Глава II. Переходу на хозяйственный расчет и самофинансирование
В следующем, 1990-м, году межотраслевое государственное объединение «Головрічфлот», завершая подготовку к переходу на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, начало создавать его механизм с привлечением личных средств работников береговых предприятий и флота. С этой целью оно выпустило собственные акции, которые имел возможность приобрести каждый, кто трудился в системе Главречфлота. Всем было обещано получение определенной прибыли, которая станет образовываться в результате производственно-хозяйственной деятельности МГО.
В «Положенні про самофінансування трудового колективу із залученням особистах внесків трудящих» указывалось, что МГО «Головрічфлот» рассматривается как акционерное объединение, членами которого могут быть работники, отработавшие на предприятиях или на флоте не менее трех лет (включая службу в Советской Армии). Само членство оформлялось согласно личному заявлению и решению трудового коллектива. МГО покупало в банке акции стоимостью 50, 100, 250 и 1000 рублей, конкретный размер годовой прибыли по которым начислялся советом акционерного общества по итогам производственной деятельности в течение года. Минимальный размер выплачиваемой по ним прибыли составлял 10% годовых, в том числе — 3% в конвертируемой валюте.
При этом наибольшая стоимость всех акций, которые мог приобрести работник, определялась в размере четырех месячных окладов (тарифных ставок) и не должна была превышать тысячу рублей. Акции реализовывались в зависимости от стажа работы члена акционерного объединения следующим образом: при стаже от 3 до 10 лет — на один месячный оклад (тарифную ставку), от 10 до 15 лет — на два месячных оклада, от 15 до 20 лет — на три месячных оклада и свыше 20 лет — на четыре месячных оклада. На каждого акционера в банке открывались два счета: один — для хранения денег, второй — для процентных начислений. Фактическая прибыль на акции начислялась из резерва объединения по фонду материального поощрения один раз в квартал с коррекцией, которая допускалась в конце года, а выплачивалась раз в году после 15 февраля. В случае увольнения работника с предприятия, ему возвращалась стоимость акций и невыплаченная прибыль. При выходе на пенсию за ним сохранялось право на получение прибыли по акциям, а после смерти стоимость принадлежавших ему акций и прибыль на них выплачивались его наследникам.
В июне 1990 года межотраслевое государственное объединение «Головрічфлот» утвердило положение о самофинансировании трудового коллектива с привлечением личных взносов своих работников. Согласно ему, «с целью достижения высоких результатов производственно-хозяйственной деятельности, сочетания государственных и личных интересов работников» МГО, был создан механизм самокредитования, позволявший привлечь личные средства трудящихся для дальнейшего развития производства через выпуск акций и получения прибыли по ним. При этом МГО «Головрічфлот» рассматривалось как «Государственное акционерное социалистическое объединение без изменения юридического статуса».
Почему новообразование называлось социалистическим, в положении не объяснялось, однако в нем доступно и полно раскрывались важнейшие моменты участия работников в финансировании своими средствами МГО «Головрічфлот» с целью получения дополнительной прибыли: выпуск акций, их движение, механизм начисления прибыли, создание и использование фонда самокредитования, взаимоотношения объединения с трудовыми коллективами, порядок утверждения, дополнения и изменения самого положения. Важным пунктом этого документа являлось четкое пояснение того, что «государство по обязательствам МГО „Головрічфлот”, связанным с движением и использованием средств фонда самокредитования, ответственности не несет». Тогда это означало риск, к которому большинство населения СССР еще не было готово.
Впрочем, руководство объединения не ограничивалось только выпуском важных документов, но и само постоянно направлялось в регионы с тем, чтобы ознакомиться с менявшейся ситуацией и удерживать контроль над ней. Так, в декабре 1990 года в «красном уголке» корпусосварочного цеха состоялась встреча коминтерновцев с начальником МГО «Укррічфлот» Н.А.Сла-вовым. Он и раньше был нередким гостем предприятия, но тогда ситуация в СССР вообще и в Украине в частности внушала беспокойство, и потому его визит носил особый характер.
Заводчане доложили руководителю украинских речников о том, что 1990 год, несмотря на трудности, возникшие в связи с экономической нестабильностью в стране, оказался для их предприятия удачным и по перевозкам, и по судоремонту, и даже по судостроению, объемы которого сокращались все больше. И хотя ряд пунктов коллективного договора выполнены не были, а некоторые — лишь частично, на итоговых показателях это отразилось слабо.
В свою очередь, Н.А.Славов сообщил собравшимся, что план по прибыли за десять месяцев речники Украины перекрыли на 22 миллиона рублей, и особенно хорошо в этом направлении потрудился плавсостав флота завода имени Коминтерна. Тогда во всем Днепровском бассейне успешно развивалась социальная сфера: в течение года речники республики получили 1187 квартир, а в Херсоне в стадии завершения находился дом молодежного жилищного кооператива; за валюту было приобретено 130 автомобилей «Таврія», которые распределили между всеми предприятиями бассейна (в следующем году планировалось на тех же условиях закупить для речников уже 250 малолитражек); своих счастливых владельцев ждали закупленные в конце ноября видеомагнитофоны.
Также Славов сказал, что Укрречфлот вышел из состава Министерства транспорта УССР, чем сохранил и умножил свои основные фонды. «Сейчас наша отрасль является самостоятельной производственной единицей, и благосостояние ее тружеников прямо зависит от того, как продуктивно мы будем работать в будущем, что должно стать основной заботой каждого- от судосборщика и матроса на судне до директора завода», — подчеркнул он.
От руководителя МГО «Укррічфлот» коминтерновцы узнали, что тогда это ведомство вело борьбу с Херсонским горисполкомом за больницу водников, которая была построена специально для речников в первой половине 1980-х годов.
Говоря о заводе, Славов отметил, что он, несмотря на определенные трудности, вносит свой вклад в дело выполнения плановых заданий речниками Днепровского бассейна. В то же время начальник МГО поставил перед коллективом предприятия задачи на будущее: «Переход к рыночной экономике требует от коминтерновцев в первую очередь повысить эффективность своей работы, создать гибкий, трудоспособный аппарат управления. А еще следует поднять на более высокий уровень обслуживание судов заводского флота, для чего следовало бы создать отдельное хозрасчетное предприятие типа „Інфлот”, которое будет отвечать современным требованиям по обеспечению транзитного флота всем необходимым для продуктивной работы теплоходов».
В заключение он напомнил заводчанам о насущных для них и компании делах: «Перед коминтерновцами сейчас встает ответственная задача — как можно раньше начать тщательную подготовку к навигации следующего года, отремонтировать суда в строго обусловленный срок и с высоким качеством. Ведь рыночные отношения будут требовать, чтобы теплоходы не простаивали в ремонте ни одного дня, иначе это обернется для завода прямыми убытками».