годы
Херсонский судоремонтный завод имени III Коминтерна реконструировался и стал судостроительным заводом в два этапа: в 1934 году, когда в его реконструкцию и строительство было вложено 4,5 миллиона рублей, и в 1936-1937 годы, когда на те же цели пошло 6 миллионов. В 1935 году на предприятии уже производились самоходные суда, двигатели к которым поставлял один из николаевских заводов. Спустя два года необходимость в этом отпала, поскольку двигатели, как и все остальные узлы для строящихся судов, создавались на месте.
С начала второй пятилетки и к середине третьей объем выпускаемой предприятием продукции увеличился во много раз. Так, в 1936-1937 годах его ежегодная пропускная способность достигала почти 5 тысяч индикаторных сил самоходного флота и примерно 40 тысяч тонн тоннажа несамоходного флота. А в 1940 году завод выпустил продукции на 15,9 миллиона рублей. Из более двух десятков крупных и средних херсонских предприятий тогда лучшие показатели были только у завода имени Петровского (произведено валовой продукции на 42 миллиона рублей) и консервного завода имени Сталина (20,4 миллиона рублей).
Ускорению темпов возведения завода, а затем и значительному увеличению объема выпускаемой им продукции, помимо таких факторов, как достаточность территории и акватории для собственно строительства, а также помимо острой необходимости в пополнении речного флота Херсонского порта (в то время он обслуживал весь местный грузооборот Нижнего Приднепровья), в значительной мере во второй пятилетке способствовал рост численности в городе предприятий по производству строительных материалов.
В годы трех довоенных пятилеток, особенно с середины второй, коминтерновцы стали успешно вести строительство крупных самоходных судов. Если еще в 1929-1933 годах основную часть всех работ на предприятии составлял судоремонт (по окончательному восстановлению флота), то уже с 1934-1937 годов начало преобладать судостроение. Летом 1934 года на стапелях была заложена плавучая дезинфекционная баня, предназначавшаяся для нужд заводчан. Строились 100-, 150-, 500- и 1000-тонные баржи, а в 1932-1939 годах, кроме четырех крупных металлических барж, на воду спустили пароходы «Ленин», «Бойкий», «Ленинград», «Профинтерн» и другие. Затем предприятие приступило к постройке крупных бензовозов, производство которых продолжалось вплоть до начала войны, и газовозов. Только в период с 1939 по 1941 год завод выпустил более 80 бензовозов.
Постоянно накалявшаяся в 1930-е годы международная обстановка, а особенно после 1933 года, когда в Германии во главе своей партии к власти пришел Адольф Гитлер, требовала усиления боевой мощи СССР. В стране, в частности, существенно увеличилось строительство военных кораблей. В создании мощного советского боевого флота значительную роль сыграло образование в 1937 году — по решению сессии Верховного Совета СССР — Народного Комиссариата военно-морского флота.
В укрепление обороноспособности страны внесли свою лепту и коминтерновцы. Еще до образования Наркомата военно-морского флота, в 1933-1935 годах, на заводе был создан цех специального назначения № 7, на котором, по заказам Наркомата обороны страны, строились торпедные катера и производился капитальный ремонт подводных лодок. Он успешно справлялся с выполнением полученных государственных заказов до самого последнего дня работы завода, когда предприятие стало эвакуироваться. В цехе трудились одни из лучших специалистов-коминтерновцев: инженер Анатолий Тимофеевич Андреев, в 1950-е работавший главным инженером завода, уроженец Урала Василий Федорович Пашнин, прораб по ремонту подводных лодок Георгий Петрович Коваль и многие другие. Это подразделение отличалось высокой технической оснащенностью и такой же производительностью.